aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование

Проблемы обучения и адаптации детей-инвалидов в России

Проблема получения образования инвалидами в современной России является одной из наиболее актуальных проблем нашего времени. Не имея образования, инвалид не только не может участвовать в общественной жизни, но и заработать себе на пропитание. Общеизвестно, что пенсия, назначаемая государством по инвалидности, не только не соответствует минимальным стандартам жизни, но и намного меньше прожиточного минимума, необходимого для выживания человеческого организма. Более того, государством на законодательном уровне установлено, что инвалид, страдающий заболеванием с рождения или получивший его в детском возрасте и не имеющий трудового стажа, получает минимальную пенсию, выжить на которую физиологически невозможно. Поэтому этих людей содержат их родные и близкие, а если их нет, — они вынуждены идти в учреждения для инвалидов. Повысить размер получаемой пенсии инвалид может при наличии трудового стажа, что нередко и делают инвалиды третьей, «трудоспособной» группы. Но и инвалиды первой и второй групп, традиционно считающиеся «нетрудоспособными», хотят использовать эту возможность. При этом многие из них не лишены способности выполнять определённые трудовые функции и получать за их выполнение заработную плату. Для того чтобы найти себе работу и быть конкурентоспособным на рынке труда, инвалид должен получить образование, начиная со среднего школьного образования. Поэтому возможность получения инвалидом образования играет важную роль в его жизни. В свою очередь основополагающую роль в образовании любого человека играет именно школьное образование.
Во многих развитых странах инвалидов разделяют на тех, которые имеют ограниченные функциональные возможности и на тех, которые имеют врождённые психические заболевания, влияющие на интеллектуальную сферу человека. Такое разделение необходимо для того, чтобы осуществлять два различных подхода к реабилитации инвалидов в общественной жизни. Если первые из них обладают всеми необходимыми умственными способностями для того, чтобы жить, обучаться и работать наравне со здоровыми людьми, то вторые имеют в силу специфики своего заболевания ограниченные способности именно в интеллектуальной деятельности. Особняком среди инвалидов этого типа стоят люди, страдающие психическими заболеваниями, не влияющими на интеллектуальную сферу — неврозами, фобиями, навязчивыми состояниями, припадками и т.п. В силу их полноценного умственного развития и понимания ими своих недостатков их можно рассматривать в рамках первой группы, поэтому в дальнейшем они рассматриваются в рамках именно этого типа, учитывая, что компенсация их недостатков лежит в области не физиологии, а психологии. Адаптация инвалидов первого типа должна быть направлена в первую очередь на то, чтобы компенсировать им их физические недостатки, обеспечить им доступ к необходимой информации, то есть обеспечить им условия для успешного развития их личности на таком уровне, который здоровые люди имеют с рождения. Вместе с тем, эта категория инвалидов не нуждается в излишней опеке, так как, во-первых, такая опека, особенно если она сопровождает инвалида с рождения, способна воспитать в нём чувство собственной неполноценности, влекущее внутренние психологические конфликты, а во-вторых, излишняя помощь в тех действиях, которые инвалид способен выполнить сам, приводит его к чувству протеста. Необходимо всегда помнить, что инвалид имеет такие же чувства, что и любой из здоровых людей, просто в силу своего недостатка ему сложнее выполнить те действия, которые у здорового не вызывают затруднений. Так как инвалид — это обычный человек, он не может смириться с этим, и он старается совершенствовать свои навыки, хотя некоторые из них могут стоить ему колоссальных усилий. Зато, выполнив какое-то из этих действий, он может удовлетворённо сказать, что он такой же, как и все, хотя бы в этой мелочи. Проявляя по отношению к нему ложную заботливость, мы наносим ему непоправимый вред, лишний раз подчёркивая, что он отличается от здорового, и не в лучшую сторону. Например, человеку свойственно самостоятельно передвигаться, и человек, прикованный к коляске, будет стараться передвигаться самостоятельно, так как он не груз, чтобы его возить, у него есть руки, есть глаза, и этого вкупе с коляской вполне достаточно для самостоятельного передвижения.
