aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

Буква О | Словарь медико-социальных понятий и терминов

Обеспечение старости в России - в современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Россия - не исключение: число лиц пенсионного возраста составляет 20,6%, и тенденция увеличения доли пожилых людей в общей массе населения сохраняется. Это отражается на всех сферах общественной жизни: рынке труда, здравоохранении, обеспечении старости и т.п.

Наряду с инвалидами, многодетными семьями, беженцами и вынужденными переселенцами, прежде всего пожилые и старые люди ощущают на себе негативные последствия смены системы, а потому нуждаются в повышенном внимании общества и государства.

Одним из конституционных прав гражданина России является право на социальное обеспечение по возрасту, в частности, на пенсионное обеспечение. Виды трудовых пенсий: пенсии по старости (по возрасту), по инвалидности, по потере кормильца, за выслугу лет.

Право на пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины, достигшие 60 лет и проработавшие не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Пенсия назначается пожизненно. К пенсии по старости предусматриваются надбавки при наличии необходимых оснований:

Финансирование выплаты государственных пенсий осуществляется Пенсионным фондом РФ. В связи с ростом стоимости жизни в условиях инфляции государство повышает размер пенсии путем ее индексации и компенсационных выплат.

Конституционное право пожилого человека на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальных системах здравоохранения обеспечивается в рамках Федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (1993) и другими нормативными актами. Предусмотренная законодательством лекарственная помощь пенсионерам на льготных условиях фактически не предоставляется вследствие ограниченных финансовых возможностей государства.

Защитной мерой в обеспечении старости являются льготы, предусмотренные Законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995), "О ветеранах" (1995).

В России около 24,3 млн. человек, достигших пенсионного возраста, пользуются различными видами льгот. В их числе инвалиды ВОВ, участники ВОВ, труженики тыла военных лет, блокадники Ленинграда, репрессированные и пострадавшие от политических репрессий, ветераны труда и другие категории граждан.

Социальные услуги как вид государственной социальной помощи предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам в рамках системы социального обслуживания, основными видами которого являются: обслуживание на дому, стационарное и полустационарное, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь. Они предусмотрены Законами "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (1995), "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (1995).

Над пожилыми и старыми людьми, не способными в полной мере осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, устанавливается социальное попечительство как правовая форма защиты их личных и имущественных интересов. Для оказания помощи таким людям существует система домов-интернатов для престарелых и инвалидов.

Все мероприятия по социальному обеспечению пожилых осуществляют органы и учреждения социальной защиты населения. Реализация льгот и преимуществ пожилых людей, предусмотренных Российским законодательством, возложена большей частью на субъекты Российской Федерации. В полном объеме она стала практически невозможной из-за недостаточного финансирования.

Образ жизни - распределение человеком на протяжении жизненного цикла его фундаментальных жизненных ресурсов - времени и энергии между основными формами социокультурной жизнедеятельности: жизнеобеспечение, социальная коммуникация, рекреация, социализация. Образ жизни - вид индивидуальной или групповой человеческой жизнедеятельности, соответствующий конкретным историческим социальным отношениям. Фиксирует в себе специфику общения, поведения, склада мышления в различных сферах жизни. Зависит от экономических, социальных, политических, культурных, природных и иных условий. Выступает как целостная система, состоящая из элементов материальной и духовной жизни общества. Образ жизни характеризует и показывает данное общественное устройство, как живет человек в этом обществе, что делает оно для развития и совершенствования собственного "Я" человека, реализация его потребностей, интересов и творческих возможностей. Образ жизни формируется как результат воздействия на человека совокупности социально-экономических отношений, общественно-экономического строя, идеологии и культуры, окружающей среды. Оказывает активное влияние на экономические и социально-политические процессы в обществе.

Общепринято разделять объективные (способ совместной деятельности, социально-общественные отношения и связь между людьми и др.) и субъективные (цели и задачи общения, интересы и мотивы деятельности, ценностные ориентации) аспекты образа жизни. Обычно выделяют образ жизни городской, сельский, молодежи, крестьян, рабочих, интеллигенции, студентов и т.п. В основе такого деления лежит принадлежность к социальной группе, слою, возрасту, образованию, роду занятий и т.д.

Ограничения жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью.

