aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

Буква С | Глоссарий по комплексной реабилитации инвалидов

Самозанятость – организация гражданином собственного дела.

Самоконтроль – способность к сознательному управлению своим поведением.

Самообеспечение – самостоятельная деятельность клиента социальных служб, заключающаяся в поддержании и улучшении личного жизненного уровня и жизненного уровня своей семьи.

Самообслуживание – это систематическая работа инвалида по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни, здоровья и хорошего самочувствия.

Самооценка – мнение и суждение человека о самом себе, своих качествах, достоинствах, недостатках, способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей и о социально значимой деятельности, которой он занимается, и ее эффективности; влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности; тесно связана с уровнем притязания человека.

Саморазрушающее поведение – необходимо понимать широко, не только как угрозу для жизни или ущерб для здоровья, но и как поведение с пагубными последствиями для нравственного и социального развития.

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности; представляет собой замкнутый контур регулирования и есть информационный процесс, носителями которого выступают различные психические формы отражения действительности.

Саморегуляция психологическая – целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля над деятельностью.

Сегрегация – установление социальных барьеров в отношении определенной социальной группы или категории членов общества, установление большой социальной дистанции между ними и остальными членами общества; инициатива сегрегации может исходить как от общественности, так и от самих членов группы.

Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами и детьми.

Сензитивный возраст (сензитивный период) – возрастной интервал индивидуального развития ребенка наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определенных психических и двигательных функций.

Сензитивный период – см. Сензитивный возраст.

Сенильное слабоумие – см. Старческое слабоумие.

Сенсибилизация – повышение чувствительности организма или отдельных органов (например, органов чувств) к воздействию каких-либо раздражителей (главным образом химических); лежит в основе ряда заболеваний, в частности, аллергических.

Сенсомоторика – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску движений, они же, в свою очередь, служат для регуляции, контроля и коррекции сенсорной информации.

Сенсорная депривация – см. Депривация сенсорная.

Симптоматическое лечение – лечение, направленное на отдельные проявления (симптомы) болезни.

Синдром – группа признаков – симптомов, устойчивая их совокупность с единым патогенезом; не равнозначен болезни как нозологической форме, один и тот же синдром может наблюдаться при различных заболеваниях.

Синдром адаптации – см. Синдром адаптационный.

Синдром адаптационный (синдром адаптации) – совокупность адаптационных реакций организма общего защитного характера; возникает в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

Синдром Аспергера – см. Аутизм детский.

Синдром выгорания – состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях; сопровождается эмоциональным истощением, деперсонализациями, депрессией, снижением работоспособности.

Синдром Каннера – см. Аутизм детский ранний.

Синдром Ретта – олигофреноподобное заболевание, включающее черты деменции и олигофрении, основными симптомами которого являются своеобразные движения рук, затруднения при приеме пищи, неподвижный взгляд, насильственный смех, распад начавших формироваться речевых и двигательных навыков и др.

Синдром хронической усталости (СХУ) – болезнь дезадаптации, является следствием разбалансированности механизма адаптации человека; нарушения координации нервной, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы приводят к ослаблению функциональных показателей систем жизнеобеспечения.

Система Брайля – система чтения с помощью осязания (рельефного шрифта).

Система Монтессори – система обучения и воспитания детей, основанная на идеях свободного воспитания; отрицает активную роль педагога в воспитании детей, взрослые не навязывают детям собственные установки и этим тормозят их, а дети сами свободно выбирают занятие, но выполняют его так, как задумал педагог и как требует того дидактический материал.

Система непрерывного профессионального образования инвалидов – интегрированная система профессионального образования, обеспечивающая многоуровневое допрофессиональное и профессиональное образование, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в течение активной трудовой жизни инвалида в соответствии с объективными потребностями общества, экономики, производства, требованиями к конкурентоспособности, профессионализму и востребованности на рынке труда, социально-экономическим условиям жизнедеятельности человека, возможностям различных категорий инвалидов.

