Медицинская реабилитация
Буква И | Глоссарий по комплексной реабилитации инвалидов
Иатрогения (ятрогения) – невротическая реакция, вызванная неправильным поведением врача или медицинского персонала.
Иглоукалывание – заключается в воздействии на организм с лечебной целью различных по силе, характеру, интенсивности и продолжительности раздражений, наносимых в строго определенные точечные участки (биологически активные точки – БАТ), расположенные в области кожной поверхности головы, лица, туловища и конечностей посредством специальных (акупунктурных) металлических игл.
Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане.
Игровая терапия – комплекс реабилитационных игровых методик, форм, средств, ситуаций, основанных на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности.
Игровая терапия для аутичных детей – форма коммуникационной психотерапии, основана на игровых занятиях и ориентирована, прежде всего, на установление положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом.
Идеопатический паркинсонизм – см. Болезнь Паркинсона.
Иждивенец – гражданин, не имеющий каких-либо источников материальных доходов независимого жизнеобеспечения (существования), то есть полностью состоящий на чьем-либо иждивении (несовершеннолетний, больной, инвалид, престарелый и т.д.).
Иждивение – обеспечение неработающего (больного, инвалида, престарелого, несовершеннолетнего и т.п.) средствами, необходимыми для существования.
Измеритель функциональной независимости – международный стандарт в реабилитации (шкала FIM), представляющий собой оценку функционального статуса пациента в зависимости от его способности вести независимое существование.
Изоляция – исключение индивида из обычных отношений, что может наблюдаться при особых условиях работы (зимовки, космический полет), при психических заболеваниях или при поражении анализаторов.
Изоляция сенсорная – резкое ограничение разнообразия обычных сенсорных нарушений(зрительных, слуховых и пр.), может быть полной или частичной.
Изотерапия в реабилитации – универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке медицины, психологии, педагогики, культуры, социальной работы) метод, используемый в целях комплексной реабилитации и направленный на устранение или уменьшение нервно- психических расстройств, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных факторов, формирование (восстановление) способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятия специфическими, целенаправленными видами творчества.
Икота – клонические судороги диафрагмы, проявляется быстрыми громкими дыхательными движениями, обусловлена патологическими процессами в оболочках или веществе головного мозга или интоксикацией.
Инвалид – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушений здоровья со стойким расстройством функций организма и ограничений жизнедеятельности; является юридическим фактом, имеющим значение при пенсионном обеспечении граждан.
Инвалидность пожилых – стойкое нарушение функций организма у пожилого человека в результате заболевания, ведущее к ограничению или потере двигательной активности и способности к самообслуживанию.
Инвалидный спорт (инваспорт) – составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания для инвалидов, способствует более полной социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.
Инваспорт – см. Инвалидный спорт.
Индекс Бартела – см. Бартел-индекс.
Индивидуальная нуждаемость в услугах социального обслуживания – степень потребности гражданина в услугах социального обслуживания, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности, заявленная им самим или выявленная работниками социальных служб.
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основании решения Федеральной службы медико-социальной экспертизы; включает в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, психологических, социальных, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных функций организма, способностей к жизнеобеспечению и выполнению определенных видов деятельности.
Интегративное обучение аномальных детей – см. Обучение интегративное.
Интеграция в общество – процесс восстановления разрушенных связей человека с обществом, обеспечивающий его включенность в основные сферы жизнедеятельности: труд, быт, досуг; итог социальной работы в той сфере, где человек был лишен возможности равноправно жить в обществе (бомж, инвалид, пожилой человек, асоциальный ребенок и т.д.).
Интеллектуальный дефект – необратимое нарушение мышления (умственная отсталость).
Интерорецепция – см. Афферентация.
Интранатальные факторы риска – различные вредные условия, действующие в период родов и способствующие развитию патологических состояний.
Иппотерапия (райдтерапия) – нейрофизиологически обоснованная терапия, применяющая верховую езду и общение с лошадьми в процессе реабилитации лиц с ограниченными двигательными и психическими (интеллектуальными) возможностями, в первую очередь с ограниченной подвижностью.
Истерия – заболевание, относящееся к группе неврозов, связанное с чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, слабостью сознательного контроля над поведением; проявляется в различных психических отклонениях, нарушениях чувствительности, двигательной сферы и функций внутренних органов и др.
Источник дохода – определяется из следующих основных постоянных источников материального вознаграждения: заработная плата, стипендия, пенсия, алименты и т.д.
Источники социального развития – то, что питает и на основании чего имеет место социальное развитие человека; подразделяются на внутренние (степень развития органов чувств; взаимосвязь биологического, физиологического, психологического и социального) и внешние (все то, что окружает ребенка и с чем он непосредственно и опосредовано взаимодействует).
Назад | Оглавление | Далее |