Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Образование Образование

Использование дистанционных форм обучения для получения инвалидами начального и среднего профессионального образования

1. Введение
1.1. Дефиниции дистанционного образования
1.2. Понятие дистанционного обучения и образования
1.3. Принципы ДО
1.4. Ограничения при использовании ДО
1.5. Виды учебной работы при организации системы дистанционного образования
1.6. Необходимость и возможность ДО
1.7. Особенности ДО
2. Основы дистанционного образования
2.1. Дидактические основы ДО
2.1.1. Педагогическая система ДО
2.1.2. Дидактические принципы ДО
2.2. Организационные основы ДО
2.3. Методические основы и средства обучения ДО
2.4. Организационные формы обучения
2.5. Информационно - технологические основы ДО
2.5.1. Информационная технология
2.5.2. Сетевые и телекоммуникационные технологии ДО
2.5.3. Региональные центры новых информационных технологий (ЦНИТ) и их роль в обеспечении ДО
3. Цели, задачи и приоритеты развития до на ближайший период
3.1. Цели
3.2. Задачи
3.3. Воздействие ДО на процессы реформирования образования
3.4. Социальные группы потребителей ДО
3.5. Приоритеты
4. Формирование модели дистанционного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере лиц с дефектами слуха)
4.1. Этапы создания системы дистанционного образования
4.2. Особенности технического оснащения

1. Введение

1.1. Дефиниции дистанционного образования

Дистанционное обучение - это универсальная гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий, и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.
Дистанционное образование (ДО) - это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения для достижения и подтверждения обучаемым определенного образовательного ценза, который становится основой его дальнейшей творческой и (или) трудовой деятельности.
Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, и ориентируется на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

1.2. Понятие дистанционного обучения и образования

Обучение - это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения знаниями, умениями, навыками, а образование - это результат обучения, воспитания и развития личности.
Дистанционное обучение — одно из наиболее быстро развивающихся направлений системы образования. Это качественно новый прогрессивный вид обучения, базирующийся на современных информационных технологиях и использующий современные средства коммуникаций (телевидение, видео и аудио средства обучения, компьютерные глобальные и локальные сети).
Дистанционное обучение позволяет: выбрать удобное место и время для обучения самому обучаемому получить образование лицам, лишенным возможности получить традиционное образование в силу тех или иных причин (специфика работы, географическая удаленность от учебного заведения, болезнь, инвалидность  и т.д.) использовать в обучении новые информационные технологии (ИТ), на 50% сократить расходы на обучение
Обучение дистанционным способом предполагает как непосредственный контакт с преподавателем, так и самостоятельную работу с видеоматериалами, учебниками, участие в телеконференциях, обращение к базам и банкам данных через электронные сети.
Основными задачами системы дистанционного обучения являются:
расширение возможностей получения профессионального образования развитие дополнительного образования, и дополнительного образования инвалидам и другим лицам, нуждающимся в повышении их социальной защищенности, интеграция с другими учебными заведениями для создания новых образовательных программ
Система дистанционного обучения должна создаваться  в рамках имеющегося комплекса учебного заведения и является организационной и учебно-методической формой взаимодействия его структурных подразделений.
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
ДО представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, идентификационно-контрольная, учебно-материальная, нормативно-правовая.
В системе образования ДО отвечает принципу гуманистичности согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Этот принцип является определяющим в системе непрерывного интенсивного обучения и усиливается применительно к ДО. Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта, заключенного в содержании обучения, освоении избранной профессии, для развития и проявления творческой индивидуальности, высоких гражданских, нравственных, интеллектуальных качеств, которые обеспечивали бы ему социальную защищенность, безопасное и комфортное существование.

1.3. Принципы ДО

Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в системе дистанционного образования (СДО). Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать. Опыт компьютеризации позволяет утверждать, что когда приоритетной является педагогическая сторона, система получается более эффективной.
Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий. Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
Принцип выбора содержания образования. Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.
Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО. Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
Принцип стартового уровня образования. Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.
Принцип соответствия технологий обучения. Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. Примером таких новых моделей могут служить объектно-ориентированные или проектно-информационные модели. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.
Принцип мобильности обучения. Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для ДО, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в месте, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода на обучение по родственным или другим направлениям.
Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования. Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него.

1.4. Ограничения при использовании ДО

Под дистанционным образованием следует понимать получение знаний и умений без непосредственного контакта с преподавателем. Поэтому дистанционным может считаться и заочное образование. Одной из форм дистанционного образования является так называемая кейс технология, при которой обучающийся получает набор учебных материалов не только в виде бумажных учебников и учебных пособий, но и аудио и видеокассеты, мультимедийные компакт-диски с описаниями и подробными инструкциями по их использованию. Тем не менее, в настоящее время, когда говорят о дистанционном образовании обычно понимают под этим термином получение доступа к информации с использованием сетевых технологий и как частный случай   использование возможностей глобальной электронной сети Internet.
Однако, на наш взгляд, образованием, пусть даже и с прилагательным дистанционное можно считать сочетание разных видов обучения с возможностью общения преподавателя  и обучаемого. Поэтому рассмотрим возможность построения системы дистанционного образования применительно к особенностям обучения в заведениях начального и среднего профессионального образования.
Преобразование системы образования в заведениях начального и среднего профессионального образования в систему дистанционного образования можно упрощенно рассматривать как перевод обычных для них видов обучения в дистанционную форму.
При этом  хотелось бы отметить следующее:
Реализация принципов организации дистанционного образования зависит, в основном, от пропускной способности каналов связи. И здесь возможны следующие варианты:

