Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инватехника Инватехника

Глава 8. Дистанционное обучение

В главе 7 мы обсудили компьютерные программы, предназначенные для обучения и общего развития. Нужно понимать, что сами по себе программа-тренажер, электронный справочник, сборник наглядных материалов или виртуальная лаборатория вполне достаточны для самообразования. Если человек ясно представляет, что и как он хочет постичь, у него есть явная мотивация и некоторый базовый запас знаний, то он находит нужные электронные материалы и целенаправленно работает с ними.

В детстве же мало кто может похвастаться такой целеустремленностью. Это уже признак определенной зрелости, и даже не каждый выпускник вуза готов эффективно овладевать новыми знаниями «в свободном плавании».

Однако смысл школы не только (а, может быть, и не столько) в обучении, но и в воспитании. В школе есть две важнейших составляющих: педагоги и коллектив сверстников. По большому счету, с XX века альтернатив у школьного образования нет. Индивидуальное образование на дому, столь популярное когда-то в среде обеспеченных людей, в наши дни перестали расценивать как преимущество или благо.

В современной педагогике принято говорить не о «детях с ограниченными возможностями», а о « детях с особыми потребностями ». Вместе с этим формируется концепция инклюзивного образования. Она основана на восьми принципах:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование можно представить как доступность любой школы детям с любыми потребностями. По идее это то, к чему нужно стремиться. Как достичь инклюзии на практике — вопрос открытый.

Наибольший опыт в этой области накоплен в США. В первую очередь, там стараются сделать доступными школьные классы и весь школьный процесс. Задача сложная, поскольку требует серьезных затрат: и технических, и организационных.

Какое же место в концепции инклюзивного образования занимает дистанционное обучение? Представляется, что его роль дополнительная и вспомогательная! В идеале, нужно создавать единое «безбарьерное» пространство, доступное людям с любыми потребностями и особенностями. Инклюзия в этом контексте — попытка придать уверенность в своих силах особенным учащимся, тем самым мотивируя их учиться в школе вместе с другими детьми, друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в развитии и достижении успехов в школе вместе со всеми.

Там же, где по каким-то причинам сделать это пока не удается, на помощь приходят (вынужденно и временно) другие решения. Поэтому дистанционное обучение рассматривают как одну из составляющих инклюзивного образования. Скорее всего, к любым дистанционным методикам следует подходить только в таком ключе!

8.1. Организация дистанционного обучения

Первыми начали практиковать дистанционное образование американцы. Термин distant education (дистанционное обучение) появился в каталоге заочных корреспондентских курсов Университета штата Висконсин в 1892 году. В то время задания в основном рассылались по почте, таким же способом студенты отчитывались перед преподавателями.

Рождение телекоммуникаций привнесло в идею дистанционного образования принципиальные изменения. В середине 1960-х годов в США попробовали транслировать по местным телеканалам учебные курсы для работников некоторых корпораций. Проект оказался успешным, и вскоре учебные программы стали передавать по спутниковой связи на всю территорию США, а затем и в Европу, Китай и Австралию. Для обратной связи, кроме почты, начали использовать телефон — общение студентов и преподавателей стало более живым.

В 1980-е годы идею «телевизионных занятий» распространили и на обучение студентов. Был создан Национальный технологический университет, использующий дистанционные методики в качестве основных. К 1991 году университет уже объединял более 40 инженерных школ, в нем проходили обучение тысячи студентов. Будучи коммерческим проектом, университет приносил доход около 13,5 миллионов долларов в год.

В Европе в 1970-х годах начали функционировать университеты дистанционного образования (открытые университеты). Они быстро приобрели большую популярность. В 1969 году в Лондоне был образован Британский открытый университет (Open University). Свыше 200 000 студентов разных стран без выезда в Великобританию обучаются бизнесу, искусству, гуманитарным и инженерным наукам, информационным технологиям.

Другие крупнейшие проекты: Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании, который объединяет сейчас 58 учебных центров в стране и 9 за рубежом, и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона. В США одним из наиболее авторитетных учебных заведений сегодня считается Пенсильванский университет (Penn State University). Его опыт был положен ЮНЕСКО в основу концепции виртуального университета.

В СССР заочное образование получило огромное распространение. Заочные отделения работали и продолжают работать практически во всех вузах. Заочное обучение в основном ориентировалось на жителей периферии и на то, чтобы люди могли учиться без отрыва от производства.

В России эти традиции сохранились и получили новое развитие. Программы дистанционного образования действуют во многих университетах и институтах. Были созданы и более 70 центров, специализирующихся исключительно на дистанционном образовании.

Таким образом, в системе высшего и среднеспециального образования дистанционные методики давно сформированы и отлажены. Даже без существенной адаптации они полностью подходят и студентам с различного рода ограничениями. Дистанционное обучение часто выбирают люди с двигательными особенностями. Поскольку практически все учебные материалы представлены в текстовом виде, а многие из них еще и продублированы аудиорядом (например, записи лекций), они доступны и людям с ограничениями по зрению. Общение с преподавателями происходит с помощью текстовых чатов или голосовой связи — здесь доступность тоже полная.

В обучении же детей с особыми потребностями до недавнего времени преобладала концепция специализированных школ-интернатов. С переходом к идее инклюзивного образования дистанционные технологии стали очень актуальны и в сфере школьного обучения. Заметим, что в таком применении они «обкатаны» гораздо меньше, чем в высшем и дополнительном образовании, и здесь открывается простор для педагогического поиска и экспериментов.

8.1.1. Компьютер как часть доступной среды

Строго говоря, инклюзивное образование не обязательно предполагает постоянное физическое присутствие особенных учеников в классах общеобразовательных школ. Главная идея в том, чтобы вовлечь ребенка в общую среду с его типичными сверстниками, а способы здесь разные. Отчасти эта среда может быть и виртуальной!

