aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Медицинская реабилитация

Буква А | Глоссарий по комплексной реабилитации инвалидов

Абилитация – комплекс мероприятий, направленных на формирование новых, а также на развитие имеющихся функциональных систем организма и способностей ребенка-индивида, естественное развитие которых затруднено в силу травмы, болезни или дефекта, с целью его успешной социальной интеграции инвалида.

Агнозия социальная – отношение человека к собственной жизни, при котором он не воспринимает позитивные стороны жизни и не способен организовать свою деятельность так, чтобы она приносила удовлетворение.

Агрессивность – устойчивая черта личности либо готовность к агрессивному поведению; обусловлена как закреплением индивидуального реагирования в процессе социальной адаптации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы.

Агротерапия – см. Гарденотерапия.

Адаптационный синдром – комплекс приспособительной реакции организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры). Основными проявлениями адаптационного синдрома являются: нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада, увеличение коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы, селезенки и лимфатических узлов.

Адаптация – в социальной реабилитации: приспособление к окружающей среде в целом, а также к способности эффективно влиять на окружающую среду. Выделяют адаптацию физиологическую (приспособление организма к функционированию при утрате или нарушении функции какого-либо органа), психологическую (приспособление человека к существующим в обществе требованиям), социально-бытовую (приспособление к конкретным социально- бытовым условиям, режимам повседневной и семейно-бытовой деятельности), социальную (активное приспособление к условиям социальной среды) и профессионально-производственную (приспособление к условиям профессиональной среды, содержанию, режиму, условиям и характеру профессиональной деятельности).

Адаптивная физическая культура (АФК) – методы, приемы и средства физического воспитания для развития и совершенствования формирования, а также развития и совершенствования у инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья жизненно и профессионально необходимых умений и навыков, физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей, позволяющих им обрести самостоятельность, независимость (реабилитационный аспект адаптивной физической культуры), а также для достижений спортивных результатов, повышения качества жизни и возможности социальной интеграции (социально-интегрирующий аспект АФК).

Адаптивность – способность организма адаптироваться (приспосабливаться) к изменившимся условиям внешней и внутренней среды либо самостоятельно, либо с помощью различных приспособлений и механизмов.

Адинамия – состояние патологической двигательной активности; возникает при длительном голодании, тяжелых соматических и инфекционных заболеваниях, отравлениях, а также при тяжелых поражениях головного мозга различной этиологии.

Адресность – принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах.

Акселерация – отмечаемое за последние столетие ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков; проявляется в увеличении веса и размеров тела, в ускоренном половом созревании.

Активность – понятие, выражающее способность живых существ производить произвольные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей; характеристика живых существ как способность преобразования среды или поддержания жизненно значимых связей со средой.

Активность двигательная – понятие, включающее в себя совокупность движений, выполняемых человеком в процессе своей жизнедеятельности; критериями ее служат продолжительность двигательного компонента в суточном бюджете времени, а также число перемещений тела в пространстве (локомоций) за единицу времени.

Активность личности – свойство личности, состоящее в стремлении расширять сферу своей деятельности, выхода за рамки ситуационных поведенческих ограничений и ролевых предписаний.

Алалия – нейропсихологический синдром, характеризующийся отсутствием (алалия) или недоразвитием (дислалия) речи у детей при сохранном слухе и уровне интеллекта; снижение интеллекта формируется, как правило, вторично.

Алекситимия – неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими, то есть переводить их в вербальный план.

Альфа-тренинг – психотерапевтический прием, основанный на биологической обратной связи; заключается в обучении регулированию психофизиологческих процессов, которые прежде считались недоступными сознательному контролю.

Амнезия – нарушения памяти, вызванные частичной утратой способности сохранять в памяти вновь поступающую информацию.

Амнезия социальная – отсутствие норм, ликвидация или сокращение социальных или личностных ценностей, норм и кодекса поведения; амнезия часто происходит в быстро меняющихся обществах или группах, подверженных катастрофическим стрессам.

Амнестический синдром – см. Корсаковский синдром.

Аморальное поведение – см. Девиантное поведение, Асоциальное поведение.

Ампутация – операция удаления периферической части органа, чаще отсечение конечности происходит вследствие злокачественной опухоли, гангрены, прогрессирующего местного гнойно-воспалительного процесса, не подлежащего консервативному лечению, а также вследствие сахарного диабета, тяжелых ожогов, травм.

Анадаптация – безвозвратная потеря способности к адаптации, ведущая к стойкому нарушению дееспособности.

Анартрия – клиническое нарушение, заключающееся в тяжелом расстройстве речи в виде невозможности произношения из-за нарушения артикуляции; возникает вследствие тяжелых двусторонних корково-стволовых поражений мозга, регулирующих функцию мышц, участвующих в произношении.

Анимационная терапия – современная технология социальной реабилитации с целью изменения поведения, межличностных и коллективных отношений; в процессе которой происходит, с одной стороны, «разблокировка» общественных связей и установление теплых, доверительных отношений, с другой – обучение и овладение навыками позитивного мышления, эстетики и поэтики.

Анкилоз – отсутствие подвижности в суставе в результате сращения суставных концов сочленяющихся костей; может возникнуть вследствие повреждения суставов, длительной иммобилизации конечностей, а также инфекционного, деструктивного или иного дистрофического процесса в них.

Анкилозирующий спондилоартрит – см. Болезнь Бехтерева.

