aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт

Для организаторов и составителей маршрутов

В Главе 8 описывались виды соревновательного ориентирования по тропам. Некоторые другие вопросы, которые могут быть полезны организаторам и составителям маршрутов, освещаются в данной главе.

Сезон

В Великобритании рекомендуемое время проведения соревнований по ориентированию по тропам — период с апреля по октябрь. Точное время проведения соревнований может варьироваться в зависимости от географического положения и преобладания погодных условий.

Местность, неподходящих для ориентирования по тропам

Местность, неподходящих для ориентирования по тропам

Местность для ориентирования по тропам

Маршруты ориентирования по тропам могут планироваться на различных типах местности, но какой бы ни была выбранная местность, она должна быть проходимой сопровождающими. Наиболее подходящая местность — это та, на которой имеется хорошая сеть дорог, трасс, широких троп и, возможно, полян, поросших травой.
Местность с крутыми склонами обычно является неподходящей для этой цели, хотя для маршрутов классов А и Е требуется некоторая рельефность поверхности. К счастью, тропы часто проходят по горизонтальной поверхности. Участки тропы с небольшими крутыми склонами могут включаться в маршрут, но в таком случае необходимо, чтобы на протяжении всего соревнования на этих участках находились дополнительные ассистенты для толкания колясок. Многие загородные парки могут послужить прекрасным местом проведения соревнований, особенно для начинающих.
Видимость с тропы (с высоты кресла-коляски) является важным условием, в особенности весной и летом, так как новая поросль может легко закрыть призмы. Существенно важным является расположение контрольных пунктов относительно близко от тропы (до 60 м). Участники соревнований должны оставаться на тропе или в некоторых случаях двигаться по пути, огражденному лентой, поскольку, сойдя стропы и приблизившись к призме, участник получает преимущество, что является нечестным по отношению к другим. Неподходящая тропа, например, имеющая ступеньки, должна быть показана на карте одним или более крестиками (XX), а иногда ее начало ограждается лентой на местности.
Поскольку, как правило, маршруты не бывают длиной более 3,5 км, не обязательно задействовать большие территории для этих целей. Очень часто неподалеку от стоянок автотранспорта существует много подходящих троп и трасс. Места добычи минеральных ресурсов также могут успешно использоваться для организации маршрута, так как имеют рельефную поверхность, необходимую для соревнований.
Мы считаем, что очень важное значение имеет состояние троп и трасс. Если они покрыты неуплотненным гравием или имеют большие камни, они могут представлять большую опасность. Если они размыты, это тоже влечет за собой трудности для участников, хотя некоторые участники получают удовольствие от преодоления трудностей. Такие препятствия, как ворота, заборы, приступки и зогоны для скота, могут ограничивать территорию, необходимую для соревнований. Проконсультировавшись, можно построить временные мостки или убрать такие препятствия, а помощники могут помочь толкать кресло-коляску на коротких участках маршрута (до 100 м) с неровной или труднопреодолимой поверхностью. Организаторам следует помнить, что в их задачу входит не требование усовершенствования колясок, а предоставление людям возможности для активного досуга на открытом воздухе.
Настил из винила или подобного материала (даже старый ковер) может быть использован для того, чтобы закрыть неровные участки тропы, а умеренное смещение слоя земли и его уплотнение могут улучшить состояние тропы на короткий срок. Тропы можно расширить путем подрезания подлеска, получив на это предварительное разрешение.

Реклама

Еще на протяжении многих лет организаторы соревнований по ориентированию по тропам будут выполнять роль специалистов по маркетингу, по связям с общественностью и рекламе, начиная информировать прессу и местные организации инвалидов задолго до соревнования, и, если это возможно, посещая последние с показом видео и прочих материалов, чтобы объяснить им, как будет проходить соревнование. За три-четыре недели до соревнования следует послать напоминающие уведомления с изложением всех окончательных деталей. Но даже при всем этом в случае плохой погоды количество желающих принять участие в соревновании может быть небольшим.