Одинокие люди - граждане, потерявшие или не имеющие тесной связи с обществом, социальной группой, семьей и отдельными людьми. Одиночество может быть условием или образом жизни, а также психологическим состоянием, может быть постоянным и временным. В некоторых случаях человек добровольно избирает одиночество в качестве образа жизни в силу объективных или субъективно-психологических причин (например, люди творческой профессии, замкнутые, легкоранимые, неуживчивые, люди, имеющие инвалидность).

Одиночество - социально-психологическое состояние, характеризующееся недостаточностью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной неудовлетворенностью индивида характером и кругом его общения. Согласно современным представлениям, физическая изолированность не всегда ощущается человеком как одиночество. Наиболее остро одиночество воспринимается человеком в ситуациях принудительного общения или принудительного ограничения общения. Одиночество становится одной из основных социальных проблем пожилого человека. Для ее разрешения необходимо создавать услуги для данной категории населения, развивать и совершенствовать формы социальной помощи одиноким, вести целенаправленную работу по предупреждению одиночества.

Оккупациональная терапия - (ОТ) - является профессией, направленной на реабилитацию лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять уход за собой, проводить досуг и выполнять трудовую деятельность.

Уход за собой, проведение досуга и продуктивная деятельность объединяются общим термином "занятие", а участие человека в их выполнении определяется как оккупациональная деятельность.

Работа оккупациональных терапевтов направлена на помощь лицам, чья оккупациональная деятельность страдает вследствие травмы или заболевания, психических или эмоциональных нарушений, врожденных или приобретенных заболеваний, либо в результате старческих изменений.

Целью ОТ является:

Несмотря на то, что ОТ является лечебной профессией, она значительно отличается от других медицинских специальностей.

Объектом ОТ являются занятия, восстановление и нормализация оккупациональной деятельности. В ОТ проявление клинических нарушений рассматривается только с учетом взаимосвязи с оккупациональной деятельностью.

Оккупациональный терапевт собирает информацию о видах и степенях самообслуживания больного, проведении досуга и трудовой деятельности пациентов и осуществляет стратегию, направленную на восстановление и нормализацию оккупациональной деятельности. Оккупациональный терапевт также оценивает психологические, социальные и экологические факторы, которые оказывают влияние на оккупациональную деятельность.

Следует отметить, что не все болезни приводят к нарушению оккупациональной деятельности пациентов. Заболевания могут носить временный характер и не вызывать отклонений оккупациональной деятельности. Например, перелом ноги или простуда вызывают нарушение здоровья, но не приводят к существенному влиянию на оккупациональную деятельность. Отклонения в состоянии здоровья могут быть весьма существенны, однако они не вызывают нарушений тех функций, которые определяют оккупациональную деятельность человека. Так, пациент, перенесший ампутацию нижней конечности выше коленного сустава, может продолжать работу учителя, поскольку этот род деятельности не требует значительной мобильности. В случае, когда требуется высокая подвижность, необходимо помочь этому человеку адаптироваться, чтобы он мог справиться с работой.

Окружающая среда - совокупность физических, химических, биологических характеристик, а также социальных факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на живые существа и деятельность человека. Окружающая среда - целостная система взаимосвязанных компонентов (воздух, климатические явления, вода, флора и фауна, рельеф, техногенная и социальная среда), в которых осуществляются труд, быт и отдых населения.

Естественная природная среда создает определенные, зачастую специфические, условия для сохранения и развития здоровья. Сейчас ни у кого не вызывает сомнений следующая причинно-следственная цепочка: солнечная активность - возмущение электромагнитного поля Земли - реакция организма, так как главным возбудителем жизнедеятельности на нашей планете является солнечное излучение со всеми его электронными и ионными потоками и спектрами. Многочисленные исследования показали, что изменения погодных условий и прежде всего перепады атмосферного давления оказывают существенное влияние на частоту обострений и течение ряда заболеваний, увеличивают вероятность умереть от них. Наиболее сильная зависимость выявлена при болезнях органов дыхания, сердца и сосудов. Многие заболевания имеют выраженное географическое распространение (злокачественные новообразования кожи, желудка, легких и бронхов, крови и кроветворной системы, инфекционные и паразитарные болезни и др.). От состава микроэлементов в почве и в воде также зависит появление и течение ряда заболеваний.

Вмешательство человека в естественную природную среду должно быть не только экономически, но и медико-гигиенически целесообразно и обоснованно.

Олигофрения - психическое, главным образом, умственное, недоразвитие.