Система социального воспитания – относительно устойчивая совокупность ценностей и норм; организованное соединение людей в соответствии с принципами и сферами их действия, порядками выполнения функций, пространственно-временными связями, отношениями, упорядоченными способами деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей социализации людей в обществе, решения культурно развивающих задач социального становления личности.

Сколиоз (сколиотическая болезнь) – заболевание опорно- двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника по фронтальной плоскости с торсией позвонков (т.е. разворотом их вокруг оси), ведущее к нарушениям функции грудной клетки, а также косметическим дефектом.

Сколиотическая болезнь – см. Сколиоз.

Слабовидящие дети – дети, страдающие значительным снижением остроты зрения от светоощущения 0,05 до 0,3 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией, либо нарушениями периферического зрения, приводящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза.

Слабовыраженная форма детской энцефалопатии – см. Минимальная мозговая дисфункция.

Слабослышащие дети – дети, страдающие понижением слуха (тугоухостью), в результате чего у них возникает нарушение речи; в отличие от глухих детей слабослышащие дети имеют возможность с помощью слуха накопить некоторый запас слов.

Слабоумие – малообратимое обеднение психической деятельности с утратой или снижением полученных в прошлом знаний и навыков и невозможностью или затруднением приобретения новых; возникает в результате перенесенных заболеваний.

Слепоглухонемота (слепоглухота) – наиболее тяжелая форма сложного дефекта, для которой характерно поражение зрительного и слухового анализатора; формирование речи не происходит без специального обучения.

Слепоглухота – см. Слепоглухонемота.

Слепые дети– дети, страдающие полным отсутствием зрения либо имеющие остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения – 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками); основным средством познания окружающего мира становятся осязание и слух.

Служба занятости – система государственных учреждений, основными функциями которых являются: организация переобучения, проведения профориентационной работы среди населения, предоставление посреднических услуг гражданам в трудоустройстве, выплата пособий безработным, формирование и ведение банка данных о наличии рабочих мест и лиц, нуждающихся в трудоустройстве (безработных), информирование населения о наличии рабочих мест.

Служба ночных сиделок – организация в ряде стран помощи людям, проживающим дома и нуждающимся в уходе в ночное время.

Служба помощи на дому – организация, оказывающая помощь пожилым и инвалидам по личному уходу и по ежедневному ведению хозяйства, включая стирку белья и приготовление обеда.

Слуховые аппараты – электроакустические устройства, предназначенные для коррекции нарушений слуха; состоят из микрофона, воспринимающего и преобразующего окружающие звуки в электрические сигналы, электронного усилителя, регуляторов громкости и тембра, источника питания (аккумулятора или элемента) и телефона, преобразующего усиленные электрические сигналы в акустические.

Соматические заболевания – телесные (не нервные и не психические) заболевания.

Сопротивление реабилитационному процессу – внутрипсихические силы пациента, которые находятся в оппозиции процессам и мероприятиям реабилитации; хотя некоторые процессы сопротивления могут быть осознанны (при снятии с инвалидности «снимут группу», появится необходимость самостоятельно себя обслуживать, нести ответственность за свое благосостояние, конкурировать на рынке труда и т.д.), значительная их часть остается бессознательной.

Социализация – многогранный процесс приобщения к человеческой культуре и жизни общества, усвоение его норм, правил, знаний; происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания – целенаправленного формирования личности.

Социализированность – владение социальными нормами.

Социальная адаптация – специально организованный процесс или система мероприятий, направленных на приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности посредством восстановления утраченных функций и социальных связей.

Социальная гостиница – учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания граждан с частичной оплатой предоставляемых социальных услуг.

Социальная дезадаптация – особый вид поведения несовершеннолетнего, не соответствующий основным принципам поведения, признанным повсеместно обязательными.

Социальная дезориентация – низкая чувствительность к социальным нормам, нарушение их иерархии.

Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития данного явления.

Социальная запущенность – такие последствия недостаточности соответствующих факторов воспитания, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов личности, социальной дезадаптации, слабой социальной рефлексии, минимизированному социальному опыту, трудностям в овладении социальными ролями.

