Логотип сайта aupam.ru
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт Инваспорт

С чего начать

После того, как мы поняли, в чем заключается суть ориентирования, настало время объяснить способы первоначального ознакомления людей с ограниченной физической активностью с основами спорта. Многие из этих людей захотят участвовать в соревнованиях, правила проведения которых подробно описаны в Главе 8, однако прежде чем перейти к рассмотрению этого вопроса, надо внимательно прочесть следующие две главы, дающие представление о некоторых исходных моментах. Сюда входят беседы с начинающими ориентировщиками, изучение карты.
Данная глава предназначена для тех, кто будет обучать детей, людей с отклонениями в умственном развитии, а также всех тех, кто сомневается в своих силах и предпочитает сначала ознакомиться с основами спорта в домашних условиях. Мы даем в этой главе несколько советов, касающихся самой начальной стадии занятий. Вначале уроки могут проходит в помещении, далее их можно проводить и на школьных или иных площадках.

Использование настольных иллюстрированных карт

Подготовка к занятию

Начертите простую иллюстрированную карту и подготовьте макет настольной модели, можно взять пример, приведенный ниже.

Необходимое оборудование

Настольные иллюстрированные карты. Цветные карандаши. Макеты домов, деревьев и автомобиля. Веревка. Подставки для крепления карты.

Цель урока

Углубить представление о карте как о картинке. Показать, каким образом можно с помощью карты преденшвить себе весь маршрут и пройти по нему. Определить местонахождение объектов на карте. Научиться следовать в нужном направлении. Усвоить следующие термины: Иллюстрированная карта, Сориентировать карту, маршрут, символы. план, направление маршрута.

Проведение занятия

Проведение занятия

1. Скомпонуйте модель в соответствии с картой. Выдайте каждому ученику по одному экземпляру иллюстрированной карты. Ученики могут стоять или сидеть вокруг расположенной в центре модели. Таким образом они могут сопоставить свои карты с моделью. Попросите их определить на карте каждый дом и дерево, указанные на модели.
2. Возьмите макет игрушечного автомобиля и проследуйте мимо всех домиков. По мере продвижения машинки по маршруту все повторяют ее перемещение по своей карте, постоянно отмечая ее местонахождение. Используйте слова «влево», «вправо».
3. Измените место старта. Учащиеся зарисовывают маршрут, по которому движется машинка от домика к домику. Веревка, натянутая на макете вдоль прохождения маршрута, покажет правильную линию перемещения. Стрелки на линии показывают направление движения машинки.
4. Выдайте каждому учащемуся план макета. Сравните карту, свой план и план макета. Определите символы, помечающие деревья и дома.

Определите место старта

Определите место старта, отмеченное веревкой и уже начерченное на картах. Начертите маршрут на плане, глядя на линию веревки. Сравните ее с линией на карте.

Подведение итога занятия

Карта состоит из символов, которые являются ее языком. Символы можно прочитать и увидеть в виде предметов, которые они представляют. Карту можно использовать для составления плана маршрута, по которому предстоит двигаться в дальнейшем.

Следующие шаги

Учащиеся могут сделать свои собственные модели, а затем и собственные карты или планы. Проложите маршрут с помощью веревки, а затем перенесите его на карту.
Эти же самые планы могут быть использованы при знакомстве с компасом, но здесь нам потребуется еще глобус и карта мира. Используйте компас для определения севера. Сориентируйте модель на север. Отметьте север, юг, восток и запад на модели и на планах. Опишите местонахождение и направление объектов. Опишите маршруты согласно выбранным направлениям.

Подготовка к занятию

Подготовьте все необходимое оборудование. Продумайте размер территории, на которой вы собираетесь играть: для маленьких детей вся местность должна быть хорошо обозрима, для участников постарше можно выбрать более обширную территорию с большим количеством расположенных на ней объектов. Прочитайте историю об острове сокровищ.

Предварительные действия

1. Раздайте бумагу, дощечки, мелки. Усадите учащихся вокруг воображаемого острова.

