aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Образование инвалидов в специальных учреждениях

В нашем обществе инвалидов воспринимают по-разному. Часто больным людям приходится сталкиваться с двумя крайностями по отношению к себе: это либо чрезмерная жалость и ненужная опека, либо полное неприятие, порой переходящее в агрессию. Окружающим сложно общаться с инвалидами на равных, ведь до сих пор распространено представление об интеллектуальной и психической неполноценности людей с физическими недостатками.
На мой взгляд, не стоит удивляться такому непониманию: информации об инвалидах крайне мало, а их самих не часто встретишь на улице и в других общественных местах. Здоровая часть населения не имеет опыта общения с людьми больными, так как инвалиды живут в некоем параллельном мире. Им нужно иметь сильный характер, чтобы не обречь себя на полную изоляцию.
Наше государство, как будто стесняясь инвалидов, старается изолировать их ещё в детском возрасте. Сразу замечу, что, говоря об инвалидах, я имею в виду прежде всего больных людей с последствиями детского церебрального паралича. Форма получения ими среднего образования, как правило, не имеет альтернативы - если ребёнок способен к сносному самообслуживанию, то единственная школа, куда его обязаны принять, это специальный интернат. Таким образом, дети с физическими отклонениями оказываются в значительной мере изолированными как от семьи, так и от обычных здоровых сверстников.
Замыкаясь в мире себе подобных, дети-опорники с каждым годом чувствуют себя всё неуютнее вне стен спец. учреждения. Образование и воспитание в специнтернате недостаточно готовит ребёнка к самостоятельной жизни в обществе. После окончания спецшколы ему требуется длительный период социальной адаптации, когда нужно учиться жить в реальном, а не искусственно созданном мире. К сожалению, это удаётся не всем, и среди бывших воспитанников интернатов нередки случаи суицида.
Обучение инвалидов в закрытых учреждениях приводит к тому, что многие люди, особенно дети, просто не догадываются об их существовании. А потому, когда человек с физическими недостатками появляется в общественном месте, то сразу становится центром повышенного внимания. Возможно, этого не происходило бы, если бы обучение больных и здоровых детей было не раздельным, а совместным. Общение детей, не имеющих проблем со здоровьем, со своими необычными сверстниками сделало бы общество более терпимым.
В Западной Европе полноценное большинство давно не противопоставляется неполноценному меньшинству. Существует лишь единое сообщество людей с различными проблемами, в том числе и физическими. Уважение к различиям между людьми в европейских странах ведёт к тому, что система специального образования в интернатах всё чаще признаётся дискриминационной. Помещение ребёнка в спец. учреждение рассматривается как нарушение его прав. Сегодня для западноевропейских стран характерно сокращение числа специальных школ и резкое увеличение количества специальных классов в общеобразовательных школах. Такой подход способствует максимальной интеграции инвалидов в общество, причём с детских лет.
Объявив себя демократическим государством, Россия в 1991 году ратифицировала Конвенции ООН «О правах инвалидов», «О правах умственно отсталых лиц». Тем самым наша страна продекларировала смену отношения к инвалидам, их гражданским правам, в сторону большего внимания к данной категории общества. Однако внимание к проблемам инвалидов, в том числе и к проблемам интеграционного обучения, обычно сводится к их обсуждению, а не решению.
Интересно, что на Западе идеи интеграции людей с отклонениями возникают как противостояние любым видам дискриминации. В России же такая интеграция рассматривается как необходимость гуманного отношения к инвалидам в ситуации резкого ухудшения жизни разных слоёв населения.
Совместное обучение детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками будет помогать нашему обществу понять, что всего лишь тонкая грань отделяет больного человека от здорового. Причём заболеть гораздо проще, чем поправиться. По последним данным, каждый третий житель России имеет проблемы со здоровьем, и число таких людей ежегодно увеличивается на восемьдесят тысяч человек. Эта печальная статистика показывает, что общество только выиграет, если поможет инвалидам стать активной и полезной его частью.
Немного о себе. Мне 28 лет, я инвалид второй группы с детства. В 1989 году окончила школу-интернат № 9 (11 классов). В 19891990 гг. обучалась в ПТУ ЛенУСО № 1 по специальности «машинистка». После окончания ПТУ работала по специальности в течение шести лет. В 1993 году окончила ПТУ № 1 по специальности «оператор ЭВМ». В настоящее время — студентка специального отделения «Юриспруденция» факультета социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена.

Назад Оглавление Далее