  1. Пропускная способность канала очень мала, или обучающийся имеет возможность лишь периодически получать доступ в Internet (фактически, работа в режиме  off-line). В этом случае, имеется возможность использования электронной почты (e-mail), но данный случай мало чем отличается от заочного образования, хотя использование электронной почты, по сравнению с обычной, может всё равно ускорить процесс  общения с преподавателем в несколько раз.
  2. Обучающийся имеет доступ on-line в Internet, но пропускная способность канала  мала. При этом появляется возможность использования не только электронной почты, но и конференций и чатов. Конференции дают возможность практически мгновенно получить ответ на интересующий вопрос. Использование чатов создаёт возможность общения не только между преподавателем и учеником, но и между учениками без преподавателя, что может способствовать улучшению усвоения материала и некоторой разгрузке преподавателя. Данный способ по своей эффективности напоминает консультации по телефону (с использованием факса для передачи графической информации).
  3. Обучающийся имеет доступ on-line в Internet, и  пропускная способность канала  позволяет производить обмен видеоинформацией. При этом появляется возможность использования  видеоконференций и чатов. Данный способ по своей эффективности уже приближается к очному уроку, лекции и консультации, однако требования к техническим характеристикам компьютера здесь существенно повышаются.

1.5. Виды учебной работы при организации системы дистанционного образования

Виртуальные уроки и лекции

Организация виртуальных уроков и лекций, как уже отмечалось выше, зависит от пропускной способности канала и может иметь следующие варианты:

  1. Пересылка материалов электронной почтой в виде файлов обучающемуся.
  2. Организация на сервере дистанционного образования страницы, содержащей данные лекции в виде текста и поясняющей графики. В этом случае имеется возможность просмотра материала или сохранения его на своём компьютере для дальнейшего более подробного ознакомления.
  3. Выкладывание материала порциями с использованием конференции. При этом варианте даётся некоторое время на прочтение, усвоение порции материала и имеется возможность задать уточняющие вопросы. Возможностями ответа управляет преподаватель. Т. е. если вопрос частный и малоинтересный, то ответ на него может получить, лишь задавший его. В том случае, если вопрос признан преподавателем интересным всем, то и вопрос и ответ могут быть направлены всем, присутствующим на конференции.
  4. Видеоуроки и видеолекции. Используются возможности видеоконференции. Т.е. обучаемый может видеть в динамике построение графиков, пояснения преподавателя и т. п. К тому же во время подобной лекции преподаватель имеет возможность одновременно воспользоваться мультимедиа решениями, такими как компьютерные презентации, учебные фильмы и анимация. Данные возможности выгодно отличают видеолекции от обычных лекций.

Виртуальные семинары

Организация виртуальных семинаров от виртуальных уроков и лекций отличается в основном в том, что увеличивается поток информации от обучающегося  к преподавателю. Это связано с тем, что обычно, результатом семинара должно быть решение учеником некоторой задачи, результат должен быть представлен преподавателю на проверку и может быть возвращен на доработку.

Практические задания

Организация практических заданий (домашние задания и т.п.) отличается от ведения виртуальных семинаров величиной задания и количеством консультаций с преподавателем, необходимых для успешного завершения данной работы.

Виртуальные лабораторные работы

Виртуальные лабораторные работы являются отличительной особенностью организации дистанционного образования в профессионально-технических учебных заведениях. Все описанные выше формы обучения имеются и в гуманитарном образовании. Они достаточно легко реализуемы, и поэтому уже реализованы в некоторых учебных заведениях гуманитарного направления. Создание виртуальных лабораторных работ требует создания специализированных программных продуктов, обусловленных спецификой учебного заведения, и может идти по следующим направлениям:

  1. Создание эмуляторов технических устройств или технологических процессов (виртуальные лабораторные работы).
  2. Создание программных сред для дистанционного управления реальными техническими объектами с уникальными характеристиками (лаборатории удалённого доступа).

Виртуальные экзамены

Возможности проведения виртуальных экзаменов ещё недостаточно ясны, в силу неразвитости юридических вопросов признания результатов таких экзаменов, что связано, в основном с трудностью дистанционной идентификации личности обучающегося, хотя уже существуют системы идентификации, основанные на  биометрических характеристиках человека, таких как отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки глаза, спектральные составляющие голоса и т.д., и т.п.
Поэтому в настоящий момент пока более распространённой формой является всё-таки очная форма проведения экзамена.
Тем не менее, проведение промежуточных контрольных мероприятий, таких как рейтинги, рубежные контроли и т.п. представляется вполне оправданным и может быть организовано следующими способами:

  1. Посылка электронной почтой специального опросного листа – формы, который после заполнения отсылается на сервер дистанционного образования. Эта форма обрабатывается специальной программой, результаты  заносятся  в текущую успеваемость обучающегося.
  2. Размещением специальной тестирующей программы на сервере дистанционного образования, результаты  прохождения которой автоматически отражаются на текущей успеваемости обучающегося.

