Медицинская реабилитация
6. Исследование динамического праксиса
1) Трехэтапная проба «Кулак-ребро-ладонь» (Лурия А.Р., 1973; Хомская Е.Д., 2003).
Перед выполнением пробы врач демонстрирует больному образец выполнения задания: поочередно опускает на стол сжатую в кулак ладонь, затем ставит раскрытую ладонь вертикально на ее медиальный край, затем кладет раскрытую кисть горизонтально ладонью вниз. В том случае, когда больной не может воспроизвести двигательную программу по образцу, исследователь сопровождает демонстрацию серии движений речевой инструкцией.
Оценивается скорость формирования двигательного стереотипа, способность к переключению и удержанию двигательной программы.
При ошибках в выполнении теста отмечают, исправляет ли их сам больной без подсказки, может ли он сделать это после указания на них, либо он не в состоянии исправить ошибки ни при каких условиях.
Возможные нарушения (Глозман Ж.М., 1999)
- Импульсивность выполнения
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Напряженность, замедленность выполнения
- Сбои при убыстрении темпа выполнения
- Патологическая инертность (персеверации),
- Упрощение программы, тенденция к стереотипии
- Нарушение пространственной организации движений (пространственный поиск, пространственные искажения); дизингибиция (появление новых непредусмотренных элементов движений)
- Дезавтоматизация (нарушение последовательности, разорванность движений, невозможность усвоения двигательной программы)
2) Проба на реципрокную координацию (Хомская Е.Д., 2003)
Для исследования содружественных движений рук больного просят одновременно раскрывать одну ладонь и закрывать другую. Оценивается скорость формирования двигательного стереотипа, наличие ошибок выполнения двигательной программы. В норме за 20 сек лица моложе 50 лет выполняют 23 и более пар движений, лица старше 50 лет –15 и более пар движений (Глозман Ж.М., 1999)
Возможные нарушения
- Импульсивность, приводящая к ошибкам выполнения задания
- Замедленное вхождение в задание (увеличение латентного периода)
- Замедленные и напряженные, но координированные двуручные движения, неполное сжимание и распрямление ладони
- Невозможность ускорения движений по инструкции
- Дискоординация, сбои при ускорении выполнения задания
- Дискоординация, отставание одной руки при медленном темпе выполнения задания
- Невозможность координированных двуручных движений: поочередные или идентичные движения или полное игнорирование одной руки
3) Тест «Графическая проба» (Лурия А.Р., 1966; 1973)
Больному показывают рисунок, включающий последовательность двух чередующихся графических элементов, и предлагают начать воспроизведение этой последовательности элементов самостоятельно. На выполнение пробы дается одна минута. Отмечается общее число нарисованных за одну минуту пар элементов, число допущенных ошибок и их характер.
В норме количество пар элементов при графической пробе составляет 11 и более пар элементов узора за минуту у лиц моложе 50 лет и 9 и более пар у лиц старше 50 лет (Глозман Ж.М., 1999).
Возможные нарушения
- Импульсивность в выполнении, приводящая к ошибкам
- Трудности вхождения в задание (двигательная аспонтанность)
- Патологическая инертность (персеверации)
- Упрощение программы тенденция к стереотипии
- Истощаемость (микрография) в последовательности элементов
- Нарушения зрительно-моторной координации (макрография, расподобление, то есть разная величина элементов в рисунке)
- Дизингибиция, появление новых непредусмотренных элементов
Дезавтоматизация, нарушение последовательности движений, невозможность усвоения двигательной программы.
Назад | Оглавление | Далее |