Социальная защита детства – специальные меры по гарантированному обеспечению прав несовершеннолетних, предусмотренных российским законодательством и Международной конвенцией о правах ребенка.

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных условий с другими гражданами, возможностей участия в жизни общества.

Социальная зрелость – уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, самостоятельного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, присущих взрослому активному и деятельному субъекту.

Социальная мобильность – перемещение индивидов между различными слоями социальной иерархии, сопровождаемое изменением социальной позиции, статуса, места, занимаемого в социальной структуре.

Социальная модель инвалидности – см. Модель инвалидности.

Социальная недостаточность – социальные последствия нарушения здоровья и ограничения жизнедеятельности человека, приводящие к необходимости его социальной защиты или помощи.

Социальная норма – см. Норма социальная.

Социальная ответственность – обязанность лиц, занимающих определенный социальный статус, действовать согласно требованиям их служебного и гражданского долга.

Социальная поддержка – совокупность социальных услуг, медико- социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально- психологическая, социально-педагогическая и иные виды помощи человеку со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях.

Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативно-правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Социальная помощь – система гуманитарных услуг (правоохранных, здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультативных, благотворительных) представителям экономически не защищенных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию; включает периодические и (или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

Социальная профилактика – совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие социально опасные и вредные отклонения в поведении.

Социальная работа – профессиональная деятельность по осуществлению позитивных изменений в жизни индивида, группы или сообщества; профессиональная деятельность в социальной сфере, представляющая собой особый социальный механизм, способный гибко реагировать и компетентно решать социальные проблемы на всех уровнях общественной структуры, вплоть до конкретного члена общества.

Социальная роль – социально-психологическое понятие, характеризующее динамический статус личности в различных социальных группах (профессиональных, семейных, формальных и неформальных); подразумевает определенные правила поведения и деятельности индивида.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности; обуславливает образ жизни индивида, его социальное бытие, в обстановке которого приобретаются новые свойства и психические новообразования личности.

Социальная служба – предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

Социальная терапия (социотерапия) – деятельность социальных работников направленная на стимуляцию социальной активности пациента или инвалида и на ликвидацию последствий его изоляции.

Социальная технология – совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для решения различного рода социальных проблем и обеспечения социальной защиты населения.

Социальная услуга – действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации.

Социальная фобия – интенсивная продолжительная и беспричинная боязнь оценки (критики, суждения), страх испытать внимание со стороны окружающих.

Социально опасное положение – совокупность причин и условий, вызывающих внутрисемейные конфликты, асоциальное поведение родителей, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.

Социально-бытовые услуги – социальные услуги, направленные на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиента в быту.

Социально-информационная помощь – помощь, направленная на обеспечение инвалидов (клиентов) информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.

Социально-консультативная помощь – помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально-медицинские технологии – совокупность приемов и методов социального воздействия, направленных на сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни.

Социально-медицинские услуги – социальные услуги, предоставляемые клиентам социальной службы в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности.

Социально-медицинский патронаж – социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи.

Социально-медицинское обслуживание на дому – постоянный уход за гражданами, страдающими тяжелыми заболеваниями, но не требующими помещения в специализированные учреждения; помимо социально-бытовой помощи, включает комплекс медицинских услуг, наблюдение за состоянием здоровья, поддержание контактов с лечащим врачом больного, профилактические мероприятия.

Социально-медицинское сопровождение – представляет собой систему медицинских мероприятий, обеспечивающих своевременную диагностику, разработку рекомендаций для социального работника об индивидуальных особенностях инвалида, консультирование социального педагога и родителей, при необходимости осуществление медицинской помощи.

Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение социального обслуживания, предназначенное для проведения социально-оздоровительных и профилактических мероприятий с целью продления возможности самореализации гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Социально-педагогическая помощь – помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на развитие и воспитание детей в семьях группы риска и детей с особыми потребностями.

