aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инватехника

10. Организационно-методические аспекты обеспечения инвалидов с нарушениями функций передвижения креслами-колясками

Исходным моментом для рассмотрения вопроса об обеспечении инвалидов с нарушениями функций передвижения креслами-колясками является письменное заявление на разработку ИПР, представленное инвалидом лично или его законным представителем.
Решение о наличии объективных медицинских показаний для обеспечения инвалида креслом-коляской принимается на основе анализа выписки из истории болезни или из амбулаторной карты и очного обследования пациента специалистами бюро медико-социальной экспертизы. В * указанных документах, заверенных лечащим врачом и заведующим отделением в стационаре или руководителем поликлиники, должна быть представлена следующая информация:
аналитические данные об анамнех заболевания, типе течения (регрессирующее, ремитирующее, стационарное, прогрессирующее); степени тяжести; прогнозе исхода заболевания. В документах лечебно-профилактического учреждения, представленных в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы, должны содержаться данные о проведенных мероприятиях по медицинской реабилитации инвалида и их эффективности;
данные о признаках наличия патологического процесса, выявленных при осмотре больного в лечебно-профилактическом учреждении (в стационаре, в поликлинике), на дому: например, у больных с двусторонними постгравматическими культями нижних конечностей - визуально видимое отсутствие нижних конечностей на определенном уровне, состояние культей (их форма; расположение; болезненность при пальпации; наличие рубцов, потертостей, наминов, воспалительных процессов и др.);
клинико-функциональный диагноз с указанием клинической (нозологической) формы основного заболевания, стадии нозологического процесса, характера течения заболевания, вида и степени функциональных нарушений;
данные инструментальных методов обследования (с обязательным указанием календарных сроков осуществления соответствующих процедур), подтверждающих наличие патологического процесса.
На основе анализа перечисленной информации принимается решение о наличии медицинских показаний для обеспечения инвалида с нарушениями функций передвижения креслом-коляской.
Следующим шагом в процедуре освидетельствования инвалида и составления для него ИПР является определение адекватных типа, вида и модели кресла-коляски.
Выбор типа, вида и модели кресла-коляски
Специалисты федеральных учреждений медико-социальной экспертизы должны знать и уметь выбирать кресла-коляски для инвалидов с нарушением функций передвижения.
Выбор типа, вида и модели кресла-коляски для инвалида определяется следующими показателями:
наличием у инвалида определенных медицинских показаний, с учетом которых решается вопрос о виде кресла-коляски (комнатное, прогулочное, малогабаритное), его типе (с ручным приводом от обода колеса, с рычажным приводом, с электроприводом, активного типа); о модели кресла-коляски (например, для инвалидов с двусторонней ампутацией бедер - малогабаритное кресло-коляска; для инвалидов с ампутацией обеих нижних конечностей, у которых смещены назад центр тяжести - кресла-коляски активного типа с возможностью выноса осей колес назад, для инвалидов со спинномозговой травмой позвоночника - облегченное разборное (складывающееся) кресло-коляска активного типа и т.д.); а таьсже о видах сиденья (сиденье для больного кокситом, сиденье для больного ДЦП, сиденье с регулируемым углом наклона и др.) и приспособлений к нему (вид подушки на сиденье); о видах спинки (регулируемая по высоте, с регулируемым углом наклона и др.) и приспособлений к ней (удлинитель спинки, подголовник, боковые упоры для головы, боковые упоры для тела, подушка на спинку, поясничный валик), о видах подлокотников (фиксированные, опускающиеся, вращающиеся, откидывающиеся, регулирующиеся по высоте и т.д.); о видах подножки (съемная, вращающаяся, регулирующаяся по высоте, с регулируемой опорой стопы, с откидной опорой стопы); о видах дополнительных приспособлений для кресел-колясок (валик для сохранения зазора между ногами, подставка под икры, держатели ног, задники-держатели и др.);
