aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Инвалид и образование: (проблемы и перспективы)

По оценкам ЮНЕСКО до 10% населения планеты являются инвалидами в той или иной степени. В нашей стране существует множество факторов, увеличивающих этот процент /экологический кризис, производственный травматизм, алкоголизм и наркомания, безнадежное отставание от минимально допустимого уровня всех систем здравоохранения, и в первую очередь, системы ранней диагностики/. Только в Санкт-Петербурге ежегодно становятся инвалидами в результате травм около 500 человек, и рождается 500-600 детей с явными признаками ДЦП. Аналогичная картина и с другими патологиями, которые приводят к инвалидности.
Автор много лет активно занимается проблемами инвалидов опорно-двигательного аппарата (ОДА), участвовал в формировании общественного мнения по данному вопросу и пришел к пониманию двойственности ситуации. С одной стороны, предпринимаются многочисленные попытки претворения в жизнь разнообразнейших программ помощи инвалидам, а с другой стороны, все они рассматривают инвалида как объект приложения «внешних сил». Эксперимент с созданием в России всероссийского общества инвалидов (ВОИ) тоже малоутешителен. Важно учитывать и существенные ограничения материальных ресурсов в России. Необходимо найти центральный пункт приложения сил общества, такой пункт, сконцентрировав на котором некоторую часть средств, можно добиться значительных результатов.
Не стремясь умалить необходимость развития систем здравоохранения и социальной помощи инвалидам, считаю необходимым обратить внимание на проблему образования. При всех потерях, понесенных системой образования в последние годы, существующая система образования имеет достаточный потенциал и может быть адаптирована к ограниченным возможностям инвалидов. Важно осознать, что создание условий для включения лиц с ограниченными физическими возможностями в учебный процесс принесет большую пользу не только инвалидам, но и всем остальным участникам процесса обучения. Автор видит это, в частности, на примере воскресной школы, которую создала, и которой уже почти 10 лет бессменно руководит вице-президент нашей организации Надежда Владимировна Валейко.
Как инвалид, который на своем опыте испробовал все мыслимые формы обучения (обычная школа, домашнее обучение, вечерняя школа, специальное учебное заведение, обучение в лечебном заведении - на этапе школьного образования; дневная, вечерняя и заочная форма обучения - на последующих этапах), как функционер движения организаций инвалидов, постоянно занимающийся социальной защитой инвалидов с 1983 года, и, наконец, как профессиональный педагог, автор считает необходимым поделиться своими наблюдениями по данному вопросу. Возможно, выводы предлагаемой статьи покажутся кому-либо спорными, и, если читатели сочтут возможным поделиться своими критическими замечаниями с автором, то автор будет благодарен за всякую конструктивную критику.
Известно, что успех педагога существенно зависит от глубины его представлений о воспитуемом. Есть серьезные опасения, что сегодня при обучении тренируется не тот уровень сознания, на котором принимаются творческие решения. Анализ и синтез должны быть гармонично уравновешены. Складывается впечатление, что неосознанно бытует упрощенное представление об учащемся, как о некоем сложном компьютере. Это опасно, так как малые ошибки во входной информации могут привести к абсурдным результатам на выходе из компьютера. Именно нашими искаженными представлениями о личности ("малыми" ошибками) можно объяснить часто наблюдаемые плачевные результаты воспитательного процесса.
Много путаницы имеет место в понимании цели и задач воспитания молодежи, в том числе и правового воспитания. Известно, что Л.Н. Толстой яростно выступал против воспитательного процесса в учебных заведениях, считая его насилием над личностью. Сегодня необходимость воспитательной работы не оспаривается. Однако анализ публикаций на эту тему показывает, что у авторов таких публикаций нет сомнения в целях воспитания. Обсуждаются лишь методы навязывания учащимся системы взглядов (и заблуждений) взрослых. Между тем именно цели воспитания заслуживают обсуждения в первую очередь. Не претендуя на общее определение, автор считает необходимым подчеркнуть, что учебно-воспитательный процесс ребенка (подростка) инвалида должен быть в первую очередь направлен на развитие способностей личности интегрироваться в современный сложный и противоречивый мир. Такая цель трудна для любого ребенка, а тем более для ребенка-инвалида.
