Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация Медицинская реабилитация

Заключение

Большинство из нас когда-либо сталкивались с болями в спине, шее. В том, что боль в спине стала весьма распространенным явлением, повинен наш образ жизни. «Благодаря» всеобщей автоматизации мы слишком мало двигаемся, а наши спины изо всех сил стараются справиться с длительными периодами безделья, чередующимися с внезапными перегрузками. С возрастом боль и/или чувство усталости становятся почти постоянными спутниками, присоединяется чувство онемения в руках, ногах во время сна, появляется мышечная слабость в конечностях, хромота, перекос туловища, что свидетельствует о тяжести процесса и может привести человека к операционному столу и даже инвалидности. Прежде чем говорить о причинах и механизмах (а без четкого их понимания не может быть подобрана правильная тактика лечения), необходимо отметить, что человеческий организм есть целостная система с колоссальной способностью к восстановлению. И все методики древней и современной, восточной и западной медицины основаны на данном факте. Существует хорошая латинская пословица: «Природа исцеляет, а врач лечит больных». Врач на определенном этапе заболевания вмешивается в процесс течения болезни какими- либо своими действиями (манипуляциями или оперативным вмешательством), назначением лекарственных препаратов, настоев, растирок, различных видов массажа, физиотерапии и т. п. и направляет организм на путь восстановления. Наши кости и суставы ежедневно подвергаются колоссальным нагрузкам, происходит постоянный «изт.ос» суставных поверхностей, тем не менее запасы износостойкости обеспечивают способность передвижения человека до глубокой старости. Но для того чтобы механизм функционировал без сбоев, необходимо поддерживать его работоспособность. Существует множество различных методик лечения и видов гимнастик, начиная с шиацу, иглорефлексотерапии, общепринятой методики лекарственной терапии, мануальной коррекции и заканчивая ушу, йогой и другими методиками лечебной физкультуры, такими как методика Кадыровой, Евминова, обливание, закаливание и т. д. Восточные методики, в основе которых лежит религия, представляют собой целостный комплекс упражнений для укрепления духа и тела, выработанный множеством поколений, причем здесь главным является не столько ряд спортивных упражнений, сколько сам образ жизни. В Древнем Китае были врачебно- гимнастические школы, где лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В одной из книг серии энциклопедии «Кун-фу» (VI в. до н. э.) описаны методика выполнения упражнений, напряжения и расслабления мышц, определенные «лечебные» положения тела и другие приемы лечебной физкультуры.
В Индии зародилась едва ли не самая древняя система, имеющая прямое отношение к тому, что называется сегодня физической культурой, — хатха-йога. Это система статических упражнений (поз, или асан), включающая особые способы дыхания и особый образ мыслей и призванная сделать человека «хозяином своего мира».
В Древней Греции существовал культ красивого, сильного тела — достаточно вспомнить, что именно там «придумали» Олимпийские игры. Очень большое значение придавалось там физическому воспитанию детей. Вот, например, «штатное расписание» одного учебного заведения в городе Теосе, ще в III в. до н. э. «...некто по имени Политрой принес вдар своим согражданам тридцать четыре тысячи драхм на расходы по обучению всех детей граждан»: три учителя словесности, два учителя гимнастики, один учитель музыки, один учитель фехтования и один учитель стрельбы из лука и метания копья. Как видите, учителя физкультуры в этой школе составляли ровно половину штата. Неудивительно, что слово «гимназия» происходит от греческого «гимназо» — упражняю, тренирую! Была в Древней Греции и медицинская гимнастика, основателем которой считается Геродик(Ув. до н. э.); позднее Гиппократ (ок. 460—370 до н. э.) ввел понятие лечебной дозы физических упражнений для больного человека. Физические упражнения сочетались с диетой, массажем и водными процедурами. В трудах Гиппократа приводятся методики лечебной гимнастики при болезнях сердца, легких, желудочно-кишечного тракта.
В Древнем Риме (который многое перенял от Древней Греции) опыт применения физкультуры длялечения больных продолжили Целий Аврелиан, Корнелий Цельс (I в. до н. э.) и Гален (ок. 130—200). Целий, в частности, предлагал лечить физическими упражнениями многие хронические болезни, а также применять упражнения на блоковых аппаратах и массаж для лечения параличей конечностей. Цельс в своем трактате «О медицине» писал, что ослабленным людям врач первым делом должен назначать занятия гимнастикой, бегом, а также игры и прогулки. При параличах он рекомендовал массаж и упражнения в постели — сначала пассивные, затем активные. Выцаюгцийся врач и мыслитель античности Гален считал, что понятия физкультуры, физического труда и здоровья неразделимы, и успешно лечил, например, ожирение, назначая своим пациентам гимнастику, физический труд, диету и массаж.