возрастом инвалида, с учетом которого выбирается модель кресла-коляски (кресло-коляска детское, подростковое, взрослое); для пожилых людей, ведущих малоподвижный образ жизни, учитывая опыт практического применения, можно рекомендовать комнатные кресла-коляски, которые имеют достаточно высокую спинку, фиксированные подлокотники и устойчивость от опрокидывания; для инвалидов пожилого возраста, имеющих возможность в ограниченных пределах самостоятельно передвигаться, целесообразно рекомендовать кресла-коляски с убирающимися подножками, чтобы они не мешали при вставании и давали возможность передвигаться на кресле-коляске отталкиванием ног от поверхности; для пожилых людей стоит также учитывать и тип шин колес кресла-коляски (для облегчения ухода за шинами лучше использовать колеса с литыми (не накачивающимися) шинами из вспененного полиуретана); для людей молодого и среднего возраста, ведущих активный образ жизни, целесообразно рекомендовать кресла-коляски с более широкими функциональными возможностями - активного типа и др.;
антропометрическими данными инвалида (его ростом, весом, размерами параметров тела (длиной ног, шириной бедер, длиной стоп и др.), с учетом которых выбираются такие параметры кресла-коляски, как ширина, глубина, высота сиденья; высота спинки и подлокотников; длина подножек и др., а также грузоподъемность кресла-коляски;
наличием у инвалида определенных социальных показаний: для инвалидов, которые будут пользоваться креслом-коляской тольют дома, следует рекомендовать комнатное кресло-коляску, ширина которого должна быть минимальной (малогабаритное кресло-коляска); колеса - цельнолитыми;
для инвалидов, которые будут пользоваться креслами-колясками как дома, так и на улице, необходимо выбрать модель кресла-коляски с шириной сиденья, которая предусматривает допуск на толщину одежды, которую инвалид одевает на улицу, а также с пневматическими колесами; следует помнить, что ширина коляски и высота подлокотников должны быть оптимальными, чтобы руки инвалида при вращении обручей не отводились излишне в стороны, вызывая дополнительное напряжение мышц рук и не натирались об обручи;
для инвалидов, проживающих в сельской местности, можно рекомендовать кресло-коляску с передними колесами большего диаметра и широкими пневматическими шинами;
для инвалидов, ведущих активный образ жизни, осуществляющих самостоятельную общественную, профессиональную деятельность, перемещающихся на длительные расстояния, занимающихся спортом, активным отдыхом и др., целесообразно рекомендовать кресла-коляски активного типа; при этом инвалиды, освоившие технику езды на задних колесах активного кресла-коляски, могут научиться самостоятельно подниматься по лестницам с перилами, преодолевать бордюры и другие препятствия. Инвалидам, которые любят путешествовать в любую погоду, необходимо рекомендовать активное кресло-коляску, имеющее передние колеса большего диаметра с пневматическими колесами, что позволит легче преодолевать неровности дороги. При передвижении по улице (на активном кресле-коляске) важно иметь развал больших задних колес, равный 4-6 градусов, благодаря чему кресло-коляску на дорогах с поперечным уклоном не ведет в сторону, это происходит только при правильно расположенных (вблизи центра тяжести) осях задних шлее. Для активных людей важное значение имеет расположение тормозов кресла-коляски - лучше низко расположенные тормоза (типа "ласточка"), двигающиеся в горизонтальной плоскости, при этом пальцы рук при энергичном вращении обручей колес не задевают и не сбиваются о них (что мажет произойти при использовании стандартных тормозов, работающих вертикально);
для инвалидов, живущих в стесненных условиях (узкие двери, коридоры и т.п.) нужны маневренные кресла-коляски - кресла-коляски активного типа или кресла-коляски, имеющие меньшую ширину и длину, а также имеющие возможность суживания;
для инвалидов, осуществляющих передвижения по улицам на большие расстояния, целесообразно рекомендовать (при наличии соответствующих медицинских показаний) рычажные прогулочные кресла-коляски, на которых можно передвигаться и дома, если позволяют габариты квартиры; следует помнить, что есть рычажные кресла-коляски с правосторонним и левосторонним, а также двусторонним приводом;
для инвалидов, пользующихся собственным автотранспортом, следует рекомендовать кресла-коляски, которые складываются, разбираются на части и обеспечивают возможность самостоятельной загрузки инвалидом кресла-коляски в машину (самые меньшие габариты в сложенном состоянии у кресел-колясок, чьи рамы складываются в вертикальном направлении "ножницами", несколько большие габариты - у кресел-колясок, складывающихся наклоном спинки сиденья вперед; если у кресла-коляски легко снимаются колеса, то благодаря этому его разбираемые части весят немного (рама - 5-6 кг, каждое колесо - 2-3 кг - у активного кресла-коляски) и возможна самостоятельная загрузка инвалидом кресла-коляски в машину.
