Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт Инваспорт

Международные документы по физкультуре и спорту для лиц. Приложение 1

Основные документы о физкультуре и спорте для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Современный спорт для лиц с ограниченными возможностями здоровья развивается в трех главных направлениях: массовый рекреационный спорт (физическая культура), спорт высших достижений и спорт профессиональный. Каждое из направлений развития инвалидного спорта имеет, несмотря на общность средств, методов и форм, свою специфическую направленность, обусловленную иерархией целей и конечных продуктов деятельности.

Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов (извлечения)

Цели Всемирной программы действий в отношении инвалидов заключаются в содействии эффективным мерам по предотвращению инвалидности, восстановлению трудоспособности и достижению целей равенства и полного участия инвалидов в общественной жизни и развитии. Сами инвалиды должны иметь значительное влияние при определении эффективности политики, программ и служб для инвалидов. Государства - члены ООН обязаны предоставлять услуги по восстановлению трудоспособности, обеспечивая помощь в социальной области, в области питания, медицины, образования, профессиональной подготовки и в обеспечении инвалидов техническими средствами; создать или мобилизовать соответствующие государственные и частные организации для инвалидов; поддерживать создание и рост организаций инвалидов; готовить соответствующую информацию по вопросам Всемирной программы действий и распространять ее среди всех слоев населения, включая инвалидов и их семьи.
Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства - члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности. Государства - члены должны обеспечить, чтобы социальные работники, наряду со специальными знаниями и подготовкой, получали всеобъемлющую информацию о потребностях инвалидов в социальной области, области питания, медицинского обслуживания, образования и профессиональной подготовки.
Работники этого профиля, имея соответствующую подготовку и руководящие указания сверху, могут оказывать большую часть необходимых инвалидам услуг и могут являться ценным резервом, позволяющим решить проблемы нехватки персонала. Их подготовка должна включать соответствующую информацию о противозачаточных средствах и планировании семьи. Добровольцы также могут оказать очень полезную помощь и другое содействие.
Больший упор следует делать на расширение знаний, возможностей и ответственности лиц, занимающихся вопросами предоставления услуг, которые работают в общинах в соответствующих областях; к ним относятся учителя, работники социальной сферы, профессиональные младшие медработники, администраторы, сотрудники государственных плановых органов, руководители общин, духовные лица и работники служб консультации по вопросам семьи.
Лица, привлекаемые к программам обслуживания инвалидов, должны быть подготовлены к пониманию причин и значимости достижения, стимулирования и обеспечения полного участия инвалидов и их семей в решении вопросов, касающихся ухода, лечения, восстановления трудоспособности и последующих мероприятий, связанных с налаживанием жизни и трудоустройством инвалидов.
Государствам - членам следует поощрять всеобъемлющие программы информирования общественности о правах, вкладе и неудовлетворенных потребностях инвалидов так, чтобы об этом знали все, кого это касается, а также их семьи, и чтобы информация о положении инвалидов доходила до широкой общественности. В этой связи особое внимание должно быть уделено изменению отношения.
В консультации с организациями инвалидов необходимо разработать руководства, чтобы поощрять средства массовой информации к сочувственному и правильному изображению, справедливому представлению и освещению проблем инвалидности и инвалидов по радио, телевидению, в кино, фотоматериалах и в печати. Одним из основных элементов таких руководств является то, что сами инвалиды должны иметь возможность изложить свои проблемы общественности и предложить пути их решения. Следует поощрять включение информации о реальных проблемах инвалидности в программы подготовки журналистов.
Целевой фонд, созданный Генеральной Ассамблеей для Международного года инвалидов, должен быть использован в целях удовлетворения запросов об оказании помощи со стороны развивающихся стран и организаций инвалидов и осуществления Всемирной программы действий.
В целом имеется необходимость увеличить объем ресурсов, предоставляемых развивающимся странам для осуществления целей Всемирной программы действий. Поэтому Генеральный секретарь может изучить новые пути и средства сбора средств и принять необходимые последующие меры для мобилизации ресурсов. Следует поощрять добровольные взносы от правительств и частных источников.
Административному комитету по координации следует рассмотреть последствия Всемирной программы действий для организаций в рамках системы Организации Объединенных Наций и использовать существующие механизмы для обеспечения постоянной связи и координации политики и действий, включая общий подход к техническому сотрудничеству.
Рассматривая статус инвалидов в области прав человека, следует уделить первостепенное внимание использованию пактов Организации Объединенных Наций и других документов, а также документов других международных организаций системы Организации Объединенных Наций, защищающих права всех людей. Этот принцип находится в соответствии с темой Международного года инвалидов - «Полное участие и равенство».
Специализированным учреждениям, вместе со своими полномочиями и секторальными задачами на основании запросов от правительств следует уделять еще больше внимания усилиям, направленным на оказание помощи в удовлетворении потребностей инвалидов путем использования предоставляемых им возможностей через процесс составления программ по отдельным странам и создание региональных, межрегиональных и глобальных проектов, а также путем использования, по возможности, своих собственных ресурсов; МОТ - восстановление профессиональной трудоспособности инвалидов и техника безопасности труда, а также здоровье; ЮНЕСКО - образование детей - инвалидов и взрослых инвалидов; ВОЗ - предупреждение инвалидности и восстановление трудоспособности медицинскими средствами; ФАО - улучшение качества продуктов питания.
Учитывая недостаточные имеющиеся знания о месте инвалидов в рамках различных культур, которые в свою очередь определяют отношение и структуру поведения, необходимо провести исследования, сконцентрированные на социально-культурных аспектах, касающихся инвалидности. Это обеспечит более глубокое понимание взаимоотношений между неинвалидами и инвалидами в рамках культуры различных обществ. Результаты таких исследований дадут возможность для предложения подходов, соответствующих реальностям окружающей человека среды. Кроме того, следует предпринять усилия по разработке социальных показателей, касающихся образования инвалидов, с целью анализа связанных с этим проблем и соответствующего планирования программ.
Как для развивающихся, так и для развитых стран большую ценность представляет исследование в следующих областях:
a) клинические исследования содержания явлений, предшествующих инвалидности; оценка индивидуальных функциональных возможностей с точки зрения медицинских, психологических и социальных аспектов, оценка программы восстановления трудоспособности, включая аспекты информации;
b) исследования, касающиеся распространенности инвалидности, функциональных ограничений инвалидов, условий их жизни и проблем, с которыми они сталкиваются;
c) исследования в области здравоохранения и социального обслуживания, включая анализ эффективности и затрат различных мероприятий по восстановлению трудоспособности и по уходу за инвалидами, поиску путей максимального повышения эффективности программ и альтернативных подходов. Для развивающихся стран особый интерес представляли бы исследования по вопросам ухода за инвалидами в рамках общины, причем проведение и оценка экспериментов и комплексных демонстрационных программ были бы весьма полезны для всех. Имеется большой объем информации, который можно было бы использовать для проведения вторичного анализа.
Следует поощрять медицинские и социальные научно-исследовательские учреждения в проведении и сборе информации об инвалидах.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были приняты Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на ее сорок восьмой сессии 20 декабря 1993 года (резолюция 48/96). (Извлечения)

