aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт

Классификационный кодекс и международные стандарты

Классификационный кодекс*

Введение

В 2003 г. Правление Международного паралимпийского комитета (IPC) одобрило Классификационную стратегию, в которой рекомендовалась разработка универсального Классификационного кодекса. Задачей Классификационной стратегии является поддержка и координация развития, а также реализация точных, надежных и сфокусированных на спорте классификационных систем. Классификационная стратегия фокусируется на развитии трех основных элементов:
• Классификационный кодекс (Кодекс).
• Международные стандарты, дополняющие Классификационный кодекс.
• Модели лучшей практики.
IPC одобрил Классификационную стратегию, которая внесет свой вклад в спортивные достижения всех спортсменов и видов спорта в паралимпийском движении, обеспечивая беспристрастные соревнования с помощью ясного, прозрачного и справедливого классификационного процесса.
Кодекс признает центральную роль спортсменов в классификации. Кодекс также признает, что спортсмены, вспомогательный персонал и классификаторы должны знать свои права и обязанности, относящиеся к классификации и действовать в соответствии с Кодексом этики IPC (как указано в Руководстве IPC).

1. Руководящая роль IPC

1.1. IPC и паралимпийское движение
1.1.1. IPC - это глобальный руководящий орган паралимпийского движения и, в частности, Паралимпийских игр. Членами IPC являются национальные паралимпийские комитеты (НПК), региональные советы, международные федерации (МФ) и международные организации спорта инвалидов (МОСИ). МФ и МОСИ в Кодексе проходят под общим названием «международные федерации» (см. Приложение 1 Кодекса).
1.1.2. IPC руководит и координирует проведение летних и зимних Паралимпийских игр. IPC выполняет функции международной федерации для ряда видов спорта (см. Приложение 1 Кодекса).
1.2. Классификационный комитет IPC
1.2.1. Классификационный комитет IPC отвечает за рекомендуемую политику, руководство и процедуры в соответствии с Кодексом. Директор IPC по медицине и науке отвечает за управление реализацией положений Кодекса.
Перевод с англ. М.М. Башкировой.

2. Классификация

2.1. Международная классификация в паралимпийском движении
2.1.1. Международная классификация («Классификация» в Кодексе) обеспечивает структуру соревнований. Классификация предпринимается с целью обеспечения спортсмену возможностей соревноваться на равных условиях с другими спортсменами. Она дает уверенность в том, что поражение спортсмена соответствует требованиям вида спорта.
2.1.2. Классификация выполняет две основные функции:
• определение пригодности спортсмена для участия в соревнованиях;
• группирование спортсменов для участия в соревнованиях.
2.2. Классификационный кодекс
2.2.1. Кодекс определяет политику и методики, общие для всех видов спорта, и устанавливает принципы, которые должны применяться во всех видах спорта в паралимпийском движении.
2.2.2. Каждая МФ должна иметь свои собственные Классификационные правила, соответствующие Кодексу. Кодекс достаточно специфичен: будучи гармоничным в классификационных вопросах, требующих стандартизации, он в то же время имеет общий характер в других областях, что позволяет достичь гибкости в реализации оговоренных принципов.
2.2.3. Кодекс должен применяться во всех видах спорта паралимпийского движения и в Паралимпийских играх. Все соревнования должны проводиться в соответствии с Кодексом.
2.2.4. Кодекс устанавливает политику Классификации, а именно в отношении:
• обеспечения подотчетности и принципов честной игры;
• защиты прав спортсменов и классификаторов;
• оценки возможностей спортсменов для участия в соревнованиях;
• определения спортивных классов и статуса спортивных классов;
• протестов и апелляций.
2.2.5. IPC требует, чтобы условием членства являлись разработка и реализация МФ Классификационных правил в соответствии с Кодексом, а также соблюдение Кодекса НПК участвующими в паралимпийском движении.
2.3. Международные стандарты