Общая схема дистанционного образования с использованием цифровых технологий очень проста (рис. 8.1). Она иллюстрирует «традиционный» подход, насколько уже уместно говорить о традициях.

Дистанционное обучение

Рис. 8.1. Дистанционное обучение

Ученик и учитель пользуются компьютерами, которые через Интернет имеют доступ к порталу (сайту) учебного заведения. Технические средства должны соответствовать потребностям школьника. Как правило, нужны веб-камера и микрофон, принтер, сканер, чтобы сканировать и отправлять задания, выполненные на бумаге. В некоторых случаях компьютер оборудуют специальными средствами ввода.

Ученик обращается к учебным материалам, которые могут находиться на школьном портале (онлайн-режим) или храниться на его компьютере (оффлайн-режим). Какими бывают эти материалы, мы рассмотрели в главе 7. На портале обязательно публикуются учебные планы и расписания, на нем проводятся тесты, ведется учет успеваемости и т. д.

Второй важнейший компонент назовем коммуникацией. Это может быть и обычный разговор по телефону, и обмен текстовыми сообщениями на том же сайте или через службы наподобие ICQ, и видеосвязь через сайт либо независимые службы Интернета. В любом случае, это живое общение учителя и ученика в реальном или почти в реальном времени.

Чем младше учащийся, тем большую долю учебного времени должно занимать такое общение. В начальных классах практически все показывается и рассказывается, а вопросы и ответы звучат почти весь урок. Таким образом, и при дистанционном обучении педагог должен быть в контакте с младшими школьниками почти постоянно.

С учениками, находящимися в классе, это легко осуществимо. В случае же удаленной работы оптимальным решением становится режим телеконференции: общение «всех со всеми». Например, веб-камера смотрит в класс, чтобы возникал «эффект присутствия», а ребенок мог включаться в общее обсуждение. Не совсем в реальном времени, но довольно эффективно работает и чат, в котором все участники читают сообщения друг друга. Тем самым частично решается задача инклюзии, вовлечения в единую среду.

8.1.2. Поддержка дошкольников

Хотя обучение начинается в детском саду, понятие «дистанционное обучение» к этой возрастной категории, скорее всего, неприменимо. Тому есть две причины.

Во-первых, дошкольникам крайне важен непосредственный контакт со сверстниками и взрослыми — физический, невербальный, эмоциональный. Понятно, что никакие технологии пока заменить его не способны.

Во-вторых, существуют жесткие гигиенические нормативы, по которым дошкольник может проводить за компьютером довольно короткое время. Желательно, чтобы делал это он под контролем взрослых.

Впрочем, дистанционные технологии найдут применение и здесь. Какие существуют развивающие и коррекционные методики для детей с особенностями развития, как сочетать компьютерные приложения с обычными занятиями, какие из них стоит предложить вашему ребенку? Точнее всего на эти вопросы могут ответить педагоги и психологи.

Разумеется, специалисту нужно хотя бы иногда встречаться с ребенком и с вами. В идеале ребенок должен посещать детское дошкольное учреждение, в котором работают профессионалы соответствующего профиля. Однако для жителей многих населенных пунктов это лишь благое пожелание! Если по каким-то причинам детский сад недоступен, либо в нем нет условий для особенного ребенка, родителям нужно самим стать специалистами.

Консультативную помощь оказывают сотрудники многих дошкольных учреждений, коррекционных центров и общественных некоммерческих организаций. В основном такие заведения сосредоточены в крупных городах, но связь с ними можно осуществить через Интернет.

В Сети представлено множество сайтов, посвященных педагогике, в том числе и проблемам особых детей. Перечислять их не станем — существуют поисковые системы, которые точнее всего выведут вас на нужные ресурсы.

Постарайтесь строить запрос так, чтобы он ограничивал круг поиска до разумных пределов. Для этого можно обратиться к функциям «расширенного поиска» — на всех поисковиках такая ссылка или кнопка предусмотрена, либо использовать в запросе специальные символы. Синтаксис поисковых запросов описан в справке поисковых машин. Все поисковики «понимают» кавычки — заключенный в них текст ищется как фраза целиком, и символ минус — он означает, что искать следует текст, не содержащий это слово.

Например, поиск по фразе гиперактивность «консультация онлайн» возвращает не менее 20 тыс. ссылок. Из них уже в первом десятке оказываются сайты, на которых психологи готовы дать краткую консультацию через Интернет. Дальнейший поиск наверняка сообщит вам и координаты специалистов, которые близки территориально и с которыми можно договориться о личной встрече.

Педагогическая, психологическая, логопедическая помощь непременно подразумевают «живой» контакт с ребенком. Хотя бы на первых порах посещать специалистов необходимо. Однако в последующем встречаться можно реже, а больше общаться дистанционно.

Вообще, идея продолжать поддержку с помощью Skype или других средств компьютерной видеосвязи весьма плодотворна. С одной стороны, аудиовизуальное общение несет гораздо больше информации, чем переписка или звонки. С другой стороны, оно экономит время и консультанта, и тех, кто обращается за помощью. Практика удаленных консультаций и занятий существует довольно давно. Распространение высокоскоростных подключений, дешевых веб-камер и простых бесплатных программ для общения через Интернет делают ее все более привычной.

8.1.3. Дистанционное обучение школьников

Правовая база для дистанционного обучения (ДО) детей с особыми потребностями в целом создана. При этом «общую» ее часть составляют федеральные законы, касающиеся образования в РФ и прав инвалидов, а «специальную» — два документа:

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;

- письмо Минобрнауки России от 30 сентября 2009 г. № 06-1254 «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации».

Конкретную реализацию и развитие эти нормативы получают в региональных и муниципальных программах. Принцип состоит в том, что субъекты различного уровня разрабатывают и принимают у себя такие программы с учетом географических, демографических и социальных условий, материально-технической и кадровой базы.

