aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

2.3. Требования к структуре и содержанию программ спортивной подготовки

Программа спортивной подготовки состоит из нормативной и методической частей. В структуру программы также должна входить система контроля и зачетные требования.

Нормативная часть программы должна содержать:

- конкретизацию содержания этапов многолетней подготовки спортсменов;
- режимы тренировочной работы;
- медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку;
- предельные тренировочные нагрузки;
- минимальный и предельный объем соревновательной деятельности;
- минимальные требования к спортивному инвентарю и оборудованию;
- требования к количественному и качественному составу групп подготовки;
- объем индивидуальной спортивной подготовки;
- структуру годичного цикла (название и продолжительность периодов, этапов, мезоциклов и т.д.).

Методическая часть программы должна содержать:

- рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;
- рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок;
- планирование спортивных результатов по годам обучения;
- вопросы организации и проведения врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля;
- требования к программному материалу для практических занятий на каждом этапе подготовки;
- требования к планам организации психологической подготовки и воспитательной работы;
- рекомендации по составлению планов применения восстановительных средств на этапах многолетней подготовки спортсменов;
- требования к планам профилактических мероприятий применения допинга в спорте;
- рекомендации по составлению планов инструкторской и судейской практики.
При разработке методической части программы спортивной подготовки необходимо руководствоваться следующими принципами и подходами:
1) Направленность на максимально возможные достижения.
Направленность на максимально возможные (высшие) достижения
реализуется в использовании наиболее эффективных средств и методов подготовки, в постоянном усложнении тренировочного процесса и соревновательной деятельности, оптимизации бытового режима спортсмена, применении специальной системы питания, отдыха и восстановления.
2) Программно-целевой подход к организации спортивной подготовки.
Данный принцип выражается в прогнозировании спортивного результата и его составляющих, моделировании основных сторон соревновательной деятельности, уровня подготовленности (физической, технической, тактической, психической, теоретической), структуры тренировочного и соревновательного процесса в различных циклах, составлении конкретных программ подготовки на различных этапах и их реализации, внесении коррекций, обеспечивающих достижение конечной целевой установки - победы на определенных соревнованиях, достижении конкретного спортивного результата.
3) Индивидуализация спортивной подготовки.
Процесс спортивной подготовки должен строиться с учетом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена, его пола, возраста, квалификации.
4) Единство общей и специальной подготовки.
На основе общей базовой подготовки, заложенной на начальных этапах многолетней подготовки спортсмена, должно происходить увеличение доли специализированных упражнений в общем объеме тренировочных средств.
5) Непрерывность и цикличность процесса подготовки.
Спортивная подготовка строится как круглогодичный и многолетний взаимосвязанный процесс. Цикличность спортивной подготовки проявляется в необходимости систематического повторения элементов тренировочного процесса и одновременного изменения их содержания в соответствии с закономерностями тренировочного процесса.
6) Возрастание нагрузок.
Правильное использование нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсмена основывается на принципе их возрастания, где объемы и способы (постепенность, скачкообразность, ступенчатость, волнообразность) возрастания нагрузок определяются в зависимости от этапа подготовки, возраста и квалификации спортсмена.
7) Взаимосвязанность спортивной подготовки и соревновательной деятельности.
Рациональное построение процесса подготовки спортсмена предполагает его строгую направленность на формирование оптимальной структуры соревновательной деятельности, обеспечивающей эффективное выступление спортсмена на соревнованиях соответствующего уровня.
Система контроля и зачетные требования должны включать:
- конкретизацию критериев подготовленности спортсменов на каждом этапе спортивной подготовки;
- виды контроля общей и специальной физической, спортивнотехнической и тактической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля;
- комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовленности спортсменов, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования.

Назад Оглавление Далее