Инвалиды второго типа нуждаются в первую очередь в том, чтобы развить свои интеллектуальные способности до такой максимальной степени, которая может быть достигнута каждым конкретным инвалидом с психическим заболеванием. Эта категория инвалидов наиболее уязвима с точки зрения отношения к ним членов общества, так как существует стойкое убеждение, что слабоумный—это недочеловек. Поэтому адаптация таких инвалидов должна быть направлена на то, чтобы приспособить существующие методики и программы обучения к уровню умственного развития каждого из них. Конечно, многие психические заболевания сопровождаются и физическими недостатками, поэтому их адаптация включает в себя и компенсацию этих недостатков, но в силу своих психических особенностей они не так остро чувствуют ту пропасть, которая отделяет инвалида от здорового человека. Реабилитация таких больных, особенно с тяжёлыми поражениями мозга, к сожалению, не способна обеспечить им естественное развитие и включить их как полноценных членов общества в нашу жизнь. Поэтому необходимо обеспечить им комфортное существование в их собственном мире, одновременно стремясь расширить его до того мира, в котором живут полноценные в умственном отношении люди. Именно этим вторая категория инвалидов коренным образом отличается от первой.
Разделение всех инвалидов на эти две категории позволяет определить основные направления, которые обеспечили бы получение ими образования, как школьного, так и профессионального. Инвалиды, имеющие функциональные недостатки, обладают весьма развитыми интеллектуальными способностями. Поэтому для них нет необходимости адаптировать образовательные программы и стандарты. При наличии тех условий, в которых существует любой здоровый человек, они не уступят любому из них в успеваемости и уровне знаний. Но в подавляющем большинстве случаев их болезнь ограничивает круг их возможностей доступа к источнику знаний. Многим из них сложно или вообще невозможно пользоваться библиотекой, общаться со сведущими в науках людьми. Их общение сведено к минимуму, они не могут познать многие науки на практике, ходить в походы в лес, делать первые открытия. Даже то, что они могут сделать, им достаётся огромным физическим трудом, а следовательно, они быстрее утомляются и им требуется больше времени на восстановление сил. Им затруднительно развивать свою физическую культуру. Поэтому для их полноценного обучения необходимо заполнить именно этот вакуум знаний и опыта. Необходимо приспособить инфрастуктуру городов, общественный транспорт, здания и учреждения к нуждам инвалидов, чтобы инвалид мог беспрепятственно передвигаться и пользоваться плодами цивилизации вместе со здоровыми людьми. От последних же требуется терпение и понимание нужд инвалида. Инвалидам необходимо обеспечить доступ ко всем современным источникам знаний, включая всевозможную литературу, посещение научных лекций и семинаров, доступ к ресурсам Internet. Наиболее приемлемой формой обучения здесь является обучение в общеобразовательных школах или специальных группах общеобразовательных школ, где инвалид привыкает к обществу здоровых и наоборот. И инвалиды воздадут стране понесённые расходы сторицей. Ведь не секрет, что инвалиды, которым такие возможности обучаться предоставлены, компенсируют в учёбе также и недостаток в развлечениях, доступных здоровым людям. В этих условиях инвалид почувствует себя полноценным человеком.
К сожалению, печальные размышления приходят, когда думаешь о судьбе инвалидов с психическими отклонениями, затрагивающими умственные способности. Для такого больного может быть недоступно абстрактное мышление, у него может быть заторможено восприятие или он, напротив, чересчур возбудим и не может удержать внимание. Наконец, он может быть вообще слабоумным. Поэтому для многих из них не годятся общеобразовательные программы и стандарты, разработанные для обычных людей. Здесь как никогда требуется индивидуальный подход к каждому больному. Ни в коем случае нельзя отказываться от развития такого человека и просто содержать его в лечебном учреждении. Нередко оказывалось, что глубоко больной человек вдруг начинал хорошо рисовать или делать что-то другое, что в его мире и в его жизни является главным. Необходимо, по возможности, развивать его восприятие мира, не нарушая его внутренний покой. Надо уважать его мир, но постараться дать ему максимум знаний и навыков, которые ему могут пригодиться в жизни. Наиболее приемлемой формой обучения здесь является обучение в специализированных учебных заведениях или на домашнем обучении, не исключая возможности для неглубоко больных обучение в специальных группах общеобразовательных школ.
Но почему-то в нашей стране направления обучения и реабилитации инвалидов не разделены. Учитывается только то, получено ли заболевание с рождения или из-за травмы. Один мой знакомый, президент общественной организации инвалидов, как-то сказал, что ему пришлось услышать мнение, что инвалиды «с детства» с поражением опорно-двигательного аппарата всегда отстают в психическом развитии от здоровых людей. Он сам инвалид-опорник, поэтому его сначала возмутило подобное высказывание, но, поразмыслив, он понял, что это действительно так. Происходит это потому, что в нашей стране такие инвалиды практически полностью лишены возможности участвовать в общении со сверстниками, обучаться наравне с ними, посещать театры, музеи, библиотеки. Поэтому большинство из них не имеют условий для успешного развития наравне с остальными их сверстниками и, хотя полностью обладают умственными способностями для этого, получают весьма скудное образование и опыт жизни. Отстав в своём развитии, они оказываются совершенно неподготовленными к дальнейшей жизни и, не имея возможности получить высшее образование, вынуждены, освоив простейшие трудовые навыки в спецшколе, влачить жалкое существование.