Закон предусматривает две организационные формы:

- дистанционное образование в специально создаваемых Центрах дистанционного обучения (ЦДО);

- дистанционное образование на базе учебных заведений по месту жительства.

Первый вариант привлекателен тем, что позволяет сконцентрировать технические средства и преподавателей, специализирующихся на дистанционных методиках. По закону, в каждом субъекте РФ должно быть не менее одного такого Центра. Он может создаваться «с нуля», а может быть организован в составе общеобразовательного или специального (коррекционного) учебного заведения.

Второй вариант полнее отвечает идее инклюзивного обучения. В этом случае учебно-воспитательный процесс объединяет тех, кто посещает обычные занятия в обычной школе, с теми, кто обучается на дому. Ученик может присутствовать на некоторых занятиях, а в других участвовать дистанционно, причем в одной школе, с тем же коллективом и теми же преподавателями.

Пока в большинстве регионов России преобладает первый путь. Главными проблемами «местного» ДО остаются техническая оснащенность школ и компьютерная грамотность преподавателей. Центры обязаны оказывать (и реально оказывают) методическую помощь местным школам. Как правило, там, где среди педагогов находятся энтузиасты, дистанционные методики успешно внедряются в практику.

Например, в Чувашии проект под названием «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции» начинался с одной школы в Чебоксарах. Однако уже к 2009 году такие площадки заработали в школах трех райцентров: в Шумерле (www.sosh3gshum.edu.cap.ru), Новочебоксарске (www.oosh1-nowch.edu.cap.ru) и Канаше (www.sosh11-gkan.edu.cap.ru). Каждая из них обслуживает от 7 до 10 школьников, которые не посещают общие занятия или проводят в школе ограниченное время.

Примечательно, что программное обеспечение этих проектов самое простое, бесплатное и общедоступное. Поскольку число обучающихся невелико, вполне можно обойтись без какой-либо автоматизации учета успеваемости и отработанных тем. Основные программные средства: приложения из состава Libre/OpenOffice или Microsoft Office, мессенджеры ICQ или QIP, Skype для голосовой и видеосвязи. Между прочим, программа Skype обладает полезнейшими в нашем случае функциями — она позволяет демонстрировать содержимое экрана и пересылать файлы.

Учебные материалы в основном выложены на сайтах школ, на некоторые даются ссылки на сторонние ресурсы. При необходимости учителя могут отправлять ученикам задания и материалы индивидуально по электронной почте или через программы обмена сообщениями. Школьные сайты сделаны на бесплатных системах управления контентом и развернуты на бесплатных хостингах, что не мешает им отлично справляться со своими задачами.

Как же воспользоваться дистанционным обучением на практике? Прежде всего, нужно определиться с тем, какие проекты наилучшим образом отвечают потребностям вашего ребенка. Другими словами, какие учебные заведения готовы сегодня предоставить необходимый комплекс обучения и поддержки? Есть ли среди них те, которые доступны территориально? Выяснить это легко — «Яндекс знает все!».

Как мы уже отмечали, ведущие крупные центры ДО располагают большим штатом специалистов: «предметников», методистов, психологов, дефектологов. У каждого из них за плечами опыт удаленной работы, они владеют методиками дистанционного обучения детей самых разных категорий. Безусловно, квалификация преподавателей в области дистанционного обучения в таких центрах выше, чем на местах.

С другой стороны, инклюзия (к которой мы стремимся) подразумевает реальное общение, а обеспечить его проще в своем городе или районе. В этом главная притягательность местных учебных заведений. Будучи принятым в общеобразовательную школу, ребенок сможет наладить контакт со сверстниками из своей школы, живущими поблизости, — почти всегда так и происходит.

Однако для работающих в местных школах преподавателей дистанционные методики часто оказываются совершенно новым делом, а опыт в этой сфере они собирают буквально «по крупицам». Более того, в некоторых случаях школа по техническим и кадровым причинам просто не в состоянии обеспечить нужный уровень обучения особенного ребенка. Возможно, что учебные заведения, участвующие в программе ДО, в вашем районе вообще отсутствуют. В таких случаях разумно обратиться в центры ДО по профилю, независимо от их расположения — ведь для Интернета нет расстояний, кроме разницы в часовых поясах.

Порядок приема устанавливается на местном уровне, и в разных регионах он может немного отличаться. Для зачисления ребенка на ДО родители или заменяющие их лица должны предоставить пакет документов. Как правило, в него входят:

- свидетельство о рождении ребенка (оригинал и ксерокопия);

- паспорт одного из родителей (законных представителей);

- справка с места жительства о регистрации ребенка;

- документ об инвалидности ребенка (оригинал и ксерокопия);

- медицинское заключение специалистов государственного медицинского учреждения (по ведущему диагнозу ребенка-инвалида) об отсутствии противопоказаний к работе с компьютером;

- личное дело обучающегося (при переходе из другого образовательного учреждения);

- медицинская карта (форма № 26);

- характеристика на обучающегося из образовательного учреждения.

По существующему положению участникам дистанционного образовательного процесса передается по договору во временное безвозмездное пользование комплект оборудования. Это компьютер и периферийные устройства, которые нужны ребенку с теми или иными особенностями. Как правило, договор заключается на весь срок обучения. Пока учащийся не достиг совершеннолетия, соответствующий договор заключается с его родителями или другими законными представителями.

Сам процесс обучения может проходить по-разному — в зависимости от особенностей ребенка и возможностей учебного заведения. В целом объем и содержание учебной программы должны соответствовать таковым для общеобразовательных и коррекционных школ. По рекомендациям специалистов количество часов может варьироваться, но, в конечном счете, курсы должны отвечать единым стандартам образования.

Наилучшей можно назвать такую организацию, при которой ребенок периодически, в меру своих особенностей и потребностей, посещает школу. Там он занимается в общем классе, в малой группе или индивидуально. Также учителя могут посещать ребенка на дому. Таким образом, нужно стремиться к сочетанию различных форм обучения, и подходить к нему очень индивидуально!

8.1.4. Проекты высшего и дополнительного образования

Высшее и дополнительное образование роднит то, что в них приходят люди с осознанной мотивацией и уже сложившимся багажом знаний и умений. Это наиболее освоенная область дистанционного обучения. По сравнению со школьным ДО здесь почти нет психологии, зато много «сухой» информации.

Предполагается, что студенту достаточно указать направление (учебный план и список вопросов), возможно, дать оригинальные материалы (лекции, методички), а все остальное он найдет, проанализирует и освоит самостоятельно. Это, конечно, описание «идеального студента», а в жизни все выглядит несколько иначе. Насколько я могу судить по своим знакомым, среди людей с ограниченными возможностями целеустремленные и серьезные натуры встречаются намного чаще, чем «в среднем по стране». Видимо, меньше отвлекающих факторов, но сильнее тяга к знаниям и стремление к позитивному самоутверждению и самореализации.

Дистанционное обучение всегда складывается из трех составляющих: доступа к информации, контроля знаний и коммуникации. В высшем и дополнительном образовании применяются такие же технологии, как в школе:

- сайты-порталы учебных заведений — как на любых веб-сайтах, на них публикуются различные материалы: расписания и планы, статьи и лекции, списки рекомендованной литературы, учебные пособия;

- основу образовательного сайта составляет база данных — на сайте обязательно предусмотрена регистрация пользователей: сведения об учащихся заносятся в базу данных, каждому присваивается учетная запись (имя пользователя и пароль). В базе данных учитываются выполнение заданий, прохождение тестов и прочие показатели учебного процесса;

- интерактивные тренажеры и тесты, работающие на сайте, помогают оперативно и самостоятельно оценивать достижения в учебе, выявлять темы, требующие дополнительного изучения. Все результаты заносятся в базу данных;

- интерактивное и автоматическое тестирование ни в коей мере не уменьшает роль других методов контроля знаний: опросов, отчетов, письменных тестов, зачетов, экзаменов, курсовых и дипломных работ. В данном случае оценки выставляются преподавателем или группой преподавателей. Технически это может осуществляться через заполнение форм на сайте, либо по электронной почте, путем обмена моментальными сообщениями, посредством голосовой или видеосвязи;

- форумы и чаты развернуты на каждом образовательном портале. Разница в том, что на форум (конференцию) отправляются развернутые сообщения, сгруппированные по темам обсуждения, а в чате реплики участников публикуются практически в реальном времени, единым потоком. Это виртуальный аналог неформального общения студентов друг с другом и преподавателями в учебных аудиториях и на перерывах;

- та же технология может применяться для создания «виртуальной аудитории», в которой проводятся практические занятия, семинары, коллоквиумы. Например, в чатах существует понятие «комнаты» — пользователи, присоединившиеся к ней, видят сообщения участников только этой группы;

- на форуме можно создавать отдельные темы: инициатор (преподаватель, ведущий семинар) выступает с вводным словом, несколько участников учебной группы делают доклады, а далее ведется свободное обсуждение. Удобство таких текстовых дискуссий в том, что они не ограничены во времени, и участники занятия не обязательно должны «присутствовать на нем» одновременно. Это важно, когда преподаватель живет в Москве, а студенты — от Калининграда до Магадана;

- телеконференции — современные способы проведения занятий, позволяющие достичь ощутимого «эффекта присутствия». Как минимум, это общение голосом, а в идеале — многосторонняя видеотрансляция, сопровождающаяся показом презентаций, рисованием на «доске» и другими наглядными материалами. На стороне инициатора требуется соответствующее оборудование и программное обеспечение, а остальным участникам необходимо скоростное и устойчивое подключение к Интернету. Часто такую форму организации занятий называют «вебинарами» (семинарами, проводимыми через веб);

- электронная почта — старейший, но по-прежнему актуальный вид связи. По e-mail часто отправляют задания и письменные работы со схемами и иллюстрациями. Как правило, у каждого учебного заведения есть свой почтовый сервер, а учетная запись корпоративной почты одновременно служит и личным идентификатором на сайте и других веб-службах;

- службы мгновенного обмена сообщениями (ICQ, QIP, Jabber и др.) обычно применяются для общения студентов и преподавателей «один на один». В последнее время особенно популярной стала служба Skype. Часто ей пользуются даже не для видеосвязи, а просто для обмена текстовыми сообщениями.

В каких сферах дистанционная подготовка специалистов наиболее эффективна? Скорее всего, в тех, в которых и работать можно удаленно. В свою очередь, в таких профессиях люди с ограниченными возможностями способны максимально реализоваться.

Прежде всего, это профессии, связанные с информационными технологиями: программирование всех видов, администрирование и обслуживание информационных систем, работа с контентом. Дистанционная работа приветствуется в большинстве творческих профессий: журналистике, копирайтинге (создании коммерческих текстов), рекламе, дизайне, издательском деле.

8.2. Технические средства дистанционного обучения

Какое оборудование и какие программы требуются для участия в дистанционном обучении? В основном, это средства «общего назначения». Специальное оборудование и программы для телеконференций если и используются, то только на стороне учебного заведения.

По существующему положению школьников, обучающихся на дому, государственные учебные заведения обеспечивают комплектами техники. В такой комплект входят компьютер и периферийные устройства. Состав комплекта определяют, исходя из особенностей ребенка и норм обеспечения, принятых на региональном уровне. За основу часто берутся системные блоки или моноблоки (системный блок в едином корпусе с монитором) Apple.

