Медицинская реабилитация
Буква Р | Глоссарий по комплексной реабилитации инвалидов
Работа коррекционно-воспитательная – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей.
Работник социальной службы – специалист, обладающий знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности по оказанию услуг социального обслуживания и работающий в социальной службе либо лицо, непосредственно предоставляющее или организующее предоставление социальных услуг клиентам социальной службы в качестве индивидуального предпринимателя.
Работоспособность – потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Развитие восприятия в онтогенезе – структурные изменения процессов восприятия по мере индивидуального развития.
Развитие движений в онтогенезе – процесс качественного видоизменения системы движений по мере роста организма и накопления индивидуального опыта.
Развитие дефицитарное – патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.
Развитие когнитивное – процесс формирования и развития когнитивной сферы, в частности – восприятия, внимания, воображения, памяти, речи, мышления.
Развитие коррекционное – исправление (преодоление) недостатков развития, совершенствование физических и психических функций, сохранной сенсорной сферы и моторных механизмов для компенсации дефекта.
Развитие пренатальное – внутриутробное развитие плода; в это время развиваются болевая, температурная и сенсорная (в частности, звуковая) чувствительность, а также моторика.
Развитие умственное – формирование и обогащение способности совершать интеллектуальные действия в ходе учебной, познавательной, практической деятельности; совершенствование понятийного аппарата; формирование и упрочение аналитико-исследовательских умений и навыков.
Развитие физическое – изменения морфологических и функциональных признаков в процессе роста организма и под влиянием факторов, способствующих улучшению его состояния, в частности под влиянием физического воспитания.
Райдтерапия – см. Иппотерапия.
Ранее вмешательство – см. Ранняя интервенция.
Ранний детский аутизм – см. Аутизм детский ранний.
Ранняя интервенция (ранее вмешательство) – диагностика актуального развития и разработка комплексной программы коррекции ребенка до 3 лет; необходима детям, чье развитие существенно нарушено в результате врожденных изменений или изменений, связанных со средой в первые годы жизни (недостаточное вскармливание, неумелое или жестокое обращение с ребенком и т.д.), чье развитие находится под угрозой в результате биологических факторов (малый вес при рождении).
Распространенность заболевания – см. Болезненность.
Рассеянный (множественный) склероз – хроническое прогрессирующее заболевание нервной системы, протекающее с обострениями, с множественными очагами поражения в центральной и периферической нервной системе.
Расстройство – нарушение строя, порядка построения или нормального состояния чего-либо.
Расстройство психосенсорное – нарушение, связанное с появлением иллюзорных образов; возникают при патологических процессах, происходящих в модально-специфических зонах головного мозга. К психосенсорным расстройствам относятся: фотопсии, полиморфопсии, зрительные, слуховые, обонятельные и вкусовые обманы, парестезии, систематические головокружения, искажения в восприятии частей собственного тела.
Расстройство речи – см. Нарушение речи.
Расстройство тазовых органов – понятие, включающее в себя расстройства мочеиспускания, дефекации и половой функции, которые могут развиваться как одновременно, так и изолировано.
Расстройство чувствительности – развивается при поражении нервных клеток, выполняющих сенсорную функцию, и проводников, по которым импульсы передаются в кору головного мозга.
Рациональное трудовое устройство – см. Трудовое устройство рациональное.
Реабилитант – индивид, являющийся объектом реабилитации.
Реабилитационная диагностика – включает всестороннее обследование и состоит из следующих этапов: клинико-функциональная диагностика, социальная диагностика и определение потребностей инвалидов и лиц с прогнозируемой инвалидностью в мерах социальной помощи, а также содействие в их осуществлении.
Реабилитационная индустрия – одно из направлений системы реабилитации, предусматривающее разработку, производство и реализацию реабилитационных изделий, а также обеспечение инвалидов средствами реабилитации в соответствии с их потребностями. Реабилитационная необходимость наступает в случае, если в результате повреждения или болезни возникает опасность временного или длительного нарушения функциональных способностей, существует угроза длительного ограничения или ухудшения самочувствия больного под влиянием негативных факторов окружающей среды.
Реабилитационная служба системы образования – единое реабилитационное пространство элитарных, общеобразовательных, адаптивных и профильных учреждений, обеспечивающих оптимальные возможности для благоприятного развития и социализации каждого ребенка и социальную реабилитацию детей и подростков.