Обслуживание соревнований по ориентированию по тропам

Парковка

Парковка автомобилей является важным фактором при организации соревнований. Известны факты, когда отсутствие места парковки служило причиной для отказа от использования данной местности для проведения соревнований. Для людей с ограниченными физическими возможностями существенным является наличие места парковки в непосредственной близости от места регистрации. Для машин, таких, как микроавтобусы, приспособленных для перевозки кресел-колясок, потребуется место для стоянки. Возможно, необходимо будет зарезервировать заранее места на стоянках для них. Можно использовать специальные опознавательные наклейки, чтобы служащий на стоянке мог узнать по ним участников, когда они прибудут.
Составители маршрута должны обеспечить связь между стартом и финишем. Если удастся объединить' место старта и финиша, то крайне важно обеспечить, чтобы участники могли добраться до этого места и выбраться с него в кресле-коляске. Рекомендуется предусмотреть достаточно широкую дополнительную дорожку, чтобы участники могли добраться к месту старта и с места финиша без труда. На крупных соревнованиях, в которых представлены участники как с ограниченными физическими, так и умственными возможностями, эта дорожка должна проходить около старта и финиша маршрута с цветовыми кодами или маршрута для прохождения по натянутой веревке.

Первая помощь

На любых соревнованиях по ориентированию должна присутствовать группа по оказанию первой помощи. Необходимо предупредить такую группу о том, что участники соревнования — инвалиды, для которых требуется специальный подход.

Туалеты

Туалеты должны быть такими, чтобы в них можно было заехать в кресле-коляске. Кроме того, в предварительной информации о соревновании должно даваться подробное описание ближайших доступных общественных туалетов.
Туалеты, подходящие для нашей категории спортсменов, могут предоставляться напрокат компаниями, которые оказывают услуги по обслуживанию мероприятий на открытом воздухе. В Великобритании можно воспользоваться помощью местных социальных служб или организаций, таких, как Красный Крест, которые могут дать напрокат специальные каркасы, которые используются для устройства химического туалета под тентом.

Ассистенты

Стоит повторить, что участники соревнований по ориентированию по тропам могут получать любую физическую помощь на любом этапе, но только не помощь в принятии решения. Могут понадобиться дополнительные ассистенты на крутых склонах или неровных участках маршрута.
К сожалению, приходится признать тот факт, что поскольку контрольные призмы и знаки находятся в стороне от троп или в пределах 60 м от троп, они могут быть повреждены или унесены людьми, которые находят забавным для себя портить удовольствие другим. Поэтому можно устроить постоянное патрулирование ассистентами в течение всего времени, пока все оснащение установлено на местах. Ассистенты не должны ходить цепью, а совершать патрулирование в разные моменты и поодиночке. В некоторых местностях может быть необходим радиотелефон. Если местность позволяет, можно использовать горные велосипеды в целях увеличения эффективности патрулирования. Дополнительную защиту оснащения могут обеспечить ассистенты, работающие на контрольных пунктах с хронометражем, а также ассистенты, оказывающие помощь на труднопроходимых участках.

Отметка компостером

На всех маршрутах после принятия решения и прежде, чем отправиться к следующему контрольному пункту, участник должен сделать отметку или проколоть компостером карточку так, чтобы другие участники этого нс видели, но прежде, чем он доберется до следующего контрольного пункта. На соревнованиях высокого уровня организаторы могут снабдить участников наклейками (до трех штук), которые могут быть использованы для исправления ошибок при прокалывании перед тем, как они покинут точку принятия решения. Ассистенты могут проверить карточку на любом участке маршрута, чтобы проследить за правильностью компостирования. На некоторых соревнованиях ассистенты имеют при себе эталонную карточку с правильными отметками и могут сказать участнику, каковы его успехи, хотя некоторые участники не хотят этого знать раньше времени. Должна быть предусмотрена какая- то форма контроля, например, соединение отмеченных квадратов одной линией, роспись на обратной стороне карточки или роспись на обратной стороне исправленного квадрата. Участникам также не разрешается пройти еще раз маршрут при обнаружении ошибок.

Составление маршрутов для ориентирования по тропам

Целью ориентирования является доставить удовольствие участникам от упражнений на свежем воздухе с небольшим приложением умствснных способностей, не перенапрягая их физические возможности. При наличии условий необходимо составлять маршрут так, чтобы контрольные пункты располагались на хорошо обозримой местности, а маршрут был достаточно легко проходим.