Отдых и спорт

Государства примут меры для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом.
1. Государствам следует принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, спортивным залам и т. д. Эти меры должны включать оказание поддержки персоналу, осуществляющему программы по организации отдыха и занятий спортом, в том числе проекты, предусматривающие разработку методики обеспечения доступности, а также по обеспечению участия и разработке информационных и учебных программ.
2. Туристические организации, бюро путешествий, гостиницы, общественные и другие организации, занимающиеся организацией досуга и путешествий, должны оказывать услуги всем без исключения, принимая во внимание при этом особые потребности инвалидов. Для содействия достижению этой цели следует организовать соответствующую подготовку кадров.
3. Следует поощрять спортивные организации расширять возможности для привлечения инвалидов к участию в спортивных мероприятиях. В некоторых случаях для такого участия достаточно лишь обеспечить доступ инвалидов к этим мероприятиям. В других случаях необходимо принимать специальные меры или организовывать специальные игры. Государствам следует поддерживать участие инвалидов в национальных и международных соревнованиях.
4. Инвалидам, участвующим в спортивных мероприятиях, следует обеспечить такие же возможности для обучения и тренировок, как и другим спортсменам.
5. При планировании мероприятий для инвалидов организаторам спортивных мероприятий и проведения досуга следует проводить консультации с организациями инвалидов.