В результате обучающийся получает или не получает доступ к экзаменам.
Хотелось бы отметить, что для построения системы образования необходимо создание целой инфраструктуры. Она необходима как для поддержания в рабочем состоянии  компьютерных составляющих системы, связанных с поддержанием её в работоспособном состоянии и наполнением необходимой информацией (контентом), так и для обеспечения человеческого фактора (необходимого количества преподавателей для проведения видеолекций или ответов в конференциях).

1.6. Необходимость и возможность ДО

  1. Новые требования к образованию (в частности, доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения, др.);
  2. Ограничения по пропускной способности специализированных учебных заведений начального и среднего профессионального обучения для инвалидов;
  3. Повышение количества желающих получить образование из-за повышения престижа образования.
  4. Появление и развитие качественно новых средств и ярко выраженный процесс информатизации;
  5. Усиление международной интеграции др.

1.7. Особенности ДО

Гибкость.
Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.
Модульность.
В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.
Параллельность.
Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. без отрыва от производства.
Дальнодействие.
Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.
Асинхронность.
Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.
Охват.
Эту особенность иногда называют массовостью. Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.
Технологичность.
Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство.
Социальное равноправие.
Равные возможности получения образования независимо от места проживания, ограничения возможностей по здоровью, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
Интернациональность.
Экспорт и импорт мировых достижений на рынке образовательных услуг.
Новая роль преподавателя.
ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями. Позитивное влияние оказывает ДО и на обучаемого, повышая его творческий и интеллектуальный потенциала за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.
Новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная мотивированность, самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.
Качество ДО не уступает качеству очной формы получения образования, а улучшается за счет привлечения выдающегося кадрового профессорско-преподавательского состава и использования в учебном процессе наилучших учебно-методических изданий и контролирующих тестов по тем или иным дисциплинам.
Система администрирования дистанционного обучения, в отличие от традиционной, приобретает следующие дополнительные качества: мобильность; отказ от использования бумажной документации; функцию авторизации доступа к данным, оперативный поиск, изменение и добавление информации, защиту информации и т.д.

2. Основы дистанционного образования

2.1. Дидактические основы ДО

2.1.1. Педагогическая система ДО

Цель обучения. Приобретение обучаемым системы умений и знаний, которые формируются в соответствии с моделью специалиста и госзаказом.
Содержание обучения. Педагогическая модель социального заказа. Процесс обучения, методы и организационные формы его реализации определяются его содержанием.
Объект обучения. Пользователи образовательных услуг ДО являются объектами данной формы получения образования (слушатели, обучаемые и т.д.). Слушатели ДО в отличие от традиционных форм получения образования, должны проявлять большую настойчивость, стремление к знаниям, организованность, умение работать самостоятельно и иметь навыки работы с компьютером и телекоммуникационными средствами связи.
Субъекты обучения. Субъектами ДО являются преподаватели. Преподаватель - главное звено в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса ДО. Значительная специфика деятельности преподавателя ДО вызвала необходимость ввести термин тьютор. Это - преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной информатики и телекоммуникаций, его образованность должна иметь опережающий характер.
Методы обучения. Дистанционная форма включает пять общедидактических методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Средства обучения. В образовательном процессе ДО используются как традиционные, так и инновационные средства обучения, основанные на применении компьютерной техники и телекоммуникаций, а также последних достижений в области образовательных технологий.
Учебно-научная материальная база. Комплекс материальных и технических средств, необходимых для обучения в соответствии с учебными программами. Он включает в себя учебные и учебно-вспомогательные помещения; лабораторное оборудование, технические средства обучения, учебники, учебные пособия и другие учебно-методические материалы. Большая часть учебно-научной материальной базы образует виртуальную информационно-образовательную среду по причине удаленности ее слушателей.
Идентификационно - контрольная подсистема. Особенностью входного контроля ДО является оценка уровня развития профессиональных качеств и способностей абитуриента, и построение соответствующего социально-психологического портрета с тем, чтобы выбрать эффективные средства и методы обучения. В традиционном процессе контроль служит, в основном, для конкурсного отбора кандидатов на учебу.
Очевидна возможность и целесообразность рейтингового контроля и непрерывного мониторинга, как положительной инновации ДО.
Нормативно-правовая подсистема. Эта подсистема ДО в настоящее время еще не сформировалась, хотя ее необходимость давно назрела. Должны быть созданы законодательные акты, содержащие нормирование труда тьютора, защиту интеллектуальной собственности, правила поступления слушателей, аттестацию, льготы, сроки и перерывы обучения и т.д.

2.1.2. Дидактические принципы ДО

- соответствие дидактического процесса закономерностям учения;
- ведущая роль теоретических знаний;
- единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;
- стимуляция и мотивация положительного отношения обучающихся к учебе;
- соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;
- сочетание абстрактности мышления с наглядностью в обучении;
- сознательность, активность и самостоятельность обучающихся при руководящей роли преподавателя;
- системность и последовательность в обучении;
- доступность;
- прочность овладения содержанием обучения.