Необходимое оборудование

Остров сокровищ

Элементы острова сокровищ: игрушечный водоем в виде небольшого озера, река (голубая лента или шнур), домик (коробка), деревья (кегли или конусы), поле (контур, начерченный с помощью веревки), тропинки (линии, проведенные меом)+бумага, дощечки, цветные мелки (голубой, зеленый, черный, коричневый, красный).

Цель урока

Усвоить понятие «сориентировать карту», дать понятие о форме и символах. Дать дополнительную информацию об иллюстрированных картах. Дать понятие о воображаемых территориях. Проследовать по маршруту и определить местонахождение. Научить двигаться по маршруту. Дальнейшее усвоение понятий: Карта, сориентировать карту, маршрут

Остров сокровищ

2. С помощью мела или веревки контуры острова. По мере выявления на острове различных объектов учащиеся или их помощники наносят их и.I бумагу. Для этой карты вполне приемлемо сочетание рисунков и символов.
3. Вначале расположите крупные объекты: озеро (емкость с водой) и реку (голубую ленту, ведущую к озеру), поставьте какую-нибудь коробку, изображающую дом, горшок с цветами может символизировать дерево, вместо башни установите стул. На оставшемся свободном пространстве можно изобразить поле.

Оокровища

4. История приключения и дальнейшие действия. После кораблекрушения затонул сундук с сокровищами. Перед тем как спастись, моряки составили карту острова с тем, чтобы впоследствии найти затонувшие богатства. Группа учащихся представляет собой моряков, потерпевших кораблекрушение.
Спросите, где бы они хотели захоронить сокровища. Отметьте это место какой-либо буквой (с).
Сейчас, спустя годы, моряки возвращаются на остров, чтобы отыскать сокровища с того места, на котором вы сидите. Отметьте это место стрелкой на карте.
5. «Какой маршрут вы выберете, чтобы достичь места, где находятся сокровища?» Учитель демонстрирует этот маршрут. Начертите план маршрута, глядя на модель, затем перенесите его на карту с помощью пальца или какого-либо другого указателя. Учащиеся обсуждают маршрут, который предстоит пройти, определяя объекты, мимо которых они проследуют, и показывая их на модели или на карте.
6. Если территория острова довольно обширна, учащиеся могут проследовать по маршруту, переходя от одного объекта к другому, пока не достигнут места, где спрятаны сокровища.

Укажите направления север, юг, восток и запад на модели и на картах

7. Укажите направления север, юг, восток и запад на модели и на картах. Используйте эти понятия при описании местонахождения и маршрута. Например, Кей сидит между южным и восточным направлениями острова, дом находится на севере.
По мере дальнейшего изучения данного примера вам может потребоваться какое-нибудь дополнительное оборудование или помощь специаЗшстов- картографов, к которым можно обратиться за помощью.

Звездное упражнение по ориентированию

Подготовка к занятию

Наметьте на плане 8—10 контрольных пунктов. Пусть некоторые из них будут видимы с места старта, другие находятся вне пределов видимости. Отметьте контрольные пункты на всех картах, включая крупномасштабную, красными кружками. Пронумеруйте каждый кружок. Прикрепите карты к дощечкам. Повесьте призмы и закрепите мелки на контрольных пунктах.

Проведение занятия

1. Выдайте каждому ученику карту на дощечке. Подойдите к месту старта, отмеченному треугольником. Сориентируйте карту и обсудите интересующие вас объекты и символы. Для объяснения правильной установки карты пригодится се увеличенная копия формата АЗ.

Необходимое оборудование

Дощечки размером примерно 20x20 см. Карты школы и игровой площадки. 8—10 небольших контрольных пунктов или цветных лент, 8—10 цветных восковых мелков и веревка. Увеличенная копия карты (размер АЗ) ни дощечке.