Основные параметры, которые нужно определить у инвалида специалистам федерального учреждения МСЭ, чтобы рекомендовать модель кресла-коляски.
Правильный подбор модели кресла-коляски позволяет: обеспечить распределение массы пациента на возможно более широкой поверхности; облегчить передвижение с помощью кресла-коляски и предупредить соприкосновение и трение участков тела пациента о боковые стенка кресла-коляски; свести к минимуму проблему перемещения пациента на кресле-коляске в дверных проемах, в ванной комнате и других ограниченных пространствах.
Для правильного подбора модели кресла-коляски необходимо определить основные размеры пациента (замеры производятся, когда пациент сидит на плоской, твердой, не прогибающейся поверхности):
ширина сиденья - измерение производится через самые широкие участки бедер с использованием сантиметровой ленты (возможно применение другого простого способа - к двум сторонам бедер прикладывают вертикально две толстые книги и между их внутренними обложками замеряют расстояние), к полученной величине добавляют 4-5 см (это обеспечивает дополнительный зазор по 2-2,5 см с каждой стороны) и получают размер необходимой для данного пациента ширины сиденья коляски. Если ширина сиденья подобрана неправильно и свденье является слишком узким^ то объем движений и степень подвижности инвалида в кресле-коляске будут резко ограничены, при этом вес пациента будет распределяться на меньшей поверхности, что приведет к увеличению давления на седалищные бугры и монет вызвать образование пролежней. Слишком широкое сиденье приведет к уменьшению устойчивости инвалида в положении "сидя в кресле-коляске", могут возникнуть трудности при поступательном перемещении кресла-коляски вперед, что потребует дополнительных усилий и помощи рук. Увеличение ширины сиденья даже на 1,25 см может сделать невозможным перемещение через дверные проемы, посещение туалета и использование общественного транспорта. Существует простой общепринятый способ проверки соответствия размеров пациента и ширины сиденья кресла-коляски: необходимо поместить обе ладони между бедрами пациента и боковыми стенками, при этом ладони должны располагаться свободно, ие испытывая давления с боков;
глубина сиденья - измерение производится сантиметровой лентой справа и слева, отмечая расстояние от края ягодицы вдоль бедра до внутреннего сгиба колена; чтобы получить правильный размер глубины сиденья, от полученной величины отнимают 5-7,5 см. Глубина сиденья должна оставлять пространство между ногами и свденьем не менее 3-5 см (под коленным суставом). Правильно подобранная глубина сиденья обеспечивает устойчивость корпуса и препятствует сползанию тела вместе с подушкой дая сиденья вперед. Если глубина сиденья подобрана неправильно и слишком мала, то вес тела распределяется таким образом, что усиливается давление на седалищные бугры и смещается цент тяжести тела; отклонения такого рода увеличивают риск падения пациента вперед при движении кресла-коляски. Излишняя глубина сиденья кресла-коляски может вызвать циркуляторные нарушения и раздражение кожи в подколенной области и в области верхней часта икроножной мышцы. Существует простой общепринятый способ проверки соответствия размеров пациента и глубины сиденья кресла-коляски: расстояние между передним краем обивки свденья или гтодушки кресла-коляски и подколенной областью инвалида должно быть не более ширины 3-4-х пальцев, т.е. приблизительно 7,5 см;
высота сиденья - измерение производится от пятки или края каблука (учитывается высота вместе с обувью, предусматривается 5 см на высоту каблука) до уровня согнутого бедра, измерение производится справа и слева, при проведении измерения целесообразно учитывать подушечку для сиденья; к полученной величине высоты сиденья добавляется 5 см, это обеспечивает правильное подсоединение площадки для ног (при безопасном зазоре от пола - не менее 5 см); увеличение высоты сиденья на каждые 2,5 см должно сопровождаться увеличением зазора меаду полом и площадкой для ног. Если для сиденья используется полнуретановая подушечка, то под давлением нормального веса тела ее объем будет уменьшаться