В комплект входят веб-камера, принтер и сканер или МФУ (принтер, объединенный со сканером), колонки или наушники, микрофон. Обычно компьютер оснащают и графическим планшетом (рис. 8.2) — устройством ввода, специально предназначенным для рисования и во многом заменяющим мышь.

Графический планшет

Рис. 8.2. Графический планшет

Кроме того, в комплекты для детей с особенностями моторики должны входить специальные клавиатуры и другие устройства ввода, рассмотренные в главе 2. Слабослышащим детям нужны специальные наушники или устройство сопряжения со слуховыми аппаратами (индукционная петля). Для слабовидящих детей необходимы мониторы с большим экраном, программное обеспечение (экранная лупа).

Предполагается, что все необходимое программное обеспечение на выдаваемом компьютере уже установлено и настроено. Такие средства, как экранная лупа и экранная клавиатура, входят в состав операционной системы. Дополнительно устанавливаются программы экранного доступа и т. д.

Однако это должное положение вещей, а на практике полностью обеспечить своих «дистанционных» учеников компьютерами и периферией удается не всем школам и ЦДО. Со стороны родителей важно своевременно оформлять документы и подавать заявки на участие в программах дистанционного обучения — планы закупок обычно формируются на следующий год. Если вы не попадаете в план текущего года, целесообразно использовать технику, которая уже есть дома, а от государственных органов в первую очередь стараться получать специальные устройства ввода.

8.2.1. Подключение к Интернету

Практически весь процесс дистанционного образования осуществляется через Интернет. В настоящее время существует широкий выбор технологий и провайдеров (организаций, предоставляющих доступ в Интернет).

Основной показатель — скорость подключения, или «ширина канала». Это объем данных, который может передаваться за единицу времени, измеряется он в мегабитах в секунду (Мбит/с). Насколько критичны в нашем случае характеристики подключения?

Высокой скорости передачи данных требует в основном просмотр видео через Интернет. Например, это обучающие фильмы и видеоклипы, воспроизводимые прямо на веб-странице, или трансляция потокового видео во время телеконференций. Чтобы изображение и звук принимались без задержек, скорость подключения должна быть не менее 2–4 Мбит/с.

Skype при передаче голоса и изображения использует «умный» алгоритм сжатия данных. Чем ниже скорость соединения с Интернетом, тем сильнее сжимается видео, отчасти за счет снижения качества изображения. В результате Skype позволяет проводить сеансы видеосвязи даже при подключении с пропускной способностью 256 или 512 Кбит/с. Для связи через Skype важнее устойчивость канала — если скорость соединения с Интернетом периодически падает, то сеанс связи может обрываться.

Все остальное: просмотр веб-страниц, электронная почта, обмен моментальными сообщениями — нетребовательны к скорости подключения. Правда, при низкой скорости веб-страницы с большим количеством изображений и flash-анимацией открываются медленно, а загрузка файлов может занимать значительное время.

Лучший во всех отношениях способ подключения — выделенная линия. В квартиру заводится кабель «витая пара». Он подключается непосредственно к сетевой карте компьютера либо к маршрутизатору (роутеру), через который подключение «раздается» по такой же витой паре на несколько компьютеров. Во многие маршрутизаторы встроены беспроводные точки доступа (Wi-Fi).

Достоинства выделенной линии: высокая скорость (до 100 Мбит/с) и стабильность соединения. В многоэтажных домах услуги подключения по выделенной линии могут предоставлять сразу несколько провайдеров — выбирайте любого, чей тариф вас устроит. Единственная проблема в том, что в сельской местности, да и в частном жилом секторе в городах, выделенные линии прокладывать сложно и дорого.

Технология ADSL использует существующие телефонные линии или специально прокладываемый для этой цели телефонный провод. У абонента к этой линии подключается ADSL-модем, а к модему «витой парой» подключаются компьютеры.

Скорость соединения теоретически может достигать 24 Мбит/с. Однако на практике провайдеры предлагают тарифные планы со скоростью до 8 Мбит/с. Поскольку телефонные линии проложены почти везде, подключение по ADSL на настоящий момент является наиболее доступным, в том числе и в малоэтажных домах. Соединение достаточно стабильно, хотя на старых телефонных линиях с поврежденной изоляцией и скрутками связь иногда может нарушаться.

Беспроводные технологии (GPRS, 3G) предлагают в основном операторы сотовой связи. К компьютеру по USB подключается специальный модем, в который, как в мобильный телефон, вставляется SIM-карта. Модемы вместе с SIM-картой и договором продаются во всех салонах связи. Беспроводное подключение возможно везде, где есть сотовая связь. В этом его несомненное достоинство.

Основная проблема таких мобильных подключений в том, что качество связи сильно зависит от условий приема, расстояния до базовой станции, загруженности каналов сотовой связи, помех и т. п. Из-за расположения базовых станций прием от различных операторов может быть совершенно разным в одном и том же месте. Соединение не всегда устойчиво. В течение короткого времени скорость может колебаться в широких пределах, моментами снижаясь почти до нуля.

Кроме того, в большинстве тарифных планов сотовые операторы прячут небольшой подвох. В рекламе говорится о том, что тариф «безлимитный» — заплатив за месяц фиксированную абонентскую плату, вы можете скачивать неограниченный объем информации (трафик). Однако в договоре мелким шрифтом записано, что на номинальной скорости вы можете получить не более определенного числа гигабайт, после чего скорость снижается в несколько раз. Восстанавливается она только с начала следующего месяца.

Если активно пользоваться Skype, скачивать фильмы, смотреть онлайн видео, трафик будет израсходован довольно быстро. Весь остаток месяца подключение будет работать на низкой скорости (128 или даже 64 Кбит/с), либо придется дополнительно платить за увеличение скорости по мере использования очередного объема трафика.