Составление маршрутов для ориентирования по тропам

При составлении маршрута пользуйтесь стулом для проверки видимости на каждом контрольном пункте. При проверке контрольных мест попробуйте провезти требуемое оснащение в магазинной тележке или в кресле-коляске, которую необходимо толкать. Это позволит понять, насколько проходимой является тропа.
Поскольку уровень физической возможности у участников разный, четкость самой карты и точность нанесения данных на карту имеют первостепенное значение. Кроме соревнований для новичков, для всех соревнований нормой является использование легенд, принятых Международной Федерацией Ориентирования (IOF). Подходы к составлению маршрута для ориентирования по тропам отличаются от составления других маршрутов, поскольку контрольные пункты должны быть видимы только с одной стороны, т.е. с тропы или иногда с доступной зоны в стороне от тропы. Правильный контрольный пункт, показанный на карте участника как центр круга и описанный в легенде, указывается на местности контрольной призмой. Этот объект должен быть правильно понят составителем карты. Ложные контрольные призмы, установленные поблизости, определяются на местности по идентичным контрольным призмам. Для более легких маршрутов ложные призмы помещают на четко выраженных объектах. Для более опытных ориентировщиков призмы могут размещаться на аналогичных или даже идентичных объектах, которые могут быть трудноопредслясмыми или слишком маленькими, чтобы их можно было показать на карте.
Например, на маршруте А, для контрольного пункта №3, кружок на карте показывает на объект в виде валуна. Легендой для АЗ будет «валун». Из карты ясно, что указываются только валуны размером более 1,5 м. На месте имеется группа из четырех валунов, каждый из них имеет контрольную призму, как показано на рисунке. Однако, если участник смотрит из положения «X», он знает, что первая призма слева называется призмой А, а первая справа — призмой D. Таким образом, он сделает отметку на карточке в квадрате АЗ-В. Положение «X» по одну сторону от тропы показано столбиком с кодом, например, «АЗ».
Поскольку часто в качестве маршрута для ориентирования по тропам используется маршрут для обычного ориентирования, очень важно, чтобы призмы, используемые на маршруте ориентирования по тропам, четко отличались от призм для обычного ориентирования. Предлагается использовать специальный логотип, прикрепляемый к столбику над призмой.

Составление маршрутов для ориентирования

С точки зрения количества ложных контрольных пунктов, составителю маршрута понадобится больше призм и больше времени на создание маршрута. Это должна быть коллективная работа. Составитель маршрута или его проверяющий должны сесть на стул на тропе на месте контрольного определяющего столбика, а ассистенты (по одному на призму) расставить призмы на заранее определенных и отмеченных лентой местах. (Места для установления призм обычно предварительно отмечаются лентой, а лента часто нс убирается. Участники соревнования могут заметить ленту, и если правильная контрольная призма отмечалась лентой, отличной по цвету от ленты для ложных контрольных призм, можно считать, что соревнование не состоялось.)
Чтобы участник мог почувствовать рельеф поверхности, контрольные призмы должны быть помещены, по возможности, на стандартной высоте. Предлагается, чтобы нижний край призмы находился на высоте не менее 50 см от поверхности земли. Растительность вокруг призмы должна быть подрезана или убрана совсем, хотя допускается, чтобы только часть призмы была видна с соответствующей точки обзора на тропе.
Участникам, передвигающимся самостоятельно, может понадобиться наклониться или даже сесть, особенно в контрольных пунктах с хронометражем.

Маршруты

Ниже приводятся расстояния для размещения контрольных пунктов в зависимости от вида маршрута. Однако существует общая практика увеличивать расстояние на открытой местности, где видимость нс прерывается в пределах 200 м и более. И наоборот, на местности с густой растительностью расстояние должно быть уменьшено.
Начало любого пути, являющегося физически непроходимым для участника в кресле, должно быть ограждено лентой в месте соединения с основным маршрутом. Однако следует предоставлять возможность выбора маршрута.

Маршруты для новичкон (N)

Маршруты для этого класса участников должны быть технически легкими (на уровне 1), со всеми контрольными призмами, расположенными на тропе, или не далее 5 м от тропы в местах соединения, или где другие отчетливые объекты примыкают к тропе, по которой двигаются участники. Если местность позволяет, можно объединять маршруты для ориентирования по тропам с другими маршрутами для новичков (см. также Главу 4).