Информация и исследования

Государства берут на себя основную ответственность за сбор и распространение информации об условиях жизни инвалидов и содействуют проведению комплексных исследований по всем аспектам, включая барьеры, затрудняющие жизнь инвалидов.
1. Государствам следует регулярно собирать статистические данные об условиях жизни инвалидов различного пола, а также другую информацию об инвалидах. Сбор таких данных может осуществляться параллельно с проведением национальных переписей населения и обследований домашних хозяйств и, в частности, проводиться в тесном сотрудничестве с университетами, научно - исследовательскими институтами и организациями инвалидов. Эти данные должны включать вопросы о программах и услугах и об их использовании.
2. Государствам следует рассмотреть вопрос о создании банка данных об инвалидах, в которых содержались бы статистические данные об имеющихся службах и программах, а также о различных группах инвалидов. Государства должны учитывать при этом необходимость защиты личной жизни и свободы личности.
3. Государствам следует разрабатывать и оказывать поддержку программам изучения социальных и экономических вопросов, а также вопросов участия, затрагивающих жизнь инвалидов и их семей. Такие исследования должны включать анализ причин, видов и масштабов инвалидности, наличия и эффективности существующих программ и необходимости в развитии и оценке служб и мер по оказанию помощи.
4. Государствам следует разрабатывать и совершенствовать терминологию и критерии, необходимые для проведения национальных обследований, в сотрудничестве с организациями инвалидов.
5. Государствам следует принимать меры для содействия участию инвалидов в сборе и изучении данных. Для проведения подобных исследований правительствам следует, в частности, содействовать набору квалифицированных сотрудников - инвалидов.
6. Государствам следует оказывать поддержку обмену результатами научных исследований и опытом.
7. Государствам следует принимать меры для распространения информации и знаний по вопросам, касающимся инвалидов, среди всех политических и административных органов на национальном, региональном и местном уровнях.

Координация деятельности

Государства несут ответственность за создание и укрепление национальных координационных комитетов или аналогичных органов для использования их в качестве национальных координационных центров по вопросам, касающимся инвалидов.
1. Деятельность национального координационного комитета или аналогичных органов носит постоянный характер и регулируется правовыми нормами и соответствующими административными правилами.
2. Для обеспечения межсекторального и междисциплинарного состава такого комитета крайне желательно, чтобы в нем были представлены частные и государственные организации. К его работе могут привлекаться представители заинтересованных министерств, организаций инвалидов и неправительственных организаций.
3. Организациям инвалидов следует предоставить возможность оказывать значительное влияние на деятельность национальных координационных комитетов, с тем чтобы обеспечить надлежащий учет их нужд.
4. Национальному координационному комитету следует предоставить достаточную автономию и ресурсы, необходимые для выполнения им своих функций, в соответствии с его полномочиями принимать решения. Он должен представлять доклады органам на самом высоком правительственном уровне.

Организации инвалидов

Государствам следует признать право организаций инвалидов представлять инвалидов на национальном, региональном и местном уровнях. Государствам следует также признать консультативную роль организаций инвалидов в принятии решений по вопросам, касающимся инвалидов.
1. Государствам следует экономически и другими способами поощрять и поддерживать создание и укрепление организаций инвалидов, членов их семей и/или лиц, защищающих их интересы. Государствам следует признать, что эти организации играют важную роль в разработке политики по проблемам инвалидности.
2. Государствам следует установить и поддерживать связь с организациями инвалидов и обеспечивать их участие в разработке государственной политики.
3. Организации инвалидов могли бы определять потребности и первоочередные задачи инвалидов, участвовать в планировании, осуществлении и оценке услуг и мер, касающихся жизни инвалидов, способствовать углублению понимания общественностью данной проблемы и выступать с предложениями о внесении изменений.
4. В качестве учреждений самопомощи организации инвалидов обеспечивают и расширяют возможности для приобретения навыков в различных областях, оказания взаимной поддержки и осуществления обмена информацией.
5. Организации инвалидов могли бы осуществлять свои консультативные функции самыми различными средствами, в том числе посредством таких методов, как представительство на постоянной основе в руководящих органах учреждений, финансируемых правительством, участие в работе общественных комиссий и использование своих знаний и опыта в связи с осуществлением различных проектов.
6. Организации инвалидов, предоставляющие консультативные услуги, должны функционировать непрерывно, чтобы расширять и углублять обмен мнениями и информацией между государственными органами и организациями инвалидов.
7. Организации инвалидов должны быть представлены в национальном координационном комитете или аналогичных органах на постоянной основе.
8. Следует расширять и укреплять роль организаций инвалидов на местах, с тем чтобы они оказывали влияние при решении вопросов на общинном уровне.

Подготовка персонала

Государства несут ответственность за обеспечение должной подготовки на всех уровнях персонала, который участвует в разработке и осуществлении программ и предоставлении услуг, касающихся инвалидов.
1. Государствам следует обеспечить, чтобы все органы, ответственные за предоставление услуг инвалидам, осуществляли должную подготовку своего персонала.
2. При подготовке специалистов по вопросам, касающимся инвалидов, а также при включении в общие учебные программы информации, касающейся инвалидов, следует должным образом осуществлять принцип равенства и полноправного участия.
3. Государствам следует по согласованию с организациями инвалидов разрабатывать учебные программы; инвалидов следует приглашать участвовать в осуществлении учебных программ для персонала в качестве преподавателей, инструкторов или консультантов.
4. Огромное значение, особенно в развивающихся странах, имеет подготовка специалистов для работы в общинах. К этой работе следует привлекать инвалидов, и она должна предусматривать развитие соответствующих ценностей, знаний и методов и выработку у них, их родителей, членов их семей и общины в целом соответствующих навыков, которые они могли бы использовать.