Из-за этих «тонкостей» подключаться к Интернету по GPRS или 3G стоит лишь в тех случаях, когда другие способы недоступны. Впрочем, «мобильный Интернет» и не позиционируется как полноценная замена стационарного проводного подключения — это технология для работы в транспорте, за городом и т. п. По возможности попросите своих знакомых, у которых есть модемы с картами от разных операторов (например, от МТС, «Билайна», «Мегафона»), проверить, как будут «ловить сигнал» эти модемы у вас дома. На основании этого решите, к какому оператору вам лучше подключиться.

8.2.2. Электронная почта, ICQ, Skype

Электронная почта

Электронная почта (e-mail) — традиционный и очень удобный способ обмена информацией через Интернет. В его основе лежат почтовые службы (сервисы). Адрес (учетная запись) электронной почты имеет вид имя_ящика@имя_почтовой_ службы — например, sidorov@mail.ru. Имя ящика вы придумываете сами, или вам присваивает его администратор почтовой службы, а имя почтовой службы — имя той службы, в которой вы завели свой почтовый ящик.

Существуют общедоступные бесплатные сервисы, например: mail.ru, yandex.ru, rambler.ru, gmail.com и др. В них может завести себе почтовый ящик любой желающий — достаточно открыть сайт такой почтовой службы, заполнить предлагаемую форму (имя, возраст и т. д.), придумать имя почтового ящика (первую часть вашего электронного адреса) и пароль к нему.

Обычно на бесплатных почтовых сервисах все простые короткие имена ящиков (типа личных имен и распространенных фамилий) уже заняты пользователями, пришедшими туда раньше вас. Если ящик с таким именем, как ваше, кто-то завел до вас, в процессе регистрации сервис сообщит вам об этом и предложит создать ящик с другим именем. Поэтому приходится добавлять к имени какие-либо цифры (часто к имени добавляют свой год рождения или номер телефона) или придумывать длинные имена из нескольких слов с символами подчеркивания.

Примечание. В адресах электронной почты допустимо использовать только буквы латинского алфавита, цифры, символ подчеркивания «_», тире «-», точку и значок @, в народе называемый «собакой». Пробелов и других символов в адресе быть не должно.

Свои почтовые службы почти обязательно имеют и образовательные порталы учебных заведений. Когда вы регистрируетесь на таком сайте, его администратор заводит для вас учетную запись электронной почты (почтовый ящик). На таких корпоративных порталах принято (хотя и не обязательно) составлять имя почтового ящика из имени и фамилии пользователя, написанных латинскими буквами. Администратор дает вам и пароль к ящику.

Существует два способа работы с электронной почтой: посредством веб-интерфейса (через страницу сайта этой почтовой службы, открытую в браузере) и с помощью программы — почтового клиента. Веб-интерфейс у каждой почтовой службы свой, хотя все подобные сайты довольно похожи друг на друга. В последнее время домашние пользователи все чаще обращаются к электронной почте через веб-интерфейс, а почтовые клиенты утратили былую популярность.

Что можно делать с помощью электронной почты? Прежде всего, электронное письмо (сообщение электронной почты) — это текст. Так что просто напишите сообщение и отправьте его адресату.

Кроме того, к сообщению электронной почты можно прикреплять файлы (делать вложения). Файлы могут быть любые: текстовые документы и таблицы, изображения, архивы и т. п. Почтовые серверы накладывают ограничение только на размер файлов — например, в большинстве служб общий объем вложений в одном письме не должен превышать 10 или 20 Мбайт. Здесь следует учесть, что при пересылке письма имеют место так называемые накладные расходы, и, чтобы письмо не было задержано сервером, при формальном ограничении в 10 Мбайт его реальный объем не должен превышать примерно 7 Мбайт.

Службы обмена мгновенными сообщениями

Служба обмена мгновенными сообщениями (Instant messenger, IM, «мессенджер», чат) во многом похожа на электронную почту. Здесь тоже есть учетные записи, серверы, хранящие эти учетные записи, программы-клиенты.

Разница в том, что отправленное сообщение моментально и автоматически принимается программой-клиентом на другой стороне. Есть и техническая особенность — в службах обмена мгновенными сообщениями сервер обычно нужен только для авторизации и поиска собеседников. Когда человек, зарегистрированный в службе обмена мгновенными сообщениями, запускает на компьютере программуклиент, она обращается к серверу и сообщает о своей готовности. А после того, как сервер «свел» участников чата друг с другом, сообщения передаются с компьютера на компьютер (от клиента клиенту) напрямую.

Однако если один из участников в настоящий момент недоступен, сообщения для него сохраняются на сервере. Они передаются по назначению, когда клиент вновь окажется в сети. Из-за этого появилось выражение «интернет-пейджер».

В русскоязычном сегменте Интернета долго лидировала служба ICQ. «Аська» заметно опережала по числу пользователей все остальные мессенджеры. В последние годы ICQ заметно потеснили сервисы Mail.ru Агент и QIP. В то же время в США, например, традиционно пользуются популярностью службы MSN (Microsoft Network) и AOL, а в Китае — Tencent QQ.

Для каждой из служб существует «официальный» клиент. Для ICQ это одноименная программа, для AOL — AOL Instant Messenger (AIM), для MSN — Windows Live Messenger и т. д.

Наряду с официальными разрабатываются и «альтернативные» клиенты. Так, проект QIP начался с появления альтернативного ICQ-клиента — программы QIP 2005. Лишь впоследствии был организован самостоятельный сервис QIP.ru, и современные версии программы работают с учетными записями QIP.ru, ICQ, Jabber и др. Клиент QIP пользователи полюбили за удобство, простоту и отсутствие рекламы — в окнах же «официального» клиента ICQ постоянно демонстрируются рекламные сообщения.