Маршруты С

Маршруты С

Маршрут С должен соответствовать техническому уровню сложности 2. Контрольные пункты должны располагаться на тропе или в пределах 10 м от тропы, по которой проходят участники. В качестве контрольных пунктов должны использоваться линейные или другие четкие объекты. Ложная призма может иметься на каждом контрольном пункте, но она должна размещаться не очень близко от правильной и на четко выраженном объекте. Ложная призма может также быть помещена в любое место (т.е. на нечетком объекте). Протяженность маршрута должна составлять от 1,0 до 2,0 км. Маршрут может содержать до 10 контрольных пунктов.

Маршруты В

Маршруты В

Маршрут В должен соответствовать техническому уровню сложности 3, быть протяженностью от 1,5 до 2,5 км и содержать до 15 контрольных пунктов. Контрольные пункты могут быть устроены на расстоянии до 20 м от тропы или трассы, но должны быть четко видны с отмеченной точки обзора. До двух ложных призм можно установить в непосредственной близости от правильной контрольной призмы на четко выраженном объекте (или подобном, но не идентичном, если только он не находится определенно за пределами контрольного круга).
Если местность позволяет, можно предложить несложный выбор пути, а также легко преодолеваемые зоны в стороне от главной тропы. Тот факт, что некоторым участникам может потребоваться вернуться обратно по своему курсу (чтобы использовать тропы, сокращающие путь), не считается ошибкой. Такие отклонения от главной тропы могут способствовать повышению качества самого маршрута.
На этом маршруте могут использоваться четко выраженные кон- турные объекты рельефа для устройства некоторых контрольных пунктов, но не всех из них. Точка обзора должна находиться сбоку от тропы. Необходимо организовать как минимум один контрольный пункт с хронометражем.

Маршруты А

Маршрут А должен соответствовать техническому уровню сложности 5 и иметь протяженность от 1,5 до 3,0 км. До 20 контрольных пунктов должны быть расставлены на расстоянии в пределах 40 м от указанной точки обзора. Этот маршрут необходимо максимально развообразить. Предполагается, что участники должны быть способны преодолевать (если потребуется, с посторонней помощью) узкие тропы и умеренные склоны.

Маршруты А

Если это возможно, следует обеспечить некоторый выбор пути между контрольными пунктами, а также некоторые отклонения от главной тропы. Небольшие объекты, требующие понимания рельефа и смены растительного покрова местности, могут стать подходящими контрольными пунктами.
Каждый контрольный пункт должен иметь до трех ложных призм. Их можно помещать на объектах, аналогичных объекту правильной призмы. Желательно, чтобы наиболее мелкие из таких объектов не были показаны на карте из-за ее масштаба (это даст возможность попробовать свои силы в более сложном деле). Следует также организовать два или даже три контрольных пункта с хронометражем.

Элитные маршруты Е

Для спортивной элиты и для опытных ориентировщиков по тропам маршрут Е должен быть таким сложным, насколько это возможно. Маршрут должен быть длиной от 2,0 до 3,5 км, иметь до 25 контрольных меток, расположенных на расстоянии 60 м и более от главной тропы. Следует помнить, что все контрольные призмы должны быть видимыми, по крайней мере частично, из положения сидя.

Элитные маршруты Е

Эта же группа контрольных призм может использоваться для маршрутов А и Е, но в этом случае обычно даются разные легенды и, вероятнее всего, предполагаются разные правильные ответы. Однако несколько контрольных пунктов должны отличаться. Только на маршруте Е возможна ситуация, когда ни одна из контрольных призм не представляет собой центр контрольного круга и легенды. Контрольные пункты с хронометражем могут быть теми же, что и для маршрута А.
Очень важно обеспечить хороший обзор местности из кресла-коляски. Для улучшения видимости можно даже подвязать или подрезать нижние ветки деревьев.
Чтобы показать непроходимые для кресла-коляски зоны, можно отмстить их на карте. При этом используется символ X, принятый Международной федерацией ориентирования. Если, например, ни одна из маленьких тропинок нс годится для прохождения ее в кресле-коляске, то можно указать это в виде подписи на карте.

