Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация Медицинская реабилитация

Глава 16. Ослабление памяти

Общее понятие об ослаблении памяти

Клиническая характеристика психических и органических заболеваний мозга, ведущих к ослаблению памяти

Основные и психоорганные синдромы у детей

Возраст как фактор, отражающий в значительной степени развитие личности, оказывает существенное влияние на психические заболевания детей. Влияние детского и юношеского возраста отражается на динамике и исходе психических заболеваний. Оно может иметь благоприятный и неблагоприятный характер. Неблагоприятное влияние сказывается на протекании и исходе психических и органических заболевания мозга, когда оно начинается в раннем и дошкольном возрасте. Так болезненный процесс нарушает, повреждает одни мозговые структуры и тормозит и даже приостанавливает развитие других, еще не завершивших свое созревание. У детей, заболевших до 4–5-летнего возраста, часто наступают тяжелые и сложные дефективные состояния в виде олигофрении, деменции, инфантилизма.

Благоприятное влияние возраста на протекание указанных заболеваний отмечается в том случае, когда они начинаются и развиваются между 7–11 годами.

Возрастное влияние на формирование синдромов столь существенно и динамично, что дало основание Г. Е. Сухаревой (1974 г.) говорить о «преобладающих» синдромах, характерных для определенного возрастного этапа развития. К ним относятся судорожные синдромы, речевые, фобические и различные вегетативно-соматические расстройства, а также синдромы помрачения сознания, психомоторная возбудимость или заторможенность (в возрасте до 4 лет); у детей позднего дошкольного возраста и школьного — психопатоподобные и неврозоподобные состояния, эпилептоподобные синдромы, страхи, двигательные расстройства; в пубертатном возрасте — психопатоподобные состояния с расстройствами влечений (преимущественно сексуального), колебаниями настроения.

Состояния оглушенностинаблюдаются относительно часто в раннем детском возрасте при инфекционных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах и др. В состоянии оглушенности дети вялые, малоподвижные, трудно и с большим запозданием реагируют на внешние раздражители, не ориентированы в своем местонахождении, не понимают, что с ними происходит. При более тяжелых заболеваниях — менингитах, энцефалитах, тяжелых интоксикациях, черепно-мозговых травмах — состояние оглушенности переходит в стопор и кому.

Аментивный синдромнаблюдается при более тяжелых, продолжительных, истощающих заболеваниях инфекционного, интоксикационного и дистрофического характера. Он характеризуется спутанностью сознания, полной дезориентированностью, несвязностью мышления, единичными проявлениями бредовых, галлюцинаторных переживаний, при этом отмечается двигательное угнетение с эпизодическими, внезапными пароксизмами моторного возбуждения, во время которых больные могут нанести серьезные травмы себе и окружающим. Этим определяется необходимость специального обслуживания таких больных.

Онейроидный (сноподобный) синдромвозникает часто при соматических и мозговых заболеваниях на базе глубокого расстройства сознания. Он характеризуется яркими чувственными галлюцинаторными переживаниями, которые отличаются связанным сценическим характером. Больные как бы являются участниками в «наблюдаемых картинах», но при этом остаются неподвижными, дезориентированными, удивленными, иногда в приподнятом настроении и оказывают сопротивление при попытке уложить их в постель.

Сумеречное сознание. Общее для сумеречных состояний сознания то, что они начинаются на фоне ясного сознания, наступают остро, длятся кратко — минуты, часы, редко дни, заканчиваясь внезапно. Во время сумеречного состояния отмечается полная дезориентация, а после выхода из этого состояния — полная амнезия того, что происходило. В этом состоянии больные производят впечатление людей, всецело поглощенных какой-то идеей, не чувствующих и не видящих ничего вокруг себя. Используя приобретенные двигательные стереотипы, они могут совершать сложные действия, например проезжать большие расстояния в общественном транспорте, покупая билеты, меняя транспортные средства и при этом не сознавая того, что они делают, и не помня в дальнейшем о совершенных действиях.

При сумеречных состояниях в дошкольном и раннем школьном возрасте преобладают сложные двигательные автоматизмы — внезапное вставание, пробежки или верчение «волчком», запирание, ненужное перемещение предметов. В препубертатном и пубертатном возрасте в картине сумеречного состояния отмечаются страх, злоба, двигательное возбуждение, агрессивность, а иногда и кратковременные галлюцинаторные бредовые переживания. Чаще всего сумеречные состояния наблюдаются при эпилепсии, но могут появляться и при инфекциях, интоксикациях, органических заболеваниях мозга, психотравмах.

