Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация Медицинская реабилитация

2.3.1. Нейропсихологическое исследование

Проводится больным, у которых подозревается поражение головного мозга. В то время как диагностикой двигательных, координаторных и чувствительных нарушений занимается невролог, задачей нейропсихолога является выявление нарушений высших мозговых функций — речи, гнозиса, праксиса, памяти, внимания, мышления. Результаты такого исследования используются, во-первых, для уточнения наличия церебрального поражения и постановки топического диагноза; во-вторых, для определения прогноза в отношении возможности восстановления или компенсации выявленных нарушений; в третьих, для выбора определенной программы реабилитации. Для врачей важно помнить, что у ряда больных нарушения высших мозговых функций могут казаться малозначимыми и затушевываться, «маскироваться» выступающими на первый план двигательными расстройствами, но при этом отрицательно влиять на результаты реабилитации, в первую очередь в результате утраты у таких пациентов тех или иных способностей к обучению. Так, развитие сенсорной афазии (даже и негрубо выраженной) проявляется в ухудшении понимания обращенной речи на фоне снижения критики к данному дефекту. Расстройства слухового, зрительного или тактильного гнозиса сопровождаются затруднениями распознавания образов определенных сенсорных модальностей, что диктует необходимость использования в процессе обучения стимулов других модальностей. Сложности обучения в процессе реабилитации больных с повреждениями головного мозга могут быть также связаны с развивающимися у них интеллекгуально-мнестическими нарушениями и распадом познавательно-поведенческих стратегий. При этом, например, больной не сможет пользоваться инвалидным креслом дома, если по конструкции оно отличается от того, к которому его приучили в стационаре.
Существуют различные методологические подходы к проведению нейропсихологического обследования. В США широко используется Halstead-Reitan №europsychological Test Battery, что в переводе означает «Комплекс нейропсихологических тестов Halstead и Reitan» (Halstead и Reitan — фамилии авторов данного инструмента, создавших его в докомпьютерную эру в целях выявления очагов поражения головного мозга и их топической диагностики). Эта «батарея тестов» предоставляется испытуемым в определенном порядке, протокол исследования стандартизирован, результаты имеют количественное выражение и легко подвергаются статистической обработке. Другое направление нейропсихологической диагностики создано в нашей стране работами А.РЛурии и его учеников [Лурия А.Р., 1973], его научной основой явилась теория системной динамической локализации высших психических функций человека. Проведение нейропсихологического обследования по методике А.РЛурии индивидуализировано, требования и характер заданий может меняться в зависимости от получаемого ответа испытуемого и возникающих у него затруднений. Основное внимание психолога уделяется не количественным параметрам, а тому, как выполняет больной тест, именно на анализе качественных характеристик работы базируется диагностика тех или иных нарушений высших мозговых функций. Привлекательным для медицинской реабилитации в данном подходе является учет индивидуальных особенностей пациента, ограничения связаны с отсутствием возможности количественной оценки результатов.
В создаваемых в последние годы методиках нейропсихологического обследования предпринимаются попытки объединить «количественную» и «качественную» оценки результатов [Тгех1ег L.E. et al, 1994].

Назад Оглавление Далее