Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование Образование

Высшее образование инвалидов (психологические и социально-экономические аспекты проблемы)

Проблема получения высшего образования инвалидами на самом деле не является проблемой чисто государственной. Это общественная проблема. Нам известно, как относились к инвалидам в советское время - «нет человека — нет проблемы». А между тем многие гарантии для инвалидов существовали и тогда, в частности, прохождение вне конкурса тех инвалидов, которые поступали в вузы. И только сильные духом выживали в этой борьбе. А те, кто не мог этого сделать по разным причинам, оставались дома и существовали на мизерные государственные пенсии. Сколько талантливых людей потеряли мы за это время?
Общественные способности и потенциал инвалида остаются нереализованными в России и по сегодняшний день. На постоянной основе нужна программа, которая включила бы в себя опыт многих инвалидных организаций, органов государства по полной реабилитации инвалидов:
Школа - ВУЗ - работа. Не секрет, что именно половинчатость нашей системы образования приводит к безработице не только среди инвалидов, но и среди здоровых людей. Тут включается ряд проблем. Школа должна подготовить полноценного, всесторонне развитого человека. К сожалению, особенно в последние годы, среди большинства учеников школ вырастает поколение мало читающих, совершенно не тянущихся к знаниям людей. Среди них бытует мнение: «Все равно мы никому не нужны». Подобные пораженческие настроения нужно истреблять в школах и семьях. Нужны примеры, на которые бы равнялись многие. Абитуриент-инвалид старается получить среднее специальное образование с наметками на высшее. Многие из нашей группы, обучающиеся в РГПУ имени Герцена, через это прошли. Ошибка этой системы в том, что человек-инвалид не может переключиться сразу с одного дела на совершенно другое.
Став студентом ВУЗа, инвалид должен пройти курс психологической и физической реабилитации. Он должен быть уверен, что он нужен обществу. Причем, в большинстве случаев, обществу себе подобных, т.к. только организации инвалидов могут предоставить ему работу с подобающими условиями труда. (В очень редких случаях работу предоставляют государственные и коммерческие организации на таких драконовских условиях, что люди редко доживают до пенсионного возраста). Таким образом, этот путь является наиболее корректным по отношению к инвалидам.
Проблема финансового обеспечения высшего образования для инвалидов всегда стояла на первом месте. И тут нашему государству приходится преодолевать негативное отношение общества к инвалидам. И в самом деле, зачем тратить деньги, если известно, что инвалиду некуда деться даже после окончания ВУЗа? Значит, нужна эффективная программа на рынке труда путем прогнозирования и анализа ситуации. Необходимо знать, какие специальности котируются. Выявлять потребности коммерческих и некоммерческих компаний в связи программой занятости среди инвалидов. Государство начинает делать в этом направлении первые шаги: освободило организации от внесения за работающих в ней инвалидов взносов во внебюджетные фонды, объявило о введении специального сбора на нужды трудоустройства инвалидов со всех организаций, в штате которых менее 3% составляют инвалиды. Последняя мера, еще не введенная в действие, может привести к тому, что работодатели будут стремиться в первую очередь создавать места для неквалифицированных работников, а инвалиды с высшим образованием не будут иметь возможности устроиться на работу по специальности, поскольку создание условий для работы высококвалифицированного специалиста- инвалида требует больших затрат.
Откуда взять деньги? Необходимо развести два способа получения инвалидами образования: за государственный - очное или индивидуальное (на дому, заочное обучение), и использующее негосударственные источники финансирования. Государственный способ имеет достоинства: государство имеет рычаги управления ситуацией, внебюджетные денежные потоки по обеспечению контролируются им. Негосударственный способ является эффективным тогда, когда бремя расходов берут на себя негосударственные ВУЗы, но обычно они принимают от 1 до 5 человек, и поэтому могут вовлечь лишь небольшой круг желающих получить высшее образование.
В том и в другом случае окончившие ВУЗ могут рассчитывать только на самих себя, так как государство и общество пока еще не готовы обеспечить их работой после окончания ВУЗа. Они должны быть психологически готовы к борьбе за «место под солнцем», причем гораздо более жесткой, чем обучение в вузе. ВУЗ должен стать для инвалидов широко открытым окном в мир новых возможностей. Но следует помнить, что получение высшего образования - не панацея от всех бед, оно является лишь путевкой в непростую жизнь. И то, как человек ею распорядится, зависит вся его судьба!

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы