aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

4. Распределение занимающихся на группы в соответствиис их функциональными классами

Среди занимающихся в ДЮСАШ, физкультурно-оздоровительных и спортивных клубах дети-инвалиды составляют меньшую часть по сравнению с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья (выражение - официально принятое в системе образования; оно относится к детям, которые пока не имеют инвалидности в связи с несовершеннолетием).
Разделение занимающихся на группы в зависимости от степени функциональных возможностей основано прежде всего на принципе возможности спортсменов самостоятельно обслуживать себя или их потребности в посторонней помощи. Чем больше спортсмен зависит от других (например, слепой, спинальник на коляске, или с тяжелым поражением церебральным параличом), тем ближе он к группе I. Четко разделить спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) на три группы, основываясь только на функциональных классах, практически невозможно, так как единая для всех видов спорта классификация на международном уровне имеется только у спортсменов с церебральным параличом. У остальных спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата функциональная классификация в каждом виде спорта своя. Однако имеются общие признаки, по которым спортсменов можно распределить на группы. Эти признаки отражены в описании принципа разделения лиц, занимающихся спортом, на три группы.
Практика показывает, что при организации спортивной подготовки минимальная наполняемость групп и их максимальный количественный состав должны быть меньше, чем у здоровых спортсменов. Особенное внимание уделяется спортсменам группы I, так как во время занятий, начиная со спортивно-оздоровительного этапа подготовки, к ним необходим практически индивидуальный подход (именно на этом этапе подготовки такие спортсмены особенно беспомощны и требуют много внимания).
Наполняемость групп и объем тренировочной нагрузки зависят от этапа спортивной подготовки, продолжительности обучения, а также от глубины нарушения функциональных возможностей, которые имеет каждый спортсмен. Руководителям клуба рекомендуется дифференцированно относиться к распределению спортсменов на группы, в зависимости от их функциональных возможностей, требующихся для занятий определенным видом спорта. В помощь руководителям клубов приводятся табл. 2-4.

Таблица 2

Наполняемость групп и объем тренировочной нагрузки

Наполняемость групп и объем тренировочной нагрузки
Наполняемость групп и объем тренировочной нагрузки

Таблица 3

Рекомендации по распределению спортсменов по группам в соответствии с функциональными классами, установленными международными спортивными организациями инвалидов*

Рекомендации по распределению спортсменов по группам в соответствии с функциональными классами
Рекомендации по распределению спортсменов по группам в соответствии с функциональными классами

Таблица 4

Рекомендации по распределению спортсменов в отдельных видах спорта по группам в соответствии с их функциональными классами

Рекомендации по распределению спортсменов по группам в соответствии с их функциональными классами
Рекомендации по распределению спортсменов в отдельных видах спорта по группам
Рекомендации по распределению по группам
Рекомендации по распределению спортсменов в видах спорта по группам в соответствии с их классами

К группе III могут относиться лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены незначительно, в связи с чем они почти не нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс В3);
- нарушение слуха - слабослышащие;
-умственная отсталость выше 60 IQ (как правило, спортсмены INAS-FID);
- общие заболевания;
- ахондроплазия (карлики);
- детский церебральный паралич (классы С7-С8);
- ампутация или порок развития:
одной или двух нижних конечностей ниже коленного сустава, одной верхней конечности ниже локтевого сустава, одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон);
- контрактура суставов;
-прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе II могут относиться лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются умеренно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
- нарушение зрения (класс В2);
- полная потеря слуха;
- умственная отсталость от 60 до 40 IQ;
- детский церебральный паралич (классы С5-С6);
- ампутация или порок развития:
одной или двух нижних конечностей выше коленного сустава, одной верхней конечности выше локтевого сустава, двух верхних конечностей выше лучезапястного сустава; одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон);
-прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.
К группе I могут относиться лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений либо их сочетание:
- полная потеря зрения (класс В1);
- детский церебральный паралич (классы С1-С4, передвигающиеся в креслах-колясках);
- поражение спинного мозга на шейно-грудном уровне, требующее помощи при управлении креслом-коляской;
- высокая ампутация или порок развития: четырех конечностей,
двух верхних конечностей выше локтя;
- прочие нарушения опорно-двигательного аппарата, ограничивающие функциональные возможности спортсменов в мере, сопоставимой с вышеперечисленными.

Распределение спортсменов на группы по степени функциональных возможностей для занятий определенным видом спорта возлагается на учреждение и осуществляется один раз в год (в начале учебного года). Для определения группы по степени функциональных возможностей спортсмена с поражением опорно-двигательного аппарата приказом учреждения создается комиссия, в которую входят: директор учреждения, старший тренер-преподаватель (или тренер-преподаватель) по адаптивной физической культуре, врач (невролог, травматолог, спортивный врач) или имеющий соответствующую подготовку классификатор.
Комиссия в своей работе может использовать функциональномедицинское описание классов, разработанное международными спортивными организациями инвалидов или спортивными комитетами Международного паралимпийского комитета.
Если у спортсмена уже имеется класс, утвержденный классификационной комиссией субъекта РФ, комиссией спортивной федерации инвалидов общероссийского уровня или международной комиссией, то отнесение спортсмена к группе по степени функциональных возможностей осуществляется на основании имеющегося у него функционального класса.
В случае необходимости объединения в одну учебную группу занимающихся, разных по возрасту, функциональному классу или уровню спортивной подготовленности, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов, разница в уровне спортивной подготовленности не должна превышать двух спортивных разрядов. В игровых видах спорта комплектование учебных групп производится с учетом композиции спортсменов с разными функциональными классами в команде в соответствии с правилами по данному виду спорта. Например, в футболе 7х7 (спортсменов с церебральным параличом) в соответствии с международными правилами в состав команды входят спортсмены классов С5, С6, С7 и (или) С8. В связи с этим учебная группа будет состоять из спортсменов всех четырех классов.

Назад Оглавление Далее