2.2. Организационные основы ДО

Анализ деятельности образовательных учреждений, использующих технологии ДО, выявил общие (присущие всем) организационные особенности:
- непрерывность обучения;
- открытость и индивидуальный подход в проведении учебного процесса;
- централизм, с центром ДО на базе ведущего вуза, и территориально удаленных учебно-консультационных пунктов;
- наличие преподавателей - консультантов (тьюторов), прикрепляемых к слушателям по направлениям или дисциплинам. Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО - тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.
Тьюторы соединяют в себе:

  1. качества преподавателя: проводят вводное и заключительное занятия, помогают слушателям в их профессиональном самоопределении, обеспечивают правильное и эффективное использование учебно-методического сопровождения курса;
  2. качества консультанта: координируют познавательный процесс слушателей, проводят групповые консультационные и коммуникативные занятия, индивидуально консультируют слушателей по различным вопросам изучаемого курса;
  3. качества менеджера: осуществляют набор и формирование групп слушателей, составляют график учебного процесса, управляют проведением групповых занятий, контролируют выполнение слушателями графика учебного процесса (промежуточные тесты, итоговое тестирование, экзамен).

2.3. Методические основы и средства обучения ДО

Метод обучения - дидактическая категория, дающая теоретическое представление о системе норм взаимодействия преподавателя и обучающихся для достижения целей обучения.
Содержание обучения - это состав, структура и материал учебной информации, а также комплекс задач, заданий и упражнений, передаваемых учащимся, которые формируют их профессиональные навыки и умение, способствуют накоплению первоначального опыта трудовой деятельности.
Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся.
В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания: учебников, учебно-методических пособий, справочников, дискеты с учебной информацией, записи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, а также слово преподавателя.
При получении дистанционного образования средства обучения значительно шире и, кроме традиционных, включают такие, как:

  1. учебные электронные издания;
  2. компьютерные обучающие системы;
  3. аудио- видео учебные материалы и мн. др.
  4. лабораторные дистанционные практикумы;
  5. тренажеры;
  6. базы данных и знаний с удаленным доступом;
  7. электронные библиотеки с удаленным доступом;
  8. дидактические материалы на основе экспертных обучающих систем;
  9. дидактические материалы на основе геоинформационных систем (ГИС);
  10. компьютерные сети.

Электронные издания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий, имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактность хранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности, мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений, удобство пересылки по электронной почте.
Автоматизированная обучающая система включает в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.
Компьютерные обучающие системы - программные средства учебного назначения, которые широко используется в образовательном процессе ДО и позволяют:
- индивидуализировать подход и дифференцировать процесс обучения;
- контролировать обучаемого с диагностикой ошибок и обратной связью;
- обеспечить самоконтроль и самокоррекцию учебно - познавательной деятельности;
- сократить время обучения за счет трудоемких вычислений на компьютере;
- демонстрировать визуальную учебную информацию;
- моделировать и имитировать процессы и явления;
- проводить лабораторные работы, эксперименты и опыты в условиях виртуальной реальности;
- прививать умение в принятии оптимальных решений;
- повысить интерес к процессу обучения, используя игровые ситуации;
- передать культуру познания и мн. др.
Аудио и видео учебные материалы - записываются на магнитные носители, аудио - и видеокассеты, и могут быть представлены обучаемому с помощью магнитофона, видеомагнитофона или лазерных компакт-дисков CD-ROM.
Компьютерные сети - средство обучения, включающее в себя различного рода информацию и совокупность компьютеров, соединенных каналами связи.
Глобальная сеть internet, является интегральным средством, широко используемым в ДО.

2.4. Организационные формы обучения

В педагогической практике выработались хорошо известные формы (виды) обучения. Наиболее распространенные из них: уроки, лекции семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, экзамены и др.
Занятия ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи занятий используются аудио и видео - кассеты, CD-ROM - диски и т.д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает занятия выразительными и наглядными. Для создания их можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т.д. Такие занятия можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
Семинары ДО являются активной формой учебных занятий. Семинары ДО проводятся с помощью видеоконференций. Они позволяют войти в дискуссию в любой точке ее развития, вернуться на несколько шагов назад, прочитав предыдущие высказывания. Преподаватель может оценить усвоение материала по степени активности участника дискуссии. Увеличивается количество взаимодействий учащихся между собой, а сам преподаватель выступает в роли равноправного партнера.
Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта, а также - телеконференция. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы ДО предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т.д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, иммитационного моделирования и т.д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.
Контроль ДО - это проверка результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала. В ДО оправдал себя и заслужил признания тестовый контроль. Тест, как правило, содержит обширный перечень вопросов по дисциплине, на каждый из которых предлагается несколько вариантов ответов. Обучающийся должен выбрать среди этих вариантов правильный ответ. Тесты хорошо приспособлены для самоконтроля и очень полезны для индивидуальных занятий.