Цель урока

Закрепление понятия «ориентирование». Определение месторасположения контрольных пунктов, находящихся вне поля зрения, с помощью крупномасштабной карты. Определение местонахождения. Практическое применение и дальнейшее совершенствование навыков и умений. Использование на практике простейших приемов ориентирования. Принятие решения. Закрепление понятий: Ориентирование, сориентировать карту, призмы.

Определите контрольный пункт. Сориентируйте карту. Ученики вместе с учителем двигаются в направлении этого пункта. Повторите это несколько раз, чтобы убедиться в том, что каждый знает, как правильно сориентировать карту. Используйте четко выраженный объект типа стены, ограды или дороги для привязки карты к местности. Найдите мелки, находящиеся на контрольном пункте.
2. Упражнение по звездному ориентированию. Каждому дается задание найти один контрольный пункт. Нужно дойти до этого пункта, отметить нужный кружок на карте цветным мелком, находящимся в этом пункте, и вернуться к месту старта, встав в очередь за получением задания по поиску следующего пункта.

Упражнение по звездному ориентированию

Перед тем, как отправиться в путь, учащийся сообщает инструктору, к какой контрольной призме он/она направляется.

Если призма находится вне пределов видимости, объясняется, в каком именно месте она расположена.
Продолжайте это упражнение до тех пор, пока не будут закрашены все кружки всеми участниками. Проверьте правильность нанесения цвета в кружке.

Дальнейшие действия

Сейчас некоторые члены из группы учащихся могут самостоятельно обходить контрольные пункты в заданном порядке, отмечая квадратики • в контрольной карточке нужным цветом.

Ориентирование в заданном направлении

Подготовка к занятию

Запланируйте 6—8 контрольных пунктов. Они должны значительно отличаться от пунктов, выбранных для выполнения упражнения предыдущего занятия. Отметьте все контрольные пункты на всех картах красными кружками. Отметьте место старта/финиша треугольниками. Проведите яркую цветную полосу с одного края карты. Совсем не обязательно, чтобы это был Север. Пусть это будет стена, забор или другой объект, служащий отправной точкой для ориентирования карты. Повесьте призмы и закрепите цветные мелки.

Необходимое оборудование

6~8 небольших призм (ими цветных лент) с закрепленными на них цветными мелками. Увеличенная карта школы и игровых площадок формата АЗ. Маленькие карты школы и игровых площадок формата АЗ с контрольными квадратиками с одного края.

Цель урока

Напомнить учащимся, что они должны воспринимать Kapihy, как рисунок (картину). Научить изменять направление на сориентированной карте. Попрактиковаться в определении своего собственного местонахождения относительно ландшафта местности. Ознакомиться с углом как единицей измерения поворота. Закрепить понятия: Держать карту сориентированной, ориентирование, маршрут, ориентировка.

Выполнение упражнения

1. В классной комнате: оцените уровень понимания группой карты игровой площадки и используемых символов. Посмотрите на крупномасштабную карту школы и попросите кого-либо определить отдельные объекты, например, вход в школу, игровую площадку и т. д. Попросите учащихся закрыть глаза и представить себе, каким образом эти объекты отображены на карте, т. е. заставить их воспроизвести эту картину в уме. Так они должны учиться читать карту.

Ориентирование в заданном направлении

2. На улице: начните с треугольника, сориентируйте карту с помощью помеченного ярким цветом края, расположите сориентированную карту перед собой на земле.
Найдите на карте контрольный пункт № I.
Это первый контрольный пункт. Передвигайтесь по сориентированной карте до тех пор, пока вы смотрите в направлении контрольного пункта, каким он виден со старта. Поднимите карту с земли. Она сориентирована. Сейчас вы смотрите в направлении маршрута, по которому необходимо двигаться. Показывайте весь процесс четко.
3. Все направляются к контрольному пункту № 1. Не используйте цветной мелок. На каждом контрольном пункте проделайте следующее:
Сориентируйте карту (если удобнее, расположив ее на земле).
Найдите на карте следующий контрольный пункт. Какой он?
Поворачивайте карту до тех пор, пока не выберете правильное направление движения.
Посмотрите вокруг. Вы видите призму? Если нет, то спланируйте маршрут.
Следующий момент способствует развитию навыка принятия правильного решения:
Поразмышляйте и решите, в каком направлении двигаться.
Дайте возможность членам группы самостоятельно передвигаться по дистанции. Во время этого они должны помечать контрольные квадраты цветными мелками. Отправляйте каждого по очереди после того, как предыдущий покинул первую контрольную метку.
4. После того, как каждый участник посетит все контрольные пункты в правильном порядке их расположения, пошлите их по дистанции снова. На этот раз им нужно будет закрасить кружки на карте. После этого вы определите, кто нуждается в дополнительной помощи и большем внимании с вашей стороны.