Социально-педагогическая реабилитация – направление реабилитации, связанное с использованием педагогических методов преодоления патологии, предусматривает возможности индивидуального развития, стимулирует преодоление ребенком своих ограниченных возможностей; применяется параллельно с медицинской реабилитацией и может использовать медицинские меры контроля преодоления отклонений и ограничений.

Социально-педагогические технологии – совокупность педагогических приемов и методов, целенаправленно действующих на сознание, поведение и деятельность человека как члена социума в процессе его социализации, адаптации к новым социальным условиям и в социально- ориентированных видах деятельности.

Социально-педагогические услуги – социальные услуги, направленные на организацию досуга клиентов, оказания им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности.

Социально-педагогический центр – структурно упорядоченная и разветвленная сеть организации воспитательно-образовательных учреждений, социально-психологических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству, направленная на социальную защиту и реализацию прав каждого своего члена в творческой самореализации, успешном физическом, психическом и социальном развитии личности.

Социально-педагогическое патронирование – направленное сопровождение деятельности родителей по отношению к ребенку-инвалиду в соответствии с программой его реабилитации; обеспечивает контроль социально-педагогической деятельности, ее корректирование, помощь в овладении опытом целесообразной деятельности.

Социально-правовая помощь – помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различным категориям граждан, правовое информирование по жилищным, семейно-бытовым, трудовым, гражданским вопросам.

Социально-правовой патронаж – социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи.

Социально-правовые услуги – социальные услуги, предоставляемые клиенту для поддержания или изменения его правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности.

Социально-психологическая помощь – помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в котором развивается индивид, устранение негативных воздействий со стороны значимого окружения и затруднений во взаимоотношениях с этим окружением, а также помощь в профессиональном и личностном самоопределении.

Социально-психологическая реабилитация – см. Реабилитация социально-психологическая.

Социально-психологические технологии – диагностические и коррекционные процедуры, объектом которых выступают социально- психологические явления, влияющие на поведение людей, включенных в различные социальные группы; это система мер, в основе которых лежит воздействие на некоторые стороны психической реальности человека с помощью особых методов.

Социально-психологические услуги – социальные услуги, направленные на содействие клиенту в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

Социально-психологический патронаж – социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально- психологической помощи.

Социально-психологическое консультирование – социально- психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.

Социально-реабилитационная помощь – помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг различными центрами и службами по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней граждан.

Социально-реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями – учреждение социального обслуживания, предназначенное для реабилитации детей и подростков, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии (включая детей-инвалидов) в возрасте от рождения до 18 лет в соответствии с реабилитационными программами.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для социальной и психологической реабилитации детей с различными формами и степенью социальной дезадаптации.

Социально-средовая реабилитация – см. Реабилитация социально- средовая.

Социально-экономическая помощь – помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи нуждающимся категориям граждан.

Социально-экономические услуги – социальные услуги, предоставляемые клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования или содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности.

Социальное воспитание – забота общества и государства о своем прогрессе в лице созидательного развития младших поколений; это процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром.

Социальное консультирование – технология оказания социальной помощи путем целенаправленного информационного воздействия на человека или малую группу по поводу их социализации, восстановления и оптимизации социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения.

Социальное обеспечение – система оказания различных социальных услуг в рамках государственной системы материального обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, семей с детьми, а также лиц, нуждающихся в социальной помощи.

Социальное обслуживание – деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание инвалидов – включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической, натуральной и других видах помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Социальное поведение – совокупность поступков лица или действующей группы, затрагивающих интересы других лиц или групп; в более узком значении термин обозначает совокупность действий, посредством которых индивид добивается реализации своих частых интересов в обществе.

Социальные службы – предприятия и учреждения, независимо от форм собственности, предоставляющие социально-бытовые, социально- медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги, оказывающие социальную поддержку и материальную помощь.

Социальные услуги – действия по оказанию клиенту социальной помощи, предусмотренной федеральным законодательством.

Социальный врач – социально-медицинский специалист, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию социально- медицинской помощи людям, нуждающимся в ней.

