aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

5. Организация тренировочного процесса

Тренировочные занятия по видам спорта в физкультурно-оздоровительном клубе проводятся в соответствии с годовым планом. Годовой объем работы составляет 52 недели и распределяется на 46 недель тренировочных занятий непосредственно в условиях клуба и дополнительно 6 недель - в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха. Тренировочный год начинается 1 сентября и заканчивается, как правило, в июле.
Основными формами тренировочного процесса являются:
• групповые тренировочные и теоретические занятия;
• работа по индивидуальным планам (на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства);
• медико-восстановительные мероприятия;
• тестирование и медицинский контроль;
• участие в соревнованиях, матчевых встречах, учебно-тренировочных сборах;
• инструкторская и судейская практика.
Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией клуба по предоставлению тренером-преподавателем предложений в целях установления более благоприятного режима тренировок, отдыха обучающихся, обучения их в образовательных учреждениях с учетом возрастных особенностей детей, режима работы для работающих спортсменов и установленных санитарно-гигиенических норм. Для обеспечения круглогодичности тренировочного процесса, спортивной подготовки и активного отдыха учащихся в период каникул рекомендуется организовывать оздоровительноспортивный лагерь.
Продолжительность одного занятия в группах спортивно-оздоровительной направленности и начальной подготовки не должна превышать двух академических часов, в тренировочных группах - трех академических часов при не менее чем четырехразовых тренировочных занятиях в неделю; в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю - четырех академических часов, а при двухразовых занятиях в день - трех академических часов.

Организационно-методические особенности построения тренировочного процесса со спортсменами, имеющими отклонения в развитии

К основным особенностям работы с детьми-инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья можно отнести следующие:
1. Тренер-преподаватель должен знать основы медицины и психологии, касающиеся заболеваний детей.
2. Необходим специальный инвентарь, оборудование и приспособление помещений, где проходят занятия.
3. Основной задачей занятий является оздоровление.
4. Дети-инвалиды нуждаются в дополнительной страховке и помощи, строгом соблюдении правил техники безопасности на воде.
5. Долгосрочность показания спортивных результатов.
В учреждении особое внимание уделяется спортивно-оздоровительному этапу с перспективой спортивной специализации и перевода на этап начальной подготовки.
В спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки организационные мероприятия перед тренировочными занятиями (проход через контроль, переодевание, душ) занимают не менее 15 мин. Продолжительность одного занятия на суше составляет от 30 мин (первый год обучения) до 45 мин (третий год обучения).
При выборе педагогических средств и методов коррекции недостатков двигательной сферы детей-олигофренов следует учитывать ряд существенных нарушений нейродинамики, которые затрудняют образование новых сложных условно-рефлекторных связей, обеспечивающих произвольные движения. Последовательность упражнений на протяжении занятия зависит от задачи и подчиняется психофизиологическим закономерностям. Так, если занимающимся предстоит овладеть новым двигательным навыком, то знакомить с ним целесообразно в начале основной части занятия, так как это связано со значительным нервным напряжением и требует сосредоточенного внимания. Упражнения на развитие основных физических качеств необходимо распределять на занятии в следующей последовательности: развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости. Упражнения с большой нагрузкой и вызывающие сильные эмоции рекомендуется давать в конце основной части занятия.
Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа при занятиях с детьми с нарушением интеллекта:
1) коррекция и развитие физических качеств;
2) коррекция соматического состояния, обучение приемам саморегуляции организма (дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, приемы самомассажа);
3) коррекция и развитие познавательных процессов (память на двигательные действия, внимание к своим движениям и действиям и т.п.);
4) коррекция эмоционально-волевой сферы.
Занятия со слепыми и слабовидящими детьми необходимо строить с опорой на дидактические принципы, принятые в тифлопедагогике: коррекционная направленность, дифференцированный подход, компенсаторная направленность занятий.
В процессе занятий с детьми с нарушением зрения особое место занимают такие методы обучения, как словесный метод. При описании и повествовании тренер не только сообщает ученикам предлагаемый материал, но и создает живые образы, формирует пространственные представления о предметах и действиях. Тренер должен умело пользоваться своим голосом, всеми его возможностями. Отдаваемые команды должны быть спокойные, уверенные, твердые. На занятиях широко используются звуковые сигналы.
Метод наглядности реализуется посредством осязания: пальцевым, ладонным и кистевым способами. Метод показа, или «контактный» метод - применяют в том случае, если ученик не понял действия со слов тренера или составил о нем неправильное представление.
Контактный метод включает в себя пассивный метод показа и активный. Первый метод означает, что тренер, взяв руки ученика, выполняет движения вместе с ним. При активном методе ученик осязает положение частей тела партнера или тренера при выполнении им какого-либо движения.
Метод мышечно-двигательного чувства. Тренер направляет внимание ученика на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках при выполнении двигательных действий.
Метод звуковой демонстрации помогает тренеру акцентировать внимание ученика на сознательно подчеркнутом звуке, характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполнения упражнения. Метод дистанционного управления предполагает команды тренера ученику с расстояния: «Поверни направо», «Иди вперед» и т.п.
Метод стимулирования двигательной активности. Тренеру необходимо как можно чаще поощрять воспитанников, давать им почувствовать радость движений, помогать им избавляться от чувства страха пространства и т.п.
При реализации принципа спортивно-оздоровительной направленности тренировочные занятия с детьми, имеющими нарушения зрения, следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта зрения и вторичных отклонений в развитии.
2. Системность воздействия с обеспечением определенного индивидуального подбора упражнений и последовательности их применения.
3. Регулярность.
4. Длительность применения и упорное повторение.
5. Нарастание физической нагрузки в течение учебного года.
6. Разнообразие и новизна (10-15% упражнений обновляются, а 8590% - повторяются для закрепления ранее приобретенных умений и навыков).
7. Умеренность воздействия.
8. Цикличность. Чередование выполнения упражнений с отдыхом необходимо для профилактики переутомления, поскольку у слепых детей утомление наступает быстрее, чем у зрячих.
9. Всестороннее воздействие.
10.Учет возрастных особенностей (функциональных, физиологических, состояние мышечного аппарата глаза).
При организации тренировочного процесса с глухими и слабослышащими спортсменами необходимо учитывать, что у этих спортсменов основной дефект сопровождается рядом вторичных отклонений со стороны двигательной сферы, функциональных систем организма, здоровья в целом. Отсутствие слуха, недостаточное развитие речи создают определенные трудности при обучении физическим упражнениям. Поэтому в работе с глухими спортсменами особая роль отводится показу, который необходимо сочетать с доступными для них объяснениями посредством жестовой, тактильной, устной и письменной речи.
Для более детальной проработки основных коррекционных задач при планировании тренировочных занятий с детьми, имеющими детский церебральный паралич, должны быть сформулированы более частные вспомогательные задачи:
- коррекция побочных действий опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.)
- преодоление слабости отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах, профилактика или разработка контрактур;
- нормализация тонуса мышц;
- улучшение мышечно-суставного чувства;
- формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп;
- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
- развитие предметно-манипуляционной деятельности рук;
- развитие зрительно-моторной координации;
- формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости и ориентировки в пространстве;
- формирование различных опорных реакций рук и ног;
- общая релаксация тела и отдельных конечностей.

Назад Оглавление Далее