Поразмышляйте и решите, в каком направлении двигаться

Звездное ориентирование

Подготовка к занятию

Упражнение похоже на предыдущие. Используется карта большей площади с контрольными пунктами, расположенными далеко от старта. Развесьте 8—10 призм на каких-либо определенных объектах игровой площадки, школьного двора или парка. Составьте контрольную карту и спланируйте маршрут, включающий в себя все контрольные пункты.

Необходимое оборудование

Небольшие призмы с номерами и буквами-кодами. Красные цветные мелки! ручки. Карты игровой площадки. Карандаши.

Цель урока

Знакомство с новой картой. Закрепление знаний по ориентированию карты и 1Ю способности ориентации на местности. Развитие навыков следования карте при прохождении маршрута. Совершенствование навыков и умений на практике.
Закрепление следующих терминов: Контакт с картой, ориентирование карты, звездное ориентирование.

Звездное ориентирование

Практическое занятие

Возьмите карту и отправьтесь с группой на прогулку. Каждый ученик должен иметь свою собственную карту. Убедитесь в том, что все карты правильно сориентированы и что каждый может определить и показать свое местонахождение на карте во время любой остановки. Обычно ориентировщики сгибают карту и держат палец в том месте, где они находятся. Это один из контактов, который должен быть установлен между человеком и картой.
Во время прогулки указывайте на объекты и задавайте вопросы относительно деталей карты и местности. Делайте это не торопясь, с тем, чтобы каждому в любой момент было ясно место расположения этих объектов на карте. Дорога во время прогулки должна проходить мимо призм, развешенных на различных объектах, отмеченных на карте, причем объект должен быть как можно более детализирован, например, «угол забора», а не просто «забор».

Звездное ориентирование Практическое занятие

Около каждой призмы ученик или его помощник чертит круг на карте в правильном месте. Проверьте, что это сделано верно. Пронумеруйте кружки.

Звездное ориентирование

Это одно из самых лучших упражнений по ориентированию для обучения группы людей с разными возможностями и разным уровнем подготовки. Отдельные лица следуют своим собственным путем, а инструктор взаимодействует со всей группой.

Практическое занятие Звездное ориентирование

После определения контрольного пункта каждый возвращается на старт (треугольник).
Пронумеруйте участников в соответствии с номером контрольного пункта, который ему предстоит отыскать первым, например, участник под номером 6 должен достичь в первую очередь контрольный пункт № 6.
Особо подчеркните тот факт, что, определив контрольный пункт и запомнив его букву-код, нужно вернуться на место старта. Букву-код необходимо записать для проверки после возвращения к месту старта.
Каждый раз после возвращения на старт нужно сориентировать карту прежде, чем отправиться к следующей контрольной метке. Инструктор помогает всем, кто не может сделать это самостоятельно.

После возвращения на старт нужно сориентировать карту

После знакомства с основами ориентирования в домашней обстановке, возможно, некоторые из вас захотят расширить горизонты своих знаний. Участие в более серьезных мероприятиях позволит вам стать полноправным членом сообщества ориентировщиков, однако чтобы сделать дальнейший шаг, вам, несомненно, понадобится помощь. В следующей главе мы расскажем вам, в чем эта помощь заключается и каких результатов позволит достичь.

Назад Оглавление Далее