Аномалии развития – см. Пороки развития.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных коррекционно-педагогических приемах обучения и воспитания. Дети, чье физическое и психическое развитие не нарушено, несмотря на наличие некоторого дефекта (например, потери зрения на один глаз), к категории аномальных не относятся.

Антенатальная патология – патология зародыша и плода, возникающая в антенатальный период – от момента оплодотворения яйцеклетки до начала родов.

Антиобщественное поведение – различают аморальное (нарушение норм морали и правил человеческого общения), противоправное (неуголовно наказуемое правонарушение) и преступное (нарушение уголовно-правовых норм) поведение.

Антисоциальное поведение – см. Девиантное поведение.

Антисоциальность – отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им.

Аппарат двигательный – физиологическая система, за счет функционирования которой выполняются движения и поддерживается поза человека. Состоит из скелета, мышц, сухожилий, нервных центров и проводящих путей – афферентных и эфферентных.

Апраксия – нарушение способности выполнять целенаправленные движения и сложные предметные действия при нормальном функционировании интеллекта, двигательной и сенсорной систем. Не является следствием расстройств движений (парезов, параличей и пр.), возникает при поражения определенных участков коры головного мозга и относится к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артикуляция – форма двигательного речевого навыка; координация действия речевых органов при произнесении звуков речи.

Артпедагогика (художественная педагогика) – синтез искусства и педагогики, обеспечивающий разработку теории и практики коррекционно- направленного процесса развития детей с особенностями развития, а также вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно- речевую, театрализовано-игровую).

Артрогрипоз – врожденное заболевание опорно-двигательного аппарата, проявляющееся в виде множественных контрактур суставов верхних и нижних конечностей вследствие недоразвития мышц; движения в пораженных суставах ограничены или отсутствуют; одновременно могут наблюдаться подвывихи и вывихи.

Артроз (остеоартроз, деформирующий остеоартроз) – заболевание суставов, в основе которого лежат дистрофические изменения суставного хряща.

Арттерапия – один из методов социальной терапии, где в качестве терапевтических средств используются различные формы искусства (музыка, театр, танец, изобразительное творчество и др.).

Арттерапия в реабилитации – реабилитационная технология, основанная на применении средств искусства и используемая психологами, дефектологами, аниматологами, педагогами, специалистами по социальной работе в целях развития или восстановления способностей людей с ограниченными возможностями; включает в себя различные направления: изотерапию, глинотерапию, анимационную терапию и т.д.

Асимметрия межполушарная – характеристика распределения психических функций между левым и правым полушарием головного мозга: функция левого полушария – оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого полушария – оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознание сложных объектов (в частности, лиц), продуцирование сновидений.

Асоциальное поведение – поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений» к асоциальному поведению относятся отклонения корыстной направленности (правонарушения и поступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную выгоду), отклонения агрессивной ориентации (проявляются в действиях, направленных против личности, таких как оскорбления, хулиганство, побои, изнасилование, убийство), отклонения социально-пассивного типа (выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей).

Асоциальность – безразличие к социальным нормам или их непонимание.

Астенический бульбарный паралич – см. Миастения.

Асфиксия новорожденных – неспособность ребенка дышать после рождения при наличии других признаков живорожденности; длительная асфиксия (5-7 минут) может приводить к необратимым изменениям центральной нервной системы, в дальнейшем – к проявлениям умственной отсталости, речевым нарушениям, детскому церебральному параличу.

Атаксия – расстройство координации движений, в связи с чем движения становятся неловкими и несоразмерными; движения не плавны, неаккуратны и кажутся не связанными между собой, даже судорожными; расстройство может затрагивать любую часть тела.

Атетоз (атетоидный гиперкинез) – гиперкинез, характеризующийся медленными тоническими насильственными движениями, одновременно захватывающими мышцы агонисты и антагонисты; постоянная изменчивость тонического спазма в мышечных группах приводит к характерной вычурности, червеобразности насильственных движений, распространяющихся преимущественно на дистальные отделы конечностей, мышцы лица.

Атетоидный гиперкинез – см. Атетоз.

Аутизм – группа расстройств, характеризующаяся нарушениями в межличностных коммуникациях, социальном взаимодействии и недоразвитии воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения (стереотипных формах поведения).

Аутизм детский (синдром Аспергера) – одна из форм аутизма, сопровождается резким снижением контактов с окружающими при сохранном или даже высоком интеллектуальном уровне.

Аутизм детский ранний (ранний детский аутизм, синдром Каннера) – клинический синдром, аномалия психического развития, включающий в себя выше указанную триаду нарушений (см. Аутизм), имеющих место у детей первых 3-х лет жизни.

Аутизм социальный – проявляется в виде стереотипного стиля жизнедеятельности инвалида и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений в результате вынужденной социальной изоляции.

Аутоагрессия – разновидность агрессивного поведения, при котором враждебные действия по каким-либо причинам не могут быть обращены на раздражающий объект и направляются человеком на самого себя.

Аутогенная тренировка – метод психофизической саморегуляции, дает человеку возможность самостоятельно корректировать свое эмоционально- психическое состояние.

Аутодеструктивное поведение – см. Девиантное поведение.

Афазия – системное нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами и письмом при сохранении функции артикуляционного аппарата и слуха; возникает при локальных поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов.

АФК – см. Адаптивная физическая культура.

Афферентация – постоянный поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция).

Назад Оглавление Далее