Внешне все программы обмена мгновенными сообщениями довольно-таки похожи друг на друга: в одном окне отображается список ваших контактов, в другом — ведется переписка с выбранным контактом (рис. 8.3).

Моментальный обмен сообщениями позволяет общаться в реальном времени, и, вместе с тем, дает возможность подумать над ответом, сформулировать фразу. В дистанционном обучении это один из самых полезных инструментов.

С помощью мессенджера преподаватели держат связь с учениками, учащиеся — друг с другом, и все это может происходить одновременно. В современных версиях почти всех клиентов есть функция прямой пересылки файлов — вы отправляете файл, а абонент его принимает и сохраняет на своем компьютере. Предусмотрена организация чатов — кто-нибудь, обычно учитель, создает чат и приглашает в него других участников. В результате все участники чата видят сообщения друг друга — идет общее обсуждение.

Окна программы QIP 2012

Рис. 8.3. Окна программы QIP 2012

Использование Skype

В ICQ, QIP.ru, Mail.ru. Agent и некоторых других сервисах заложена возможность голосовой и видеосвязи. Однако для этой цели многие пользователи предпочитают программу Skype (www.skype.com).

Чтобы совершать звонки через Skype, нужны колонки и микрофон. Чтобы собеседник видел вас, понадобится также веб-камера, подключаемая к компьютеру по USB. В ноутбуках все это оборудование уже встроено. Во многих случаях удобнее пользоваться гарнитурой — наушниками с закрепленным на них микрофоном.

Основы работы в Skype описывать не будем — при установке программы запускается мастер, который по шагам помогает настроить звук и видео, проверить связь. Подробные руководства с иллюстрациями вы найдете на сайте программы.

Для дистанционного образования особенно полезны такие функции Skype, как групповые звонки и групповая видеосвязь. Групповые звонки — стандартная бесплатная возможность программы.

Чтобы организовать групповой звонок (голосовую конференцию), выберите в списке контактов в левой части окна одного из участников будущей конференции. Его значок и личные данные отобразятся в правой части окна. Затем перетаскивайте другие контакты в правую часть окна. Так создается новая группа (рис. 8.4).

Нажмите кнопку Сохранить группу в списке контактов , укажите имя груп пы, и она будет добавлена в список контактов. Теперь, если вы выберете группу

Создание группы в Skype

Рис. 8.4. Создание группы в Skype

в списке контактов и нажмете кнопку Звонок группе, вызов пойдет всем ее участникам.

Групповой видеозвонок возможен только в том случае, если хотя бы у одного из участников группы оформлена подписка на платный пакет услуг Skype Premium. Подписка стоит около 8 евро в месяц. Она включает в себя звонки на стационарные и мобильные телефоны в выбранную вами страну, групповую видеосвязь и групповую демонстрацию экрана.

Функция демонстрации экрана позволяет показывать собеседнику то, что происходит на экране вашего компьютера. Чтобы начать демонстрацию экрана, позвоните абоненту, а затем выберите команду меню Звонки | Демонстрация экрана . В открывшемся диалоговом окне нажмите кнопку со стрелкой и выберите, что вы хотите показать — весь рабочий стол или только определенное окно. Во втором случае в диалоговом окне отображаются значки приложений, запущенных на вашем компьютере (рис. 8.5).

Щелкните на значке нужного приложения и нажмите кнопку Начать. Ваш собеседник увидит в окне Skype изображение вашего экрана и будет наблюдать, что вы делаете. Голосовая связь при этом продолжается, вы можете давать пояснения и отвечать на вопросы.

Самое частое практическое применение демонстрации экрана — показать и объяснить, как пользоваться какой-либо программой. Демонстрация экрана пригодится и в других случаях. Например, так можно показать, что вы делаете в виртуальных лабораториях, которые обсуждались в главе 7, поделиться схемой, которую вы рисуете в окне программы Word или Paint, и т. д.

Выбор демонстрации экрана

Рис. 8.5. Выбор демонстрации экрана

Однако интереснее использовать что-то вроде классной доски, на которой могут рисовать и писать сразу несколько человек. Задача решается с помощью дополнения к Skype — программы IDroo для Skype (www.idroo.com).

Скачайте, установите на компьютере и запустите эту программу. Такая же программа должна быть установлена и запущена на компьютерах всех участников демонстрации. Одновременно должна работать и программа Skype, чтобы вы могли говорить друг с другом.

Рабочая область окна IDroo — «белая доска», на которой рисуют и пишут. В левой части окна расположена панель инструментов для рисования фигур и линий, набора текста (кнопка Text) и даже математических формул (кнопка Equation). Справа находятся панели со списком собеседников (Participants) и страниц (Pages) вашей «доски».

На панели Participants (Участники) нажмите кнопку со значком +. В открывшемся окне выбирайте контакты, с которыми вы хотите начать сеанс работы на доске, и добавляйте их в список, нажимая кнопку Add (Добавить). Нажмите кнопку OK. Выбранным абонентам будут отправлены приглашения. Когда они их примут, то увидят на своем компьютере в окне программы IDroo ту же «доску», что и вы.

Теперь все вы можете, по очереди или одновременно, рисовать и писать на доске (рис. 8.6). Изменения будут видны всем участникам сеанса.

На доску можно вставлять любые изображения из файла или из буфера обмена. Текст и формулы печатаются в рамках: сначала вы выбираете соответствующий инструмент на панели инструментов, мышью рисуете рамку, а потом вводите в нее текст.

В программе IDroo предусмотрено множество клавиатурных сокращений. Например, клавиша <M> вызывает инструмент выбора объектов (Pointer), клавиша <F> — инструмент рисования произвольных линий (Freehand), клавиша <T> — ввод текста (Text) и т. д. Полный список «горячих клавиш» приводится на официальном сайте программы.