2.5. Информационно - технологические основы ДО

Участникам ДО (слушателям и педагогам) необходимо иметь определенный уровень подготовки, чтобы уметь пользоваться методами, средствами и организационными формами обучения ДО. Поэтому неотъемлемой частью ДО должна быть фундаментальная информатика как естественнонаучная дисциплина.

2.5.1. Информационная технология

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационные технологии являются инструментами для создания образовательных продуктов и услуг.
Образовательный продукт - совокупность данных, сформированных для внедрения в учебный процесс.
Образовательная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя ДО образовательных продуктов.
Новая информационная технология (НИТ) - информационная технология с дружественным интерфейсом, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Для производства образовательных продуктов и услуг используются следующие информационные технологии:

  1. информационные технологии обработки данных - предназначены для группировки, сортировки, агрегирования данных и вычислений;
  2. информационные технологии управления - предназначены для удовлетворения информационных потребностей всех без исключения участников ДО, имеющих дело с координацией и управлением образовательным процессом;
  3. информационные технологии поддержки и принятия решения - предназначены для организации взаимодействия участника ДО и компьютера;
  4. информационные технологии экспертных систем, дающие возможность пользователям ДО получать консультации экспертов по дисциплинам, о которых в них накоплены знания;
  5. информационные технологии коммуникации участников ДО -  обеспечивают оперативную связь и взаимодействие участников ДО. К ним относятся:

- электронная почта (E-mail), основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает возможность слушателям и преподавателям обмениваться информацией;
- компьютерная доска объявлений (BBS) для передачи сообщений всем участникам учебного процесса; реализуется в сети;
- аудио-почта для обмена информацией голосом по телефону, которая включает специальное устройство для преобразования аудио-сигналов в цифровой код и обратно и хранения их в цифровой форме в компьютере; реализуется в сети;
- компьютерная конференция использует компьютерные сети для проведения дискуссий в группе; а аудиоконференция, реализующая телефонную связь, оснащенную дополнительным устройством, обеспечивающим участие в разговоре более двух человек;
- видеоконференция с применением видеоаппаратуры; ее участники, удаленные друг от друга, могут видеть и слышать себя и других участников на телеэкране;
- факсимильная связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать сообщение на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его на другом.

Информационные технологии сервисного и наглядного обеспечения:

- видеотекст - основан на использовании компьютера для получения отображения текстовых и графических данных на экране монитора;
- хранение изображений -  используется для хранения образов документов в цифровой форме на оптических дисках, обладающих огромными емкостями;
- текстовой процессор - предназначен для создания и обработки текстовых документов;
- табличный процессор - позволяет выполнять многочисленные операции над табличными данными, оформление их в виде диаграмм и графиков, проведение инженерных, финансовых и статистических расчетов;
- мультимедиа - предназначены для одновременного представления информации: трехмерная компьютерная графика, звуковой и видеоряд, интерфейсы виртуальной реальности и др.,
- Гипертекст - для организации в тексте точек разветвления, что позволяет возвращаться назад по тексту, либо перейти к любой точке разветвления; широко используется при создании электронных учебников.

Геоинформационные технологии предназначены для создания геоинформационных систем (ГИС), в которых принципиально решаются все задачи автоматизированного управления на высоком уровне интеграции и объединения данных, в первую очередь использующих методы пространственного анализа. Экспертная система служит составной частью ГИС как система принятия решений. В комплексе геоинформационная технология называется ГИС-технологией.

2.5.2. Сетевые и телекоммуникационные технологии ДО

Компьютерная сеть представляет совокупность компьютеров и терминалов, соединенных с помощью каналов связи в единую систему, удовлетворяющую требованиям распределенной обработки данных. Компьютерные сети еще называют вычислительными сетями.
Вычислительные сети делятся на три основных класса: локальные, региональные и глобальные.
Локальная вычислительная сеть представляет собой совокупность сервера и рабочей станции.
Сервер - компьютер, подключенный к сети и обеспечивающий ее пользователей определенными образовательными услугами.
Рабочая станция - компьютер, подключенный к сети, обеспечивает пользователя всеми необходимыми инструментами для решения прикладных задач.
Региональная сеть - объединение локальных вычислительных сетей.
Примером глобальной сети служит internet. Информационная сеть internet играет большую роль в развитии ДО. internet - это набор компьютерных сетей. Серверы internet (мощные компьютеры с очень емкими дисками) разбросаны по всему миру и подключены к internet множеством линий, как скоростных, так и не очень. Большинство пользователей подсоединяются к этой системе с помощью персонального компьютера (ПК) через телефонную сеть. Связь ПК с телефонной линией обеспечивает модем (модулятор-демодулятор). Передача страницы текста занимает секунду, а цветной фотографии - уже около минуты.
Одним из самых популярных приложений internet является world wide web или www - всемирная паутина; она представляет собой группу серверов, подключенных к internet и предлагающих страницы информации в графическом виде. Если подсоединиться к одному из таких серверов, на экране ПК появится страница с несколькими гиперсвязями. Активизируя гиперсвязь щелчком мыши, осуществляется переход на другую страницу с дополнительной информацией и другими гиперсвязями. Создавая свою страницу www пользователь регистрирует ее электронный адрес, по которому его могут найти другие пользователи internet.
Протоколы, которые устанавливают способы просмотра паутины, - очень просты и в то же время позволяют справляться с интенсивным потоком данных в сетях. В www реализуются интерактивные учебные издания с гиперсвязями.