Контрольные пункты с хронометражем

Контрольные пункты с хронометражем следует организовывать на тех участках маршрута, которые могут быть видны только участникам, соревнующимся на таких условиях, а также на тех участках, которые не могут быть заранее обнаружены кем бы то ни было. С технической точки зрения, целесообразно усваивать контрольные пункты с хронометражем в начале соревнования, а после этого этапа вручать участникам карты для дальнейшего соревнования.
На контрольном пункте должно быть два ассистента. Один помогает участнику занять нужное положение и приготовиться, а другой работает с секундомером и записывает результаты. Если контрольные пункты с хронометражем расположены на различных участках маршрута, необходимы еще ассистенты для остановки участников и сбора их карт. Карты могут быть скреплены и вложены в конверт таким образом, чтобы участник мог донести и передать карту следующему ассистенту. После прохождения данного контрольного пункта карта возвращается участнику. Время прибытия участника к каждому ассистенту должно фиксироваться. Также должно фиксироваться время, затраченное на ожидание начала прохождения данного контрольного пункта. Ассистенты, занимающиеся результатами соревнования, должны иметь такую информацию, чтобы участники не получили штрафные очки за организационные задержки.

Контрольные пункты с хронометражем

Считается, что не следует устраивать контрольные пункты с хронометражем в конце маршрута, поскольку это дает участнику возможность предугадать наиболее вероятное место и заранее изучить карту в отношении ее деталей.

Контрольные пункты

Временные пределы

Должен устанавливаться максимальный предел времени, разрешенного участнику для прохождения всего маршрута. Этот предел устанавливается составителем маршрута и должен включать время, необходимое для прохождения всего маршрута в кресле-коляске без посторонней помощи, а также время, предусмотренное для каждого контрольного пункта на самом длинном маршруте. Любая задержка по вине организаторов, например, очередь на контрольном пункте с хронометражем, должна учитываться и время задержки вычитаться из общего времени. Фиксация времени на старте и финише проводится исключительно в целях проверки того, чтобы максимальный предел времени, отведенный на прохождение всей дистанции, не был превышен. В случае превышения предела времени в качестве наказания за неправомерные задержки на маршруте у участника вычитается одно очко за каждые 5 мин (или менее) превышения максимального предела.

Результаты

При проверке результатов линия на карточке, имеющая более одной отметки компостером, не должна учитываться. Она перечеркивается линией перед подсчетом правильно пробитых квадратов. Наиболее простой способ проверки карточек — использование заранее изготовленного образца контрольной карточки с окнами, прорезанными в местах расположения квадратов с правильными ответами. Этот образец накладывается на карточку участника, а затем подсчитывается и записывается количество правильных ответов. На финише должен быть вывешен образец контрольной карточки с правильными ответами.
Для маршрутов ориентирования по тропам табло результатов должно быть помещено на высоте, подходящей как для людей, сидящих в кресле-коляске, так и для стоящих на ногах. Шрифт должен быть достаточно крупным, чтобы можно было прочесть результаты на расстоянии двух метров.
Кроме того, должна быть вывешена карта соревнования, на которую нанесены все контрольные круги и местонахождение ложных призм. На ней также должны быть показаны точки обзора. Это является особенно важным для участников маршрута Е. Самый легкий способ получения увеличенной карты соревнования — это сделать се черно-белую фотокопию.
Хотя все участники соревнуются на равных условиях, результаты должны рассматриваться отдельно для тех, кто имеет ограниченную дееспособность (согласно заявленному при регистрации), и тех, кто соревновался в группе без каких-либо ограничений. Результаты для тех и других должны быть представлены рядом для их сравнения.
На соревнованиях, проводящихся в течение нескольких дней, окончательные результаты получают путем суммирования очков, набранных за каждый день, а также времени, затраченного на контрольных пунктах с хронометражем. Победителем становится тот, кто наберет наибольшее количество очков и затратит наименьшее количество времени.

Пример листки результатов:

Пример листки результатов

Руководящие положения для ориентирование по тропам

Руководящие положения для ориентирование по тропам Окончание таблицы

Назад Оглавление Далее