наполовину, следовательно, если высота подушки 10 см, то под давлением веса тела высота ее уменьшится до 5 см. Существующие кресла-коляски имеют высоту сиденья, рассчитанную в основном на среднестатистического человека, поэтому для инвалидов с другими размерами следует обратить на этот параметр пристальное внимание; лучше всего, если высота сиденья кресла-коляски позволяет инвалиду, сидя в кресле-коляске, касаться ногами пола всей подошвой. Если сиденье кресла-коляски расположено слишком низко, то это приведет к избыточному давлению на седалищные бугры пациента; такая ситуация требует применения подушки на кресле-коляске. Если сиденье кресла-коляски установлено слишком высоко, то инвалиду неудобно выполнять действия за столом из-за высокого расположения коленей. Определение высоты сиденья связано с определением расположения площадки для ног, которая должна находиться на уровне 5 см от поверхности пола. При слишком низком расположении площадки для ног возникают проблемы обеспечения поворотов туловища и плеч, они затрудняются и становятся небезопасными. Вращающиеся колеса кресла-коляски могут вызвать повреждения в области лодыжек, если стопы будут свисать из-за слишком низкого положения площадки. Пациент может выпасть из кресла-коляски, если площадка заденет за какое-то возвышение;
высота спинки должна позволять удерживать самостоятельно корпус тела; в последнее время при конструировании кресла-коляски преусматривается низкая спинка, заканчивающаяся на уровне поясницы, что позволяет беспрепятственно совершать повороты в разные стороны (например, закрывать за собой дверь, не поднимая плеч). Оптимальная высота спинки - 30-35 см. Для тех инвалидов, кто не может сидеть без дополнительной опоры, размеры спинки подбираются индивидуально с возможностью использования подголовника. Высота спинки должна быть отрегулирована в соответствии с функциональными нарушениями пациента и степенью его активности, правильно установленная высота и форма спинки обеспечивают удобную позу и устойчивое положение инвалида в кресле-коляске. При измерении высоты спинки определяется высота от поверхности сиденья до подмышечной впадины, при этом руки пациента должны быть вытянуты вперед и расположены параллельно поверхности пола. Чтобы точно установить высоту спинки кресла-коляски (с учетом толщины обивки), необходимо отнять от полученной величины 10 см. Полученный показатель высоты спинки кресла-коляски обеспечивает минимальную поддержку туловища. При необходимости полной поддержки туловища необходимо измерить высоту от поверхности сиденья до требуемого уровня поддержки (обычно это уровень плеч, шеи, средней части головы). При необходимости полной поддержки туловища можно подобрать кресло-коляску со спинкой, позволяющей откинуться назад, а в некоторых случаях рекомендовать использовать спинку кресла-коляски с секционной регуляцией высоты, что позволяет изменять уровень поддержки по мере того, как у пациента восстанавливается функция отдельных сегментов туловища;
высота подлокотников - измеряется от поверхности сиденья до основания локтя (необходимо осуществить измерения справа и слева, а также учесть наличие выбранной подушки, так как можно скорректировать косо поставленный таз), к полученной величине необходимо прибавить 2,5 см - на этой высоте должны быть установлены подлокотники. Правильно установленные подлокотники обеспечивают сохранность правильной посадки в кресле и равновесие инвалида. Если подлокотники установлены слишком высоко, то плечи окажутся приподнятыми, что приведет к утомлению мышц. С другой стороны, пациент не смажет использовать подлокотник для опоры, что приведет к неустойчивости тела "в положении сидя". Низко расположенные подлокотники мешают пациенту принять удобную позу; ему придется ссутулиться, чтобы опереться предплечьями на подлокотники. Такое согнутое положение может вызывать утомление, нарушать равновесие, а также оказывать негативное влияние на дыхание.
Необходимые характеристики кресла-коляски, которые должны определить специалисты федерального учреждения МСЭ, изложены в таблице 4.

Классификация, типы и ввды кресел-колясок

Назад Оглавление Конец