Социальный диагноз – дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи.

Социальный контроль – механизм, с помощью которого реализуется совокупность процессов социально-экономического, административно- правового и организационно-воспитательного характера в социальной системе (обществе, социальной группе, личности).

Социальный патронаж – систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой и иной помощи.

Социальный педагог – специалист образовательного, реабилитационного или коррекционного учреждения, основной целью которого является оказание помощи в восстановлении эффективного взаимодействия между личностью и обществом для улучшения качества жизни лиц, нуждающихся в помощи и поддержке государства.

Социальный приют для детей – специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной или кризисной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи.

Социальный статус – интегральный показатель положения субъекта или группы в обществе, системе социальных связей и межличностных отношений, отличающий его от других субъектов или групп и определяющий его права, обязанности и привилегии; характеризуется рядом признаков как естественного (пол, возраст), так и социального (национальность, профссия, род занятий, доход) характера.

Социограмма – графическое изображение математической обработки результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малых группах; показывает сложное переплетение взаимных симпатий и антипатий, наличие «социометрических звезд» (выбираемых большинством опрашиваемых) и «париев» (отвергаемых большинством), а также иерархию промежуточных звеньев между данными полюсами.

Социокультурная реабилитация – комплекс мероприятий и условий, позволяющий инвалидам адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой; находить и использовать нужную в практической деятельности, развлечениях и отдыхе необходимую для себя информацию; адекватно участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой коммуникации, книгами; ухаживать за собой и т.д.

Социокультурная технология – многоцелевая программа, направленная на реабилитацию инвалидов путем достижения жизненно важных для них целей; для решения своих задач охватывает большой временной диапазон; ориентируется на определенный тип инвалидности и свойственные ему медицинские факторы и психофизические отклонения, а также на различный выбор возможных альтернативных решений.

Социопатии – определяются как «социальные болезни»; проявляются в целенаправленных или стихийных массовых действиях людей, направленных на разрушение ценностно-нормативных устоев общества.

Социореадаптация – см. Реадаптация социальная.

Социотерапия – см. Социальная терапия.

Спазм – непроизвольное тоническое сокращение поперечнополосатых или гладких мышц. Четкие клинические признаки, на основании которых можно было бы отличить спазм от различных вариантов тонических судорог, отсутствуют.

Спастическая диплегия – см. Болезнь Литтля.

Спастическая кривошея – судорожные сокращения мускулатуры шеи, голова повернута в сторону и наклонена к плечу; нередко выступает в качестве локального проявления торсионной дистонии.

Спастичность мышечная – повышение тонуса мышц, характеризующееся сопротивлением при сгибании или разгибании конечностей; возникает при поражении пирамидной системы.

Специализированное предприятие (цех, участок) для применения труда инвалидов – предприятие (цех, участок), предназначенное для трудоустройства инвалидов в специально созданных условиях, включая специальные рабочие мета и оборудование, облегченные условия и режим работы, льготное нормирование о оплату труда, медицинское наблюдение и обслуживание.

Специализированный центр социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов – учреждение, предназначенное для временного или постоянного социально- бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях нуждающимся в них гражданам.

Специально созданные условия – специфические санитарно- гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, позволяющие инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение – учреждения, предназначенные для детей, подростков и взрослых с различными аномалиями психофизического развития.

Специальность – вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки; определенная область труда, знания. В некоторых видах трудовой деятельности понятия «специальность» и «профессия» равнозначны, т.к. охватывают всю сферу деятельности работника, например, шофер, сварщик, библиотекарь.

Специальный дом для одиноких престарелых – учреждение социального обслуживание, предназначенное для постоянного проживания одиноких граждан и супружеских пар пожилого возраста, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию.

Специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного или временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов из числа освобожденных из мест лишения свободы и других лиц, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, бродяжничество и попрошайничество, а также для предоставления им необходимых социальных услуг.

Способности – индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

Способность к обучению – способность к восприятию знаний (общеобразовательных, профессиональных и других), овладению навыками (бытовыми, профессиональными, культурными, социальными).

