aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

6. Исследование динамического праксиса

1) Трехэтапная проба «Кулак-ребро-ладонь» (Лурия А.Р., 1973; Хомская Е.Д., 2003).
Перед выполнением пробы врач демонстрирует больному образец выполнения задания: поочередно опускает на стол сжатую в кулак ладонь, затем ставит раскрытую ладонь вертикально на ее медиальный край, затем кладет раскрытую кисть горизонтально ладонью вниз. В том случае, когда больной не может воспроизвести двигательную программу по образцу, исследователь сопровождает демонстрацию серии движений речевой инструкцией.
Оценивается скорость формирования двигательного стереотипа, способность к переключению и удержанию двигательной программы.
При ошибках в выполнении теста отмечают, исправляет ли их сам больной без подсказки, может ли он сделать это после указания на них, либо он не в состоянии исправить ошибки ни при каких условиях.

Возможные нарушения (Глозман Ж.М., 1999)

  1. Импульсивность выполнения
  2. Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
  3. Напряженность, замедленность выполнения
  4. Сбои при убыстрении темпа выполнения
  5. Патологическая инертность (персеверации),
  6. Упрощение программы, тенденция к стереотипии
  7. Нарушение пространственной организации движений (пространственный поиск, пространственные искажения); дизингибиция (появление новых непредусмотренных элементов движений)
  8. Дезавтоматизация (нарушение последовательности, разорванность движений, невозможность усвоения двигательной программы)

2) Проба на реципрокную координацию (Хомская Е.Д., 2003)
Для исследования содружественных движений рук больного просят одновременно раскрывать одну ладонь и закрывать другую. Оценивается скорость формирования двигательного стереотипа, наличие ошибок выполнения двигательной программы. В норме за 20 сек лица моложе 50 лет выполняют 23 и более пар движений, лица старше 50 лет –15 и более пар движений (Глозман Ж.М., 1999)

Возможные нарушения

  1. Импульсивность, приводящая к ошибкам выполнения задания
  2. Замедленное вхождение в задание (увеличение латентного периода)
  3. Замедленные и напряженные, но координированные двуручные движения, неполное сжимание и распрямление ладони
  4. Невозможность ускорения движений по инструкции
  5. Дискоординация, сбои при ускорении выполнения задания
  6. Дискоординация, отставание одной руки при медленном темпе выполнения задания
  7. Невозможность координированных двуручных движений: поочередные или идентичные движения или полное игнорирование одной руки

3) Тест «Графическая проба» (Лурия А.Р., 1966; 1973)
Больному показывают рисунок, включающий последовательность двух чередующихся графических элементов, и предлагают начать воспроизведение этой последовательности элементов самостоятельно. На выполнение пробы дается одна минута. Отмечается общее число нарисованных за одну минуту пар элементов, число допущенных ошибок и их характер.
В норме количество пар элементов при графической пробе составляет 11 и более пар элементов узора за минуту у лиц моложе 50 лет и 9 и более пар у лиц старше 50 лет (Глозман Ж.М., 1999).
Возможные нарушения

  1. Импульсивность в выполнении, приводящая к ошибкам
  2. Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
  3. Патологическая инертность (персеверации)
  4. Упрощение программы тенденция к стереотипии
  5. Истощаемость (микрография) в последовательности элементов
  6. Нарушения зрительно-моторной координации (макрография, расподобление, то есть разная величина элементов в рисунке)
  7. Дизингибиция, появление новых непредусмотренных элементов

Дезавтоматизация, нарушение последовательности движений, невозможность усвоения двигательной программы.

Назад Оглавление Далее