Реабилитационная способность – стабильное соматическое и психическое состояние реабилитанта, его высокая мотивированность по отношению к предстоящему реабилитационному воздействию.
Реабилитационно-экспертное заключение – заключение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о клинико-функциональном и социальном статусе больного (инвалида), характере и степени ограничений жизнедеятельности, реабилитационном потенциале, реабилитационном прогнозе, группе инвалидности и ограничения способности к трудовой деятельности, а также о необходимых, в зависимости от этого, характере и объеме реабилитационных мероприятий.
Реабилитационные учреждения – учреждения, предназначенные для проведения комплексной реабилитации инвалидов; основной задачей которых является восстановление социального статуса инвалида путем проведения медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и социальных мероприятий. Реабилитационные цели преследуют восстановление стабильного состояния здоровья, трудоспособности и определенной активности пациента в обыденной жизни, по возможности в том виде и объеме, которые для этого человека считаются «нормальными» или типичны для его жизненной ситуации.
Реабилитационный диагноз – см. Диагноз реабилитационный.
Реабилитационный подход – применение комплекса мер медицинского, педагогического, профессионального и социального характера при междисциплинарном взаимодействии врачебного, сестринского, физиотерапевтического, эрготерапевтического, логопедического, диетологического и психотерапевтического персонала, включая различные виды помощи по преодолению последствий заболевания, изменению образа жизни, снижению воздействия факторов риска.
Реабилитационный потенциал – обобщенный показатель сохранившихся (неповрежденных) и скрытых резервов человека со сниженным здоровьем; совокупность биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально-средовых факторов, позволяющих при создании определенных условий в той или иной степени восстановить или компенсировать нарушенные сферы жизнедеятельности, реализовать потенциальные способности, интегрироваться в общество.
Реабилитационный прогноз – предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала, конечный результат комплекса мероприятий индивидуальной программы реабилитации.
Реабилитационный центр – многофункциональное учреждение, реализующее комплексный подход к реабилитации инвалидов, деятельность которого направлена на наиболее полную адаптацию и интеграцию инвалидов в общество.
Реабилитация – система различных мероприятий (медицинских, психологических, социальных и пр.), направленная не только на компенсацию имеющегося дефекта, но и на его предупреждение.
Реабилитация девиантных детей и подростков – комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий, направленных на восстановление ребенка в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих; включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его поведении.
Реабилитация инвалидов – процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванную нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма; конечной целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости, его социальная адаптация и интеграция в общество.
Реабилитация комплексная – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-политических мероприятий, направленных на восстановление функциональных возможностей и социального статуса инвалида, а также на достижение им материальной независимости.
Реабилитация медико-педагогическая – система медико- педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Реабилитация медицинская – восстановление нормальной жизнедеятельности и трудоспособности больных или инвалидов, достигаемое различными методами лечения.
Реабилитация образовательная – сложный комплекс, включающий в себя процессы получения инвалидом необходимого общего образования, а при необходимости – различных уровней и видов специального или дополнительного образования, а также профессиональной подготовки для получения новой профессии.
Реабилитация педагогическая – мероприятия обучающего и воспитательного характера, направленные на то, чтобы дети-инвалиды, психически больные и умственно отсталые лица приобрели социальный опыт, овладели необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию и жизненному самообеспечению, социальным нормам поведения.
Реабилитация профессиональная (реабилитация трудовая) – комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида в доступных по состоянию здоровья условиях труда, с целью достижения им материальной независимости и интеграции в общество.
Реабилитация психологическая – система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных функций психических, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных и инвалидов, а также лиц, перенесших заболевание, получивших психическую травму в результате резкого изменения социальных отношений, условий жизни и пр.
Реабилитация социальная – комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановления их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности путем социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации, различных видов патронажа и социального обеспечения.
Реабилитация социально-бытовая – приобретение больным и инвалидом (или восстановление утраченных им в результате болезни) навыков по самообслуживанию, самоуходу и физической независимости в бытовых условиях.
Реабилитация социально-педагогическая – комплекс педагогических методов и средств, направленных на процесс приспособления инвалидов к условиям социальной среды.
Реабилитация социально-психологическая – система мер и специфических воздействий, ориентированных на формирование (восстановление) способностей инвалида к социальному взаимодействию посредством коррекции психологических механизмов.