Ортопедическая обувь - обувь специальной конструкции, предназначенная для коррекции функции и (или) формы патологически измененной конечности.

Освоение жизненной среды - приобретение и эффективное использование знаний и навыков, необходимых для адекватного взаимодействия с элементами окружения и контроля над ними.

Основные подходы в социальной работе - В социальной работе различают следующие основные направления:

1) Индивидуальная психотерапия, которая берет начало в социальной работе, проводившейся крупнейшими американскими организациями в конце XIX - начале XX в. Развитие этого направления связано с именем Мэри Ричмонд (ею написаны книги "Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях" (1899), "Социальные диагнозы" (1917). Центральным моментом индивидуальной психотерапии является способность в каждом конкретном случае произвести оценку, поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Социальный диагноз предполагает оценку, как личности клиента, так и его социального положения. В качестве методов социального диагноза выступают косвенный метод лечения и непосредственный метод. Суть косвенного метода состоит в воздействии на среду, в возможности посредством изменения социального окружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении. Непосредственный метод заключается, по выражению Ричмонд, в воздействии "ума на ум", т.е. при помощи предложений, уговоров, советов, а также рациональных дискуссий клиент вовлекается в выработку и принятие решения. Для подобного воздействия чрезвычайно важно установить прочные доверительные отношения между социальным работником и клиентом.

2) Диагностический подход - направление в индивидуальной психотерапии, разработанное школой управления служб социальной работы при Чикагском университете колледжа Смита (1918). Для этой школы характерен акцент на установлении точного диагноза и последующем лечении. Для дифференцированного лечения требовалось собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации. На диагностическую школу большое влияние оказал психоанализ Фрейда, в частности теория психического детерминизма бессознательных процессов в психическом аппарате и значения переживаний раннего детства. Более важное значение приобретала оценка личности клиента, нежели оценка ситуации. В результате отношения между социальным работником и клиентом превращались в довольно авторитарные, в которых социальный работник выступал как посторонний эксперт, в чью задачу входило лечение клиента, т.е. изменение его как личности и изменение его адаптации к окружающей среде.

3) Функциональный подход - направление, связанное с Пенсильванской школой социальной работы (1930), по подготовке специалистов по индивидуальной психотерапии. Эта школа находилась под влиянием идей Отто Ранка, который полагал, что существенными в ситуации лечения являются отношения терапевта и пациента, а не детские впечатления клиента. Функциональная школа взяла за основу в первую очередь представления Ранка о желании перемен у клиента, его способности к восприятию помощи, а также о начальных процессах и разделении функций в ходе лечения. Функциональная школа построила свою методику индивидуальной психотерапии вокруг самого аппарата помощи, того, как он должен быть организован, и вокруг проблемы предоставления и приема помощи. Здесь на клиента возлагалась большая ответственность за изменения. Задача социального работника состояла в том, чтобы сделать возможным для клиента принятие помощи. Позже функциональная школа обратилась к идеям так называемой гуманистической психологии, например, к понятию Маслоу о самоактуализации личности и представлениям Карен Хорни о том, что человек внутренне всегда стремится к чему-то позитивному, находится в состоянии постоянного роста и развития.

4) Социально-психологический подход - это направление получило развитие в трудах Г.Гамильтона (1930), одного из теоретиков диагностической школы, которая находилась под воздействием гештальтпсихологии. Ею введено в обращение понятие "личность в ситуации". Это, по ее мнению, троекратный образ: личность, ситуация и, прежде всего, интеракция между личностью и ситуацией. Изучение и понимание данного образа и составляет социально-психологический подход. Д.Холлис (1964) разработала ряд принципов, на которых должна строиться социально-психологическая работа:

Социальный работник должен принимать своего клиента таким, каков он есть, проявляя к нему интерес и уважение.

В центре внимания должны быть потребности клиента.

Понимание клиента должно быть научно обоснованным и объективным.

Социальный работник должен уважать право клиента на принятие собственного решения.

Возникают моменты, когда социальный работник обязан взять на себя ответственность, с тем, чтобы клиент не нанес ущерба самому себе и другим.

Остеопороз - дистрофия костной ткани с перестройкой ее структуры, характеризующаяся уменьшением числа костных перекладин в единице объема кости, истончением, искривлением и полным рассасыванием части этих элементов. Является причиной переломов костей, особенно у женщин и лиц пожилого возраста.

Назад Оглавление Далее