Имея дело с инвалидом, желательно как можно раньше выяснить физические, умственные и психические особенности такого человека и сформировать индивидуальную программу реабилитации, которая включала бы в себя раздел, посвященный образованию. К сожалению, во многом декларативной остается статья 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года, которая возлагает разработку индивидуальных программ реабилитации инвалидов на Государственную службу медико-социальной экспертизы (МСЭ). Вероятно, назрела потребность подключить к разработке индивидуальных программ организации, реально заинтересованные в претворении в жизнь таких программ. Автор имеет в виду организации инвалидов, ассоциации родителей детей-инвалидов, педагогическую общественность.
Вернемся к проблеме образования инвалидов. Основополагающий принцип здесь — взаимоотношения инвалида и общества. Очень отдает потребительским отношением к миру со стороны инвалидов тезис: «Что мир может предложить инвалиду?». Но и тезис: «Что инвалиды могут дать миру?» навевает какие-то мысли о рабовладельческих временах. Автор считает, что надо искать решение в духе равноправного партнерства, так как, с одной стороны, интеллектуальный потенциал лиц с ограниченными физическими возможностями в ближайшие годы будет востребован цивилизацией, а с другой стороны, только развитие экономического потенциала позволит облегчить жизнь инвалидов.
На пути инвалида к образованию стоят трудноразрешимые проблемы, один перечень которых вселяет дрожь в малодушных:
1. Основным стимулом к обучению является на сегодняшний день реальная потребность в работе вообще, готовность добросовестно выполнять обязанности, вытекающие из трудовых отношений. Только при этом условии появляется потребность в такой работе, которая может стать основным источником существования и способом повышения социального статуса в обществе. Так как по оценкам автора менее 10% инвалидов действительно желают работать, и этот процент обратно пропорционален возрасту, то необходимо сосредоточить внимание на молодых людях.
2. Осознание инвалидом и членами его семьи необходимости образования для нахождения работы в соответствии с новым уровнем знаний и физическими возможностями. Практически не встречаются случаи понимания инвалидами самодостаточности образования.
3. Сбор информации о возможных вариантах обучения. Практически отсутствует информационная база, позволяющая уменьшить элемент случайности при выборе образовательной схемы.
4. Выбор образовательного учреждения и формы обучения в соответствии с физическими возможностями и личными интересами. Часто отсутствует реальная оценка своих физических и психологических возможностей. Самооценка уровня знаний и работоспособности отсутствуют полностью. Как следствие, наблюдается или перенапряжение, которое приводит к ухудшению состояния здоровья или излишняя забота о своем здоровье, когда малейшие усталость и недомогание требуют лечения и отдыха, и на повседневный труд не остается ни сил, ни времени.
5. Для организации полноценного обучения желательна интеграция инвалида в обычный учебный процесс, что при сегодняшнем состоянии инфраструктуры города и материально-техническом обеспечении ВУЗов достаточно сложно.
Опыт последних лет вселяет надежду на то, что возможны изменения к лучшему. Инвалиды сегодня учатся в нескольких институтах, а в старейшем педагогическом учебном заведении России создана целая группа, которая состоит исключительно из инвалидов I и II групп. Сейчас эти молодые люди заканчивают IV курс обучения и многие из них уже работают по специальности. Конечно, им еще не хватает жизненного и профессионального опыта, но настойчивость в овладении знаниями, трудолюбие, соединенные с юношеской любознательностью и готовностью свергать авторитеты, позволит им через несколько лет вырасти в очень грамотных специалистов.
Когда человеку с ограниченными физическими возможностями удается преодолеть как вышеуказанные, так и многие другие трудности, получить качественное образование, начинаются новые проблемы, связанные с конкуренцией на рынке труда. Для уменьшения давления этих проблем необходимо совершенствование национального законодательства, и борьбу за это ведут организации инвалидов. Но это другая тема и ее обсуждение можно отложить.
В заключение необходимо отметить, что проблемы, исследуемые в работе, актуальны не только для России. Их эффективное решение возможно лишь при широком международном сотрудничестве, к которому и призывает автор.

Назад Оглавление Далее