Сомнамбулизм (лунатизм)по характеру возникновения, продолжительности, исходу и последующей амнезии подобен сумеречному состоянию сознания, но отличается тем, что возникает во время сна и обычно завершается сном. Больной во время сна внезапно встает с постели, движется по квартире, перемещает некоторые предметы и снова засыпает — или возвратившись в постель, или где-либо в другом месте. Наутро у него нет никаких воспоминаний о совершенных действиях. Сомнамбулизм чаще всего встречается при эпилепсии, заболеваниях мозга (опухолях, паразитах). Эпилептогенный сомнамбулизм возникает обычно без видимых внешних поводов и характеризуется стереотипностью в клинических проявлениях и периодичностью приступов (2 раза в неделю, 2 раза в месяц, 2 раза в год), появляющихся приблизительно в одни и те же часы в течение ночи и т. д. Учащение и удлинение сомнамбулических действий свидетельствует об ухудшении состояния. При неврозах сомнамбулизм может быть связан с испугом или бурными эмоциональными переживаниями ребенка. В этом состоянии ребенок воспроизводит страх, увлекательную игру, смех, разговор. После устранения причины, вызвавшей это состояние, сомнамбулические действия становятся более кратковременными, уменьшаются и исчезают совсем.

Олигофрения

Олигофренический синдром (олигофрения) как степень психической неполноценности выражается в невозможности отвлеченного мышления. Основное в структуре синдрома — ограниченный запас познаний и бедный жизненный опыт, неумение своевременно и правильно воспользоваться наличными знаниями и опытом для умственной деятельности. Восприятия и представления у страдающих олигофренией неясные, неточные, память слаба, речь бедна и неправильна, мышление конкретно, предметно, внимание неустойчиво, эмоции бедны, движения замедленные, неточные.

Олигофренический синдром в первый год жизни проявляется в замедлении развития двигательной и речевой функций, эмоциональной сферы и познавательной деятельности. Так, например, на первом году жизни у детей, страдающих олигофренией, наблюдается отставание в умении удерживать голову, сидеть, выпрямляться, ходить; они не фиксируют взгляд, не захватывают предметы, не поворачивают голову на звук, отстают в произнесении звуков, не улыбаются, не узнают близких.

На втором году жизни отмечается отсутствие импульсивных стремлений к действиям, ознакомлению и общению со средой, речь слабо развита, отстает общая моторика, отсутствуют навыки опрятности. На третьем году жизни ребенок, страдающий олигофренией, не понимает или понимает с трудом то, что ему говорится, не воспринимает, как и зачем используются отдельные предметы в повседневной жизни, не проявляет свойственной этому возрасту живости и любознательности, не умеет разнообразить свою игру, не стремится к самостоятельности, у него отсутствует умение произносить фразы. В дошкольном возрасте наблюдается подчеркнуто неправильное произношение, бедная фразами речь, преобладают примитивные эмоции — радость, гнев, страх.

С точки зрения выраженности дефекта, существуют три степени олигофрении: тяжелая — идиотия, среднетяжелая — имбецильность и легкая — дебильность.

Идиотияв наиболее тяжелой степени характеризуется полной беспомощностью и безразличием, нарушением безусловно-рефлекторной деятельности и возможными реакциями только на сильные болевые раздражители.

Дети-имбецилыотносительно хорошо ориентируются в окружающей среде, в которой они живут, запоминают, хотя и разорванно, отдельные события, заучивают механически стихотворения, песни, разговаривают, но грамматически неправильно, усваивают некоторые простые трудовые операции; обучаться грамоте не могут.

Дебильные детиобладают зачатками логической памяти и комбинационными способностями, но мышление их преимущественно конкретное, предметное, с очень ограниченными возможностями обобщения, абстрагирования и творческого использования всего заученного и приобретенного. Говорят грамматически правильно или с дефектами, но с бедным речевым запасом, часто пользуясь заученными фразами. Дебильные дети могут научиться писать и читать, даже выполняют некоторые арифметические действия в пределах первого десятка. Они в состоянии усвоить примитивные навыки и знания, могут работать в поле, ухаживать за животными.

Обычно трудно адаптируются в коллективе, часто реагируют неадекватно и бурно в трудных ситуациях и впадают в состояние отчаяния или депрессии.

Кроме познавательной деятельности, у страдающих олигофренией нарушены темперамент, эмоции и воля. С точки зрения этих последних нарушений различают эретичную и торпидную формы.

Олигофрения делится на четыре группы, которые различаются по своей этиологии и патогенезу.

1. Наследственные олигофрении— при них повреждены генеративные клетки родителей страдающих детей. К ним относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия и олигофрения, сочетающиеся с заболеванием костей и кожи.

2. Эмбрио—и фетопатии, т. е. заболевания, при которых причинный фактор действовал во время внутриутробного развития плода. К ним относятся олигофрении, наступившие в результате вирусного, бактериального и паразитарного заболевания матери во время беременности, а также олигофрении, обусловленные гемолитической болезнью новорожденных.

3. Олигофрении, наступившие в связи с различными причинами, действовавшими во время родов или в период раннего детства. К этой группе относятся олигофрении, связанные с родовой травмой, с асфиксией при родах, а также те, которые вызваны перенесенными в раннем детстве энцефалитами, менингоэнцефалитами, менингитами и черепно-мозговыми травмами.

4. Олигофрении, связанные с прогрессирующими гидроцефалиями, локальными дефектами в развитии головного мозга, эндокринными нарушениямии др.