Европейская Хартия «Спорт для всех: инвалиды»

Европейская Хартия «Спорт для всех: инвалиды» была принята Комитетом министров Совета Европы 9 апреля 1992 года. В документе указывается, что в мире имеется свыше 500 миллионов инвалидов как следствие физических, умственных или сенсорных недостатков. Обязанность государств-членов - обеспечить реабилитацию инвалидов, в результате которой достигается их экономическая и социальная интеграция. Подчеркивается, что денежные выплаты инвалидам - это лишь один аспект любой политики в помощь инвалидам.
Ссылаясь на принципы, изложенные в статье 15 Европейской социальной хартии, а именно - право людей с физическими и умственными недостатками на профессиональное обучение, реабилитацию и социальное устройство - участники считают необходимым начинать всеобъемлющий и непрерывный процесс реабилитации очень рано и осуществлять его с помощью квалифицированного персонала последовательно и согласованно.
Принимая во внимание резолюцию АР (84) 3 о последовательной политике реабилитации инвалидов, заключительное заявление специальной Конференции министров, ответственных за политику в отношении инвалидов (Париж, 7-8 ноября 1991 года), Хартия рекомендует правительствам государств-членов:
соблюдать принципы и меры, предлагаемые в приложении к настоящей рекомендации при разработке программ реабилитации инвалидов;
обеспечить широкое распространение настоящей рекомендации среди населения и частных организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов;
проводить периодический обзор результатов в форме нового отчета о законодательных мерах по реабилитации инвалидов, включив в него примеры конкретных достижений.
Далее, интеграция инвалидов - это задача не только государства, но и общества в целом и всех его членов, представителей и учреждений. Забота об инвалидах должна быть обязанностью не только семьи, друзей и соседей, но и всех членов общества, которые должны помнить о всех формах нетерпимости и которые должны осознавать, что они тоже обязаны сделать для инвалидов возможным «как можно более нормальное» участие в жизни.
Чем более общепризнанна необходимость интеграции инвалидов в общую и нормальную жизнь общества, тем лучше внешнюю помощь - обычно государственных органов - можно сосредоточить в областях, в которых «автоматическое» участие инвалидов еще невозможно. Социальное обеспечение и другие виды помощи не в состоянии заменить, а только могут способствовать интеграции в общество людей, которые являются или могут стать инвалидами. В случае быстрой интеграции в результате усилий граждан и общества сокращается также объем «необходимой помощи». Однако важно обеспечить наличие достаточных финансовых ресурсов для преодоления более трудного, чем у нормальных, людей положения инвалидов.
Социальное законодательство остается тем не менее главным средством организации и поддержки самопомощи либо организации и поощрения процессов реабилитации и интеграции. Кроме того, чем успешнее проходят интеграция и независимая жизнь инвалидов в обществе, тем больше необходимость:
координации на общегосударственном, региональном, местном и индивидуальном уровне всех усилий соответствующих структур, имеющих компетенцию в этой сфере, и информации инвалидов, их семей и всех учреждений, задействованных в интеграции, в том числе рекомендаций о том, как лучше воспользоваться имеющимися средствами обслуживания и помощи.

Декларация о правах умственно отсталых лиц

от 20 декабря 1971 г. (принята Генеральной Ассамблеей ООН)
Генеральная Ассамблея,
сознавая обязательство, взятое на себя государствами-членами Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях,
вновь подтверждая веру в права человека и основные свободы, а также в принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе,
ссылаясь на принципы Всеобщей декларации прав человека, международных пактов о правах человека, Декларации прав ребенка и на нормы социального прогресса, уже провозглашенные в конституционных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций,
подчеркивая, что в Декларации социального прогресса и развития провозглашается необходимость защиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей, страдающих физическими и умственными недостатками,
учитывая необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможностей включению их в обычную жизнь общества,
сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут приложить лишь ограниченные усилия в этих целях, провозглашает настоящую Декларацию о правах умственно отсталых лиц и просит принять меры в национальном и международном плане, с тем чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:
1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
3. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.
4. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
5. Умственно отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов.
6. Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного преследования в связи с каким-либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития.
7. Если вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.

Декларация о правах умственно отсталых лиц

от 20 декабря 1971 г. (принята Генеральной Ассамблеей ООН)
Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.
В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.

Назад Оглавление Далее