Способность к общению – способность к установлению и развитию контактов с другими людьми благодаря восприятию, пониманию другого человека, возможности обмена информацией.

Способность к ориентации – способность самостоятельно ориентироваться в окружающей среде посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, мышления и адекватно оценивать ситуацию с помощью интеллектуальных свойств.

Способность к самообслуживанию – способность справляться с основными физиологическими потребностями (прием пищи, личная гигиена, одевание, физиологические отправления), выполнять повседневные бытовые задачи.

Способность к самостоятельному передвижению – способность перемещаться в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Способность к труду – способность человека осуществлять трудовую деятельность способом или в рамках, считающимися нормальными для человека, соответствующую квалификационным требованиям к содержанию, объему и условиям профессии.

Способность контролировать свое поведение – способность осознания себя и правильности своего поведения как в повседневной обстановке, так и по отношению к окружающим.

Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов – см. Доступная среда жизнедеятельности.

Срочная социальная услуга – неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Стандарт образования – совокупность требований к уровню, содержанию и качеству образования, отраженных в соответствующих нормативных документах.

Стандарты объема и качества медицинских услуг – нормативные характеристики качества медицинской помощи, содержащие набор диагностических и лечебных программ, обеспечивающих достижение планируемых результатов лечения и указывающих их общие клинические категории.

Старение – закономерный биологический процесс, неизбежно развивающийся с возрастом, характеризующийся постепенным снижением приспособительных возможностей организма и увеличением вероятности смерти.

Старость – заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества; характеризуется прогрессирующим ослаблением здоровья, упадком физических сил, затруднением двигательной активности, нарушением интеллекта, памяти, эмоциональным «уходом» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни.

Старческое слабоумие (сенильное слабоумие) – психическая болезнь, обусловленная атрофией головного мозга; проявляется постепенно нарастающим распадом психической деятельности до степени тотального слабоумия с утратой особенностей личности больного и развитием старческого маразма.

Стационарные учреждения социального обслуживания – учреждения (отделения учреждений), осуществляющие социальное обслуживание граждан (взрослых или детей) в стационарных условиях, то есть в условиях постоянного (сроком свыше 6 месяцев) или временного (сроком до 6 месяцев) проживания их в учреждении. Услуги предоставляются всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе. Им обеспечивается создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.

Стелька (ортопедическая стелька) – деталь обуви, расположенная под всей подошвенной поверхностью стопы; обеспечивает коррекцию и, по возможности, лечение неправильного положения или деформации стопы при общей слабости мускулатуры, перегрузке скелета или его деформации.

Степень ограничения жизнедеятельности – величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья. Шкала оценки степени ограничения жизнедеятельности, рекомендуемая Международной классификацией, предлагает выделение 6-ти степеней тяжести ограничения жизнедеятельности от 0 до 5 баллов.

Степень функциональных расстройств – определяется согласно классификации нарушений функции организма по степени выраженности; предусматривает четыре степени нарушения: незначительные, умеренные, выраженные нарушения, значительно выраженные нарушения функции.

Стигма (стигматизм, стигматизация) – исключение из социума определенных групп лиц на основании их непохожести на большинство представителей общества; довольно распространенное явление, общество защищает себя от других, непохожих на себя.

Страхование медицинское – форма социальной защиты и интересов населения в охране здоровья, имеющее целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия; осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Страхование социальное – система, создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности или родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховая медицинская организация – страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, с любыми предусмотренными законодательством формами собственности, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

Судороги – кратковременные (клонические) или длительные (тонические) сокращения отдельных мышц или группы мышц, вследствие которых возникают непроизвольные движения.

Сурдопедагогика – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, оглохших).

Сурдопсихология – раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих людей, возможности его коррекции в условиях специального обучения и воспитания.

Сурдотехника – технические средства для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи; термином «сурдотехника» определяется также отрасль приборостроения, разрабатывающая сурдотехнические средства.

Назад Оглавление Далее