2.5.3. Региональные центры новых информационных технологий и их роль в обеспечении ДО

Центры новых информационных технологий (ЦНИТ) - это государственная учебная научно-производственная структурная единица при ведущих вузах России. Как подразделения вузов Центры могут привлекать передовых вузовских ученых и преподавателей для подготовки специалистов в области новых информационных технологий для создания центров дистанционного обучения как для ВУЗов, так и для системы начального и среднего профессионального образования.
Центр дистанционного обучения (ЦДО) выполняет функции учебно-методического управления системой дистанционного обучения:

  1. участвует в разработке учебных планов и программ для проведения дистанционного обучения
  2. привлекает преподавателей, сотрудников института и сторонних организаций для проведения дистанционного обучения
  3. организует набор и регистрацию слушателей дистанционной формы обучения, учет документов, выдаваемых по окончании различных форм ДО
  4. проводит подготовку преподавательского и технического персонала

организует работу в области развития методик дистанционного обучения, технических и программных средств его реализации организует и проводит образовательную деятельность по программам дополнительного обучения, в том числе, по отдельным дисциплинам и курсам.
Основными направлениями деятельности ЦНИТ являются:
- комплексная поддержка развития и использования новых информационных технологий в системе образования региона;
- создание телекоммуникационной среды органов государственной власти, научных, образовательных, медицинских и других бюджетных организаций;
- создание региональных узлов единой системы образования России;
- создание и развитие региональной распределенной информационной системы мониторинга трудовых ресурсов;
- оказание услуг индивидуальным пользователям;
- просветительская деятельность в регионе в плане информатизации и освоения новых информационных технологий;

3. Цели, задачи и приоритеты развития до на ближайший период

3.1. Цели

- предоставление школьникам, студентам, и самым широким кругам населения равных образовательных возможностей в любых районах страны и за ее рубежами;
- повышение качественного уровня образования за счет более активного использования научного и образовательного потенциала ведущих университетов, академий, институтов, лидирующих отраслевых центров подготовки и переподготовки кадров, институтов повышения квалификации, других образовательных учреждений;
- возможность получения как базового, так и дополнительного образования параллельно с основной деятельностью;
- расширение образовательной среды в России на наиболее полное удовлетворение потребностей и прав человека в области образования;
- интеграция с очной и заочной формами обучения, совершенствуя и развивая их;
- создание условий для непрерывного образования
- обеспечение принципиально нового уровня доступности образования при сохранении его качества.

3.2. Задачи

ДО должно содействовать решению таких социально значимых задач, как:
- повышение уровня образованности общества и качества образования;
- реализация потребностей населения в образовательных услугах;
- удовлетворение потребностей страны в качественно подготовленных специалистах;
- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его предпринимательской и социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;
- сохранение и приумножение знаний, кадрового и материального потенциалов, накопленных отечественной высшей школой;
- развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства;
- решение геополитических задач.

3.3. Воздействие ДО на процессы реформирования образования

Достоинства дистанционного образования становятся очевидными, а развитие ДО приобретает особую актуальность для образовательной системы России под воздействием следующих процессов:
- продолжение экономических реформ, выдвигающих новые требования к образованию;
- формирование новых потребностей населения в новом содержании и технологиях образования;
- политические изменения, способствующие росту международных связей, в том числе в области образования;
- появление и быстрое развитие качественно новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса;
- рост международной интеграции в образовании при усилении конкуренции на мировых рынках образовательных услуг;
- адекватное и гибкое реагирование на потребности общества;
- реализация конституционного права на образование каждого гражданина страны.

3.4. Социальные группы потребителей ДО

Развитие ДО ориентируется на такие социальные группы, как:
- лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе;
- офицеры, увольняющиеся из Вооруженных Сил и члены их семей;
- лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил, МВД и погранвойск России;
- высвобождающиеся специалисты конверсионных предприятий ВПК;
- уволенные и сокращенные гражданские лица, зарегистрированные в Федеральной Службе Занятости;
- лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах страны;
- специалисты, имеющие образование и желающие приобрести новые знания или получить второе образование;
- лица, готовящиеся к поступлению в вузы;
- студенты, стремящиеся получить второе параллельное образование;
- лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования или находящиеся в стационарных условиях;
- руководители региональных органов власти и управления;
- менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях различных форм собственности;
- преподаватели различных образовательных учреждений;
- способные студенты, которые хотят пройти образовательную программу в сжатые сроки;
- безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и муниципальных центрах занятости;
- заинтересованная категория граждан стран СНГ;
- другие возможные категории населения.