Реабилитация социально-средовая – включает социально-средовую ориентацию (ориентацию больного и инвалида в окружающей среде), социально-средовое образование (обучение индивида навыкам пользования средой), социально-средовую адаптацию (процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения им навыками самостоятельного жизнеобеспечения).
Реабилитация трудовая – см. Реабилитация профессиональная.
Реабилитология – наука, изучающая взаимоотношение человека со стойким и выраженным нарушением здоровья с его социальным окружением и закономерности, которыми определяются эти взаимоотношения.
Реадаптация – возвращение системы (элемента) к первоначальному состоянию после прекращения повреждающего воздействия среды; приспособление к жизни на новом уровне с использованием резервных, компенсаторных возможностей.
Реадаптация медицинская – комплекс лечебно-профилактических мер, направленных на восстановление (повторную адаптацию) утраченных физиологических и психофизиологических реакций человека, обеспечивающих его приспособление к условиям жизнедеятельности Реадаптация социальная (социореадаптация) – процесс повторного включения индивида в социальный контекст и формирования у него компенсаторных социальных навыков после тяжелой болезни, из-за которой были нарушены прежние социальные связи.
Реампутация – повторная ампутация, проводимая для устранения пороков и заболеваний культи конечности для последующего протезирования.
Ревматизм – системное воспалительное заболевание соединительной ткани, характеризующееся преимущественной локализацией процесса в сердечно-сосудистой системе и развивающееся у предрасположенных к нему лиц, главным образом молодого возраста.
Ревматоидный артрит – системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением суставов.
Реклинатор – лечебно-профилактическое средство, предназначающееся для реклинации позвоночника при умеренных и выраженных искривлениях позвоночника и дефектах осанки.
Реконструктиная хирургия – метод восстановления анатомической целостности и физиологической состоятельности организма, включает в себя методики косметологии, органозащищающей и органовосстанавливающей хирургии.
Рекреация – отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда; в реабилитологии приобретает специфическое значение – использование досуговой деятельности, игровой, спортивной и других видов активности, направленное на активацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности.
Релаксация – состояние покоя, расслабленности, наступающее при отходе ко сну, а также после сильных переживаний или физических усилий; релаксацией называется также полное или частичное мышечное расслабление, достигаемое произвольно за счет специальных упражнений.
Ресоциализация – процесс повторной социализации инвалидов, осуществляемый при условии, что знания и навыки, приобретенные ранее в ходе социализации, не способствуют социальной адаптации или обусловливают социально неприемлемое поведение; подразумевает деконструкцию ранее сложившихся стереотипов поведения и замену их новыми, более функциональными и социально приемлемыми.
Рефлексия социально-психологическая – понимание другого путем размышления за него; широко применяется в технике трансактного (транзактного) анализа.
Речевая патология – см. Нарушения речи.
Речевые нарушения – см. Нарушения речи.
Речевые отклонения – см. Нарушения речи.
Речь – сложившаяся исторически в ходе материально-преобразующей деятельности людей форма общения посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил.
Речь дактильная – речь, воспроизводящая слова посредством дактильных букв – определенных конфигураций пальцев и их движений; применяется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и в общении слышащих с глухими.
Речь жестовая – способ межличностного общения людей, лишенных слуха, посредством системы жестов, характерной своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями, которые обусловлены своеобразием ее основной семантической единицы – жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения).
Речь мимико-жестовая – вынужденная форма общения глухих, не владеющих словесной речью, основой является система жестов, каждый из которых имеет свое значение; для восполнения и уточнения жестов используется мимика, которая не только выражает чувства, состояния, но и изменяет значение жеста.
Ригидность – негибкость, неподатливость, оцепенелость, обусловленная напряжением мышц; в психологии – склонность подолгу застревать на каких- либо переживаниях, в этом случае выступает как синоним понятия «вязкость».
Родительские коррекционные группы – группы психологической коррекции и психотерапевтической помощи родителям, имеющим нарушения во взаимоотношениях «родитель-ребенок».
Ролевая игра – в реабилитологии рассматривается как развитие анализа практической ситуации, используется для коррекции поведенческих и межличностных проблем.
Ролевая игра детей – преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в ней происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей.
Рынок труда – сфера обращения рабочей силы, где приходят в соприкосновение спроса на нее и предложения.
Назад | Оглавление | Далее |