На практике в нашей стране обучение инвалидов первой и второй групп оставляет желать лучшего. 20 декабря 1993 года на 48-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН были приняты Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, в которых провозглашался принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность. Этот принцип должен признаваться всеми государствами - членами ООН. Он включает в себя положение о том, что государства должны обеспечивать условия, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования. Россия как член ООН должна включать в своё законодательство нормы, принимаемые в ООН. Поэтому в 1995 году был принят закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Он написан в духе развития конституционного положения о России как социальном государстве. В нём декларируется государственное обеспечение получения инвалидами основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Я знаю многих инвалидов, но никто из них не имеет представления о том, что именно включает его индивидуальная программа реабилитации, так как её просто не существует в природе.
Огромное значение в обучении инвалидов, как и любых других людей, является общее школьное образование. Оно даёт базовый запас знаний современного человека. Именно поэтому основное среднее образование в России является обязательным. Не имея среднего образования, человек является полностью неподготовленным к реалиям современной жизни. Без него невозможно получить какое бы то ни было профессиональное образование, а тем более высшее. Поэтому вопрос о школьном образовании инвалидов является одним из наиболее важных и наиболее полно рассматриваемых в законодательстве многих развитых стран. Стандартные правила ООН делают акцент на том, что система образования инвалидов должна входить в систему общего образования. Образовательные программы и стандарты не должны быть отделены от общеобразовательных программ и стандартов. Это необходимо для того, чтобы инвалиды имели равные возможности в обучении со здоровыми людьми, так как в случае разделения этих систем, обучение инвалидов оказывается в изоляции и может рассматриваться государством как обуза, которой не стоит уделять большого внимания. В Стандартных правилах предусмотрено, что в случаях, когда система общего школьного образования не удовлетворяет адекватным образом потребностям всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Но при этом оно должно быть направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и целям, что и обучение в системе общего образования и должно быть тесно с ним связано. Для учащихся-инвалидов следует, как минимум, выделять ту же долю ресурсов на образование, что и для учащихся, не являющихся инвалидами. Государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных заведений в систему общего образования. Специальные образовательные учреждения для инвалидов в России представляют собой своеобразные «резервации», в которых собраны инвалиды с различными заболеваниями, как с функциональными отклонениями, так и умственно отсталые. Качество получаемого здесь образования ориентировано, в основном, на умственно отсталых, в результате чего инвалиды с более высокими интеллектуальными возможностями выходят из стен спецшколы отставшими в своём развитии. Данное обстоятельство вместе с их физическими недостатками превращает их в изгоев общества. Отстав на школьном этапе, большинство из них уже не может повысить свой образовательный уровень и вынужден или сидеть на шее у родителей, или за мизерную плату клеить коробочки в интернатах (государственные чиновники, несомненно, считают, что этим «благодеянием» они осчастливили нетрудоспособных, по их мнению, людей). Счастливым исключением являются лишь слепые и глухонемые дети, которые обучаются в специализированных учебных заведениях отдельно от других инвалидов и получают одновременно профессиональное образование (они требуют специальных методик обучения, а глухонемые, кроме того, — подготовленных специалистов-сурдопереводчиков).
Реальной альтернативой спецшколе для инвалида является обучение на дому. Это требует колоссальных усилий родителей ребёнка-инвалида. В российском законе говорится о том, что при невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей- инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому, а затраты на домашнее обучение компенсируются родителям за счёт государства в порядке, определённом Правительством Российской Федерации. Может быть, я плохо ориентируюсь в нормативных актах, но о порядке такой компенсации я ранее не слышал. Кроме того, многие инвалиды из неблагополучных семей оказываются брошенными как своими родителями, так и школой. Обучение на дому прилежно оформляется школьной администрацией в нагрузку учителям, которые вспоминают об этом только в день выдачи зарплаты. На днях по телевидению прошёл сюжет о девочке, больной детским церебральным параличом, которая пишет и рисует пальцами ног. Она интеллектуально развита для своих лет, но это не заслуга школы, в которой она числится на домашнем обучении. Из всех учителей к ней приходят лишь учителя литературы и математики. Остальным не до неё, им некогда. Этот пример показателен для ситуации в нашей стране. Единицам среди инвалидов первой и второй групп удаётся получить приемлемое школьное образование, позволяющее продолжить обучение в высших учебных заведениях.