В средние века развитие всех наук, в том числе медицины, затормозилось в Европе, но не на Востоке. Знаменитый врач средневековья Авиценна (ок. 980—1037) считал физические упражнения самым важным фактором сохранения здоровья. Он составил своеобразную классификацию гимнастических упражнений, основанную на силе и быстроте их выполнения, объяснил лечебный эффект дыхательных упражнений (очищение «соков» организма) и использовал физические упражнения в лечении заболеваний внутренних органов, нервной системы и глаз, а также травм. Авиценна писал в своем знаменитом многотомном труде «Канон врачебной науки*: «Если имеется повреждение в области ног, то следует делать физические упражнения дня верхней части тела».
В эпоху Возрождения (XIV—XVII вв.) в Европе начинают появляться специальные труды по врачебной гимнастике: «Трактат по ортопедии» Гофмана, «Искусство гимнастики» Меркуриалиса и др. Таким образом, все, придуманное очень давно, оставалось упорядочить и распределить накопленный человечеством «физкультурный опыт», разложить по полочкам все имеющиеся знания в этой сфере и связать разнообразные физические упражнения с конкретными заболеваниями, создав таким образом действительно лечебную физкультуру. Этим всерьез занялись ученые начиная с XIX в. В частности, в Европе получил всеобщее признание метод шведской медицинской гимнастики, предложенный Р. Н. Лингом (1776—1839). В шведской гимнастике различали свободно выполняемые упражнения и движения с сопротивлением для мышц; она давала возможность дозировать и локализовать движения с лечебной целью. В конце XIX — начале XX века появляются методики лечебной гимнастики, применяемые при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, сколиозе.
Особенности строения нашего позвоночника обеспечивают способность выдерживать огромные нагрузки. Нагрузки, которые испытывает позвоночник, в принципе начинаются с появления ребенка на свет. По данным некоторых авторов, до 80—90% детей получают при рождении травматическое воздействие на позвоночник. При этом чаще всего страдают шейные и поясничные отделы. Кроме того, до 95% детей имеют разную длину ног, что на глаз не всегда заметно, это определяет специалист. Когда длина нижних конечностей различна, возникает перекос таза в ту или иную сторону, что обусловливает искривление оси позвоночника в поясничном отделе. Если искривление довольно значительно, то оно направлено в противоположную сторону, формируется так называемый S-образный грудопоясничный сколиоз. Боковые искривления позвоночника могут быть вызваны и другими причинами: как врожденными аномалиями развития (наличие клиновидных позвонков), таки приобретенными в результате неправильного сидения за партой, столом и т. д. В итоге с течением времени, ростом позвоночника и организма в целом идет прогрессивное нарастание боковых искривлений позвоночника, и если в процесс не вмешаться вовремя, к 20—25 годам человек сталкивается с проблемами, характерными обычно для людей предпенсионного возраста: боли в спине становятся постоянными, появляются нарушения со стороны внутренних органов и систем — зачастую страдают бронхолегочная система (с развитием легочной недостаточности), сердечно-сосудистая система («сколиотическое сердце»), система пищеварения. Поэтому о здоровье опорно-двигательного аппарата необходимо заботиться с раннего детского возраста. Молодым родителям, когда они приносят ребенка из роддома, следует помнить, что именно в их руках его здоровье. Они должны знать, как правильно поднимать, держать и пеленать малыша, какая у него должна быть постель и т. д.
Семья всегда считалась ячейкой общества, заложенные и привитые ребенку в детстве ценности и стандарты остаются у него на всю жизнь. Конечно же, многое зависит от родителей, от того, как они научат своего ребенка планировать рабочий день, распределять время, правильно питаться, правильно делать уроки, с пользой для здоровья заниматься спортом. В наше время это, безусловно, очень тяжело: в основном оба родителя проводят много времени на работе. Зачастую детьми занимаются бабушки, дедушки и няни. Между тем каждому родителю в любую свободную минуту надо уделять внимание своему ребенку.
Если же удается приучить всех членов семьи к правильному распорядку дня (питание, физкультура и другие нагрузки с учетом возраста), то в таком случае можно считать, что не только все обеспечены здоровьем и запасом жизненных сил, но и организована мощная поддержка бюджета семьи (ведь медикаментозные средства серьезно опустошают карман).

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы