Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт Инваспорт

Введение

В последние десятилетия особое внимание специалистов уделяется проблеме социальной и физической реабилитации инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания с целью восстановления здоровья и возвращения инвалидов в общество, приобщения их к общественно-полезному труду.
По данным Всемирной организации здравоохранения, “каждый десятый житель земли является инвалидом; ежегодно 20 млн. человек получают увечья; ежегодно 10 млн. человек получают ранения в результате транспортных происшествий”. Из общего числа лиц с различными видами травм 4% составляют инвалиды с повреждениями позвоночника и спинного мозга. Стойкость соматических и вегетативных нейрогенных расстройств является причиной инвалидности большинства (80—95%) из них. Лица с неполным нарушением проводимости спинного мозга (они составляют весьма незначительную часть) признаются инвалидами II (8%) и реже III (2%) групп. Полное восстановление трудоспособности и возвращение к прежней профессиональной деятельности наблюдается исключительно редко (менее 1%) (О. Г. Коган, 1975). В связи с этим проблема реабилитации инвалидов с нарушениями функций спинного мозга приобретает особую остроту.
Многолетняя практика работы отечественных и зарубежных специалистов с инвалидами показывает, что наиболее действенным методом реабилитации данного контингента является реабилитация средствами физической культуры и спорта. Систематические занятия не только повышают адаптацию инвалидов к изменившимся жизненным условиям, расширяют их функциональные возможности, помогая оздоровлению организма, но и способствуют выработке координации в деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и выделительной систем, благоприятно воздействуют на психику инвалидов, мобилизуют их волю, возвращают людям чувство социальной полноценности.
В связи с этим перед советской системой физической культуры стоит чрезвычайно важная задача по научному обоснованию системы физического воспитания инвалидов, способной обеспечить, в комплексе с другими методами, их профессиональную и социальную реабилитацию. Эффективная методика локального применения унифицированных физических нагрузок позволит также ускорить процесс восстановления фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, необходимых в сфере бытовой деятельности инвалидов.
Для успешного достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.
Общие: укрепление здоровья, улучшение физического развития, совершенствование двигательных способностей, увеличение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды, формирование устойчивого желания и осознанного отношения к выполнению физических упражнений;
Коррекционные: нормализация двигательной активности заключается в восстановлении мышечной силы, предупреждении развития атрофии мышц, профилактике и лечении спастичности мышц, контрактур и деформаций костно-суставного аппарата, выработке способности самостоятельного передвижения и навыков бытового самообслуживания; нормализации нарушенного обмена веществ и дыхания, установлении контролируемых актов дефекации и мочеиспускания;
Специальные: создание стройной системы оптимумов объема и режима двигательной активности, способствующей развитию компенсаторных механизмов в организме инвалидов, восстановлению способности к манипулятивным действиям, включающей вопросы бытового и профессионального обучения и переобучения, необходимости и возможности социально полезной трудовой деятельности и сохранения семьи при наличии стойкого ограничения способности самостоятельного передвижения; разработка нормативных требований, позволяющих оценить уровень развития двигательных способностей инвалидов, форм, методов и средств организации занятий физическими упражнениями, а также примерного содержания и требований к проведению этих занятий с учетом индивидуальных способностей инвалидов, уровня и степени поражения спинного мозга и нарушения двигательной активности.
Решение данных задач возможно при соблюдении следующих условий, являющихся гарантом социальной реализации личности инвалида: положительный результат лечебной реабилитации, подготовка семьи к восприятию инвалида в своем кругу, упразднение конструктивных преград в жилище и на месте работы и др.

Назад Оглавление Далее