Иначе происходит школьное обучение детей-инвалидов во Франции. Ему уделяется в этой стране пристальное внимание. Согласно закону «О направлениях помощи инвалидам» дети и подростки-инвалиды получают это образование либо в общем порядке, либо, при отсутствии такой возможности, специальным образом. Форма специального образования определяется, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Специальное образование включает в себя педагогическую, психологическую, социальную и медицинскую работу с ребенком; оно либо обеспечивается в обычных или специализированных учебных заведениях, либо осуществляется специализированными службами. Оно может начинаться еще в дошкольном возрасте и продолжаться после того, как подросток вышел из школьного возраста. В законе мало декларируемых положений, зато подробно регламентирована деятельность органов по организации обучения инвалидов, содержательно описаны направления обучения инвалидов, непосредственно в законе отдаётся приоритет обучению на бесплатной основе в общих классах всех инвалидов, способных обучаться в общих учебных заведениях, независимо от болезни. В случае необходимости обучения инвалидов в специализированных учебных заведениях Министерством образования должен быть подготовлен квалифицированный персонал и на него же возлагается контроль за осуществлением обучения. Государство предлагает также обучение в частных учебных заведениях, возлагая на себя все расходы, связанные с этим обучением. В законе подробно описываются права детей-инвалидов и их законных представителей в сфере получения школьного образования.
В свете всего вышесказанного мне видится следующий результат. Российский закон «О социальной защите инвалидов» повторяет многие положения, декларируемые Стандартными правилами ООН. Он практически не противоречит общепринятым международным нормам и в этом смысле он весьма современен. Но существует огромная разница в целях резолюции ООН (чем и являются Стандартные правила) и в целях государственного закона. В резолюции участники сессии ООН подняли существующую проблему и обрисовали для государств-членов ООН те направления, по которым должна направляться государственная политика в области адаптации и обучения инвалидов. Цель резолюции — не непосредственное применение правовых норм, а реализация их во внутреннем законодательстве различных стран. Цель же закона в государстве — регуляция конкретных правоотношений, возникающих в сфере реабилитации инвалидов. Его нормы должны непосредственно применяться в реальной практике, а для этого он должен строго и полно регламентировать деятельность государства и его органов в сфере обеспечения получения инвалидами образования, включая школьное. Закон должен быть самодостаточен, определяя правила и порядок этого обеспечения. Вместо этого мы видим эдакое повторение положений резолюции ООН, такую «декларацию о намерениях».
Каким образом, в каком порядке, для кого производится государственное обеспечение — в законе не говориться, это отдаётся на откуп подзаконным актам. Поэтому все благие уверения и пожелания оказываются выпущенными на ветер. Отсюда и идёт тот самый произвол на практике, о котором рассказывалось выше. Авторы французского закона, не в пример нашим авторам, подошли к делу весьма обстоятельно. В этом законе вы найдёте подробное описание и порядка деятельности государственных органов, и направлений этой деятельности, и её субъектов с их правами и обязанностями. Самодостаточность закона налицо, роль подзаконных актов не в нормотворчестве, а в реализации норм закона, причём в очень узких рамках. В целях совершенствования законодательства российским специалистам необходимо обратиться к законодательной практике развитых стран мира. И тогда, быть может, и в России появится закон, который сможет обеспечить реализацию инвалидами своих деловых и творческих возможностей, обеспечит их права и среди них главное право— на достойную жизнь.
В заключение немного о себе. Мне 22 года, я инвалид второй группы с детства. В 1994 г. окончил общеобразовательную среднюю школу № 89 Калининского района (11классов). В 1994-1996 годах обучался в Политехникуме-ПТУ, получил специальность бухгалтера промышленного предприятия (диплом с отличием). В настоящее время являюсь студентом РГПУ им.А.И. Герцена.
При подготовке этого материала мною были использованы следующие источники:
1. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов; резолюция ГА ООН № 48/96, принятая 20 декабря 1993 года (см. Приложение).
2. Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года в редакции от 17 июля 1999 года (электронно-правовая база «Консультант-плюс»).
3. Закон Французской республики «О направлениях помощи инвалидам» № 75-534 от 30 июня 1975 года (перевод фонда «Феникс»).

Назад Оглавление Далее