Содержимое доски вы можете сохранить в виде файла (кнопка Save на панели инструментов или сочетание клавиш <Ctrl>+<S>), чтобы в последующем открыть его и вернуться к работе с того же места. Программа поддерживает несколько «досок» одновременно, а каждая доска может состоять из нескольких страниц.

Программа IDroo

Рис. 8.6. Программа IDroo

8.2.3. Телеконференции

В широком смысле телеконференция — общение нескольких человек, находящихся в разных местах, с помощью голосовой или видеосвязи. Как правило, один из участников выступает организатором.

Групповой разговор с помощью Skype вполне можно назвать телеконференцией, однако в дистанционном обучении часто применяют другие, более специфичные, средства. На стороне организатора в таком случае используется программное обеспечение, которое позволяет демонстрировать в ходе беседы видеофрагменты, слайды, документы и другие материалы. Такая форма занятий характерна для вузов —

www.idroo.com/documentation/keyboard-shortcuts.

это лекции или семинары, которые преподаватель проводит с достаточно большой группой студентов.

На заре существования Интернета «веб-конференцией» часто называли ветку форума или доски объявлений. В наши дни веб-конференция (онлайн-семинар, вебинар — от англ. webinar) — проведение лекций, занятий или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Вебинар — одна из самых распространенных методик в системе высшего и дополнительного дистанционного образования.

Вебинары проходят «асимметрично»: организатор показывает и рассказывает, а остальные участники в основном слушают и смотрят. «Обратная связь» присутствует обязательно, но, как правило, слушатели обращаются к лектору и друг к другу в режиме текстовых сообщений. Благодаря этому высокоскоростной канал нужен только на стороне организатора, а участие в конференции могут принимать десятки и даже сотни человек.

В онлайн-конференциях используется целый ряд приемов, которые помогают эффективно усваивать материал:

- слайдовые презентации;

- видео в режиме реального времени;

- просмотр записи — вебинар записывается на видео и размещается по уникальному веб-адресу, а ссылки на него сообщаются всем участникам, чтобы они могли повторно просмотреть интересующие моменты;

- whiteboard — электронная доска для комментариев, на которой ведущий и слушатели могут оставлять пометки или комментировать презентацию;

- текстовый чат — групповой, в котором сообщения видны всем участникам, и частный (разговор между двумя участниками);

- голосования и опросы, которые позволяют ведущему опрашивать аудиторию, предоставляя на выбор несколько вариантов ответов.

Технически вебинары могут организовываться в двух вариантах:

- по схеме «веб-сервер — браузер»;

- с использованием специальных приложений.

Вебинары по схеме «веб-сервер — браузер»

В этом случае на стороне организатора работает веб-сервер, а все остальные участники обращаются к нему через обычный браузер. Другими словами, вы просто открываете веб-страницу, ссылку на которую (URL) вам прислали по почте или опубликовали на сайте учебного заведения, и все происходит в окне браузера. Как правило, при этом применяются технологии Jawa и Adobe Flash.

Все, что нужно для участия в таком вебинаре, — рекомендованный браузер с установленными надстройками (Adobe Flash Player и т. п.). Как правило, веб-приложения оптимизированы для работы с браузерами Internet Explorer 8 или 9 и Mozilla Firefox. В других браузерах возможны некоторые проблемы с отображени ем видео, воспроизведением звука и обратной связью. Поэтому лучше пользоваться тем обозревателем Интернета, который рекомендуют организаторы вебинара.

Вебинары с использованием специальных приложений

Другой вариант — применение специальных приложений, которые участники вебинара должны установить на своих компьютерах. Одна из наиболее популярных программ этого рода — GoToMeeting (www.gotomeeting.com).

Организатор вебинара присылает участникам по электронной почте ссылку на страницу, на которой происходит регистрация в вебинаре. После того, как на этой странице вы заполните форму регистрации и введете пароль, указанный в письме, на ней становится доступной ссылка для скачивания и установки приложения GoToMeeting. Щелкните на ссылке, чтобы загрузить и установить программу на своем компьютере.

Значок программы появится в области уведомлений панели задач. За несколько минут до начала вебинара щелкните на этом значке правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите команду Meet Now (Начать встречу). Откроется главное окно программы (рис. 8.7).

Программа GoToMeeting

Рис. 8.7. Программа GoToMeeting

Подробные инструкции о том, как участвовать в конференции и пользоваться программой, организаторы вебинара присылают по почте либо публикуют на своем сайте. Трансляция видео может идти на веб-странице, а с помощью GoToMeeting вы будете участвовать в обсуждении, задавать вопросы (голосом или в текстовом чате). Программа эта также поддерживает демонстрацию экрана (Screen Sharing).

8.3. Заключение

В нашей стране дистанционное обучение с помощью цифровых технологий — дело достаточно новое. Во многом его развитие сдерживал дефицит высокоскоростных подключений к Интернету. Только в последние несколько лет такие подключения стали доступны в небольших населенных пунктах.

Проблема еще и в самой организации дистанционного образования. Учебных материалов в электронном виде создано очень много, и в Интернете можно найти практически любую информацию. Однако поиск и самостоятельная добыча знаний — удел людей старшего возраста. Детям и подросткам все-таки нужны учителя, которые чем-то заинтересуют, к чему-то подтолкнут и направят, и обязательно проконтролируют. Подобная практика складывается постепенно, и проекты дистанционного образования должны пройти «обкатку временем».

Для школьников, обучающихся на дому, очень важен «эффект присутствия», общение в реальном времени с учителями и ровесниками. Такую возможность дает, например, популярная программа Skype. В совокупности со школьными порталами и сайтами Центров дистанционного образования телеконференции и общение через Интернет приближают процесс домашнего обучения к учебе в обычной школе.

Назад Оглавление Далее