3.5. Приоритеты

Удовлетворение спроса населения на образовательные услуги по дисциплинам, не обеспеченным традиционными системами обучения;
- Развитие инфраструктуры Единой системы дистанционного образования, предоставляющей возможность получения образования по месту жительства широким слоям населения;
- Решение проблем, связанных с социальной напряженностью в крупных городах, и повышение уровня образованности в малых городах и населенных пунктах;
- Создание условий для перехода, по желанию обучаемого, с одной образовательной программы на другую, из одного учебного заведения в другое, одновременного обучения в различных учебных заведениях, в том числе зарубежных;
- Развитие механизмов экспорта и импорта образовательных услуг российской школы с целью укрепления ее экономической базы и влияния России на международной арене.

4. Формирование модели дистанционного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере лиц с дефектами слуха)

В силу особенностей и усложнённости   восприятия материала инвалидами, для них необходимо обеспечение возможности самостоятельной проработки материала перед занятиями  и после них. К тому же им требуется большее количество консультаций, тьюторинг, записывание лекций и т.п.
В настоящее время обеспечить эти потребности с использованием обычных бумажных учебников и методических пособий весьма затруднительно в силу экономических трудностей при их издании и распространении.
Использование дистанционных технологий в образовании обеспечивает дополнительную методическую поддержку, которую не могут обеспечить обычные методы обучения (доска с мелом и бумажные учебники).
Концепция интегрирующего безбарьерного образования подразумевает использование системы дистанционного образование параллельно системе очного образования. Параллельное функционирование системы дистанционного образования вовсе не означает замену одного вида образования другим. Под параллельностью здесь следует понимать  использование дистанционных методов получения информации в качестве поддержки или облегчения восприятия с целью общего уменьшения барьерности образования для лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Система дистанционного образования включает в себя интерфейс учебного заведения, подразумевающий аппаратное обеспечение доступа к информации для плохослышащих. Здесь имеется в виду совместимость на аппаратном и программном уровне слуховых аппаратов со всем оборудованием, применяемом в учебном заведении, в том числе, и с компьютерами.
Идеальным решением было бы предусмотреть возможность подключения клиентского оборудования слабослышащего учащегося в любой аудитории и в общежитии, как для возможности усиления звука при прослушивании лекций, таки для обеспечения доступа к информационным ресурсам как сети учебного заведения так, и Internet. В таком идеальном случае имело бы смысл говорить о формировании набора специального оборудования, облегчающего коммуникации глухого – чемодане глухого. Такой чемодан мог бы включать в себя ноутбук с предустановленным программным комплексом коммуникации и реабилитации глухого и встроенной в него или подсоединяемой внешне специальной аппаратурой усиления звука, зарядки слуховых аппаратов и т.п.
Для обеспечения доступа к информации либо в рамках интерфейса учебного заведения, либо с использованием других сетевых технологий используется сайт учебного заведения, который подразумевает как программное, так и аппаратное обеспечение уменьшающее барьерность восприятия и облегчающее интеграцию плохослышащего в единую образовательную среду учебного заведения.
Сайт учебного заведения, учебной группы может использоваться не только для распространения учебной информации в рамках поддержки обычного или организации дистанционного образования, но также, например, для предоставления административной информации. Использование технологии электронных досок для объявлений (BBS) позволяет легко довести до учащихся расписания занятий, графики присутствия преподавателей или изменения в них.
Электронная почта (e-mail) частично снимает проблему доступности преподавателя при получении консультаций по дисциплинам.
Образование в заведениях начального и среднего профессионального образования  в целях создания единой образовательной траектории в рамках создания многоуровневого непрерывного образования должно включать в себя образовательную систему. При этом необходимо проводить тестирование на определение психофизиологических параметров. Это позволит в дальнейшем использовать эти параметры для соответствующей подстройки аппаратного и программного обеспечения при обучении инвалида. Здесь имеется в виду как подстройка слухового аппарата и чемодана глухого, так и особенности интерфейса программных средств, используемых в обучении. Причём при создании базы данных на особенности учащихся возможна автоматическая подстройка при идентификации слушателя как пользователя.

4.1. Этапы создания системы дистанционного образования

Создание системы дистанционного образования для лиц с ограниченными возможностями по здоровью (инвалидов) на примере инвалидов по слуху должно происходить в несколько этапов:
1-ый этап – Создание базы знаний в виде электронных учебников  по курсам дисциплин и электронных вариантов аудиторных занятий конкретных преподавателей.
Создание базовых учебников по фундаментальным дисциплинам является наиболее важной и ответственной задачей. Такие учебники (унифицированные учебники) обычно не устаревают по крайней мере несколько лет, и делаются коллективом авторов.
Создание электронных вариантов аудиторных занятий конкретных преподавателей (персонифицированные учебники) выполняется обычно на основе компиляции нескольких базовых (унифицированных) учебников и адаптации полученного материала к особенностям восприятия инвалидов с различными ограничениями по здоровью.
Данный этап позволяет учащимся повторять и разбираться в материале дома на компьютере, или в специализированной компьютерной аудитории. Материал на этом этапе представляется в виде дискет, CD-дисков (не исключается и возможность распечатывания материала на бумаге).
2-ой этап – Создание мультимедийной поддержки электронных учебников и аудиторных занятий (Звуковое сопровождение, 2D, 3D графика, оцифрованное видео, виртуальные лабораторные работы).
Данный этап позволяет улучшить наглядность рассматриваемого материала, а за счёт этого увеличивается доступность и снижается барьерность восприятия материала. На этом этапе материал, в силу его объёмности  представляется обычно в виде CD-дисков. Компьютер при этом должен быть оснащён звуковой картой и программным обеспечением для воспроизведения мультимедиа-приложений.
3-ий этап – Обеспечение дистанционного доступа к материалам, созданным на первом и втором этапах.
На данном этапе обеспечивается возможность как доступа к материалам по внутренней сети учебного заведения, так и через Internet (из общежития или из дома).
Для обеспечения этого этапа требуется наличие сервера дистанционного образования, и каналов передачи данных с большой пропускной способностью для обеспечения возможности передачи Multimedia данных.

4.2. Особенности технического оснащения

Подавляющее количество информации, получаемое человеком  в качестве учебного материала находится в виде текста или графики. Таковы, например, бумажные учебники. Прямой перенос информации из бумажного учебника на монитор компьютера при кажущейся простоте копирования и распространения информации не вызывает улучшения восприятия материала. Чтение с экрана монитора приводят к быстрому утомлению. Связано это с несовершенством устройств отображения компьютера. Имеющиеся в продаже мониторы на электронно-лучевой трубке (CRT) не имеют разрешающей способности, достаточной для комфортного чтения текста с экрана. Кроме этого экран мерцает, что также вызывает дополнительную усталость при работе с монитором. Даже в центре, а ещё в большей степени на краях экрана в силу недостаточного сведения лучей и нестабильности характеристик системы развёртки размываются и дрожат края символов, что ещё более усугубляет положение.
Мониторы на электронно-лучевой трубке вносят геометрические искажения в изображение. Поэтому наиболее подходящими для работы считаются мониторы, имеющие плоскую поверхность (FLAT), дающие более реальное отображение листа бумаги с текстом, однако и здесь имеются подводные камни. Для такого типа мониторов гораздо более важным становится наличие противобликоваого покрытия. В противном случае можно получить своеобразное зеркало вместо экрана, где будут отражаться предметы, расположенные перед монитором. Особенно это заметно, если за спиной сидящего перед таким монитором человека находится окно, источник света  или другие светлые поверхности. Человек видит сразу два изображения, расположенных на разных расстояниях. В результате глаза непроизвольно и непрерывно перефокусируются между ними, что вызывавет мышечное утомление глаз. К тому же мозг на подсознательном уровне перегружается дополнительной, ненужной, фоновой информацией, что вызывает дополнительное утомление.
Для работы с текстами несколько лучше подходят жидкокристаллические (LCD) плоские мониторы на активной матрице (TFT), особенно, в случае использования цифрового (а не аналогового, как у подавляющего числа современных мониторов) управления. Картинка этих мониторов, хотя и не обладает высоким разрешением читается гораздо лучше (практически отсутствуют геометрические искажения и дрожание изображения), чем на мониторах с электронно-лучевой трубкой. Однако LCD мониторы обладают достаточно узкими углами комфортного обзора, при превышении которых, происходит искажение цвета. Кроме того, в силу высокой инертности жидких кристаллов,  просмотр  движущихся изображений (анимация, видео) менее комфортен, чем при использовании CRT мониторов.
Плохослышащие ученики из-за большей нагрузки на зрительный аппарат, обусловленной компенсаторными механизмами, должны гораздо более тщательно выполнять рекомендации зрительной гигиены при работе с компьютерами. Т.е., что справедливо для обычного человека, ещё более правильно для глухого.  Поэтому можно было бы рекомендовать следующие меры:

  1. Время пребывания за монитором должно быть по возможности меньшим
  2. Разрешение монитора должно быть оптимальным для данного типа монитора, а кадровая развёртка повышенной
  3. Использование LCD-TFT мониторов с цифровым управлением при работе с текстовыми документами
  4. Шрифты в документах применять увеличенные
  5. Текста при подаче материала должно быть меньше, больше должно быть графического материала, который можно окинуть одним взглядом, не вчитываясь в текст.
  6. Использовать цветовые схемы, не вызывающие утомления глаз
  7. Размер монитора не должен быть слишком большим (в противном случае дополнительная усталость возникает из-за больших углов поворота глаз)

Использование звукового канала при обучении используется пока существенно меньше, но и его необходимо использовать. Аудиограмма может быть преобразована в персональный аудио-профиль учащегося, который может быть вызван при регистрации и дальнейшей работе слушателя в системе дистанционного образования, что облегчит восприятие им звуковой информации.
Проблемы же согласования слуховых аппаратов со звуковыми картами, в силу разнообразия как тех, так и других, должны, по видимому, решаться в индивидуальном порядке.
Однако и здесь возможны некоторые предпочтения. Мониторы на электронно-лучевой трубке имеют систему развёртки, создающую достаточно сильные электрические и магнитные поля, которые могут пагубно влиять на работу слухового аппарата, вплоть до невозможности его работы вблизи от компьютера. С этой точки зрения, по видимому, также более приемлемым является использование жидкокристаллических мониторов.