Клиническая характеристика ослаблений памяти при сосудистых заболеваниях мозга

Сосудистые заболевания мозга очень распространены и «соперничают» с заболеваниями сердца. По современной классификации среди различных форм нейрососудистых заболеваний различают начальные проявления недостаточности кровоснабжения мозга, преходящие нарушения мозгового кровообращения, инсульты (кровоизлияние в мозг и инфаркт мозга) и хроническую мозговую сосудистую недостаточность (так называемую дисциркуляторную энцефалопатию). Причинами мозговых сосудистых нарушений чаще всего являются атеросклероз и гипертоническая болезнь.

Специальные исследования позволяют установить и факторы, способствующие развитию сосудистых заболеваний среди населения. Помимо таких факторов риска, как гиподинамия (пониженная физическая активность, малоподвижный образ жизни), избыточное питание, курение, алкоголь, большое значение имеет психоэмоциональный стресс. Неудовлетворенность сложившимися обстоятельствами жизни, неприятности всякого рода, отсутствие терпимости, снисходительности вызывают перенапряжение центральной нервной системы.

Симптомы. При начальных формах сосудистых заболеваний нервной системы работоспособность, как правило, существенно не страдает. Однако при повышенной потребности мозга в притоке крови (при напряженной умственной работе, особенно в душном помещении) усиливается головная боль, возникают тяжесть в голове, чувство дурноты, головокружение, что заставляет прерывать работу. При отдыхе эти жалобы исчезают. Многие из начальных форм выявляются лишь при профилактических осмотрах.

Лечение ослабления памяти

Лечение ослабления памяти традиционными методами

Диспансерное наблюдение, лечение в профилакториях, правильное построение режима работы и отдыха — этих мероприятий чаще всего бывает достаточно для восстановления хорошего самочувствия. На стадии начальных проявлений особенно эффективны все лечебные и профилактические мероприятия.

Пути профилактики сосудистых заболеваний мозга многоплановы. Эмоциональное напряжение можно «разрядить» занятиями физкультурой, спортом, аутогенной тренировкой, позволяющими активно переключать внимание, вырабатывать умение правильно реагировать. Один из важнейших факторов — культура воспитания. Самообладание и управление своими чувствами не приходят сами собой, а требуют специальных усилий. При желании этому можно научиться в любом возрасте, а врач посоветует правильные пути и методы. Укрепление физических сил и соблюдение правил психогигиены — основные пути не только профилактики, но и лечения начальных форм сосудистых заболеваний мозга.

Острые нарушения мозгового кровообращения (инсульты) требуют стационарного лечения, в некоторых случаях организуется «стационар на дому». Существует много средств, позволяющих улучшить или восстановить кровообращение в мозговых сосудах. Тем не менее мозговой инсульт — тяжелое заболевание, нередко приводящее к инвалидности. В постинсультном периоде должны осуществляться так называемые реабилитационные мероприятия, направленные на улучшение двигательной функции, приспособление к дефекту, выработку новых навыков самообслуживания.

Лечение ослабления памяти нетрадиционными методами

Вот что предлагает народная медицина при склерозе мозга.

Натереть на мелкой терке лук репчатый, отжать. Стакан лукового сока смешать со стаканом меда. Хорошо размешать. Если мед засахарился, слегка подогреть на водяной бане. Принимать по 1 ст. л. 3 раза в день за 1 ч до еды или через 2–3 ч после еды. Применяется при атеросклерозе, особенно при склерозе мозга.

Перемешать натертый лимон, стакан клюквы, стакан шиповника и стакан меда. Принимать по 20–40 г до еды. Эффективно также при гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваниях.

20 г рябиновой коры кипятить 2 ч в 0,5 л воды. Принимать 3–4 раза в день по столовой ложке.

Пить крепкий отвар петрушки.

В последние годы все большее внимание привлекают нелекарственные методы лечения, среди которых важное место занимают иглоукалывание и точечный массаж. Восточная медицина издавна уделяет этому особое внимание.

Каждый человек может оказаться в такой ситуации, когда нет возможности получить помощь врача. В этом случае умение применить точечный массаж может облегчить состояние больного, а зачастую даже спасти ему жизнь. Особенно необходимо знание элементарных приемов точечного массажа больным, страдающим хроническими заболеваниями, и их родственникам.

Книга Йосиро Цуцуми «Упрощенная методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями» предназначена для начального изучения. Простота выполнения многих упражнений (особенно на пальцах рук) делает их доступными каждому, кто хочет помочь своему организму избавиться от различных недомоганий и болезней. Вот примеры упражнений для укрепления памяти. Сложите кончиками большой и указательный пальцы правой руки и прижмите их друг к другу. Это же проделайте с другими пальцами: большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец. То же — на левой руке, проделайте 20 раз. Согните пальцы правой руки под прямым углом, затем кончиком большого пальца поочередно сильно надавите на основание каждого пальца. То же проделайте на левой руке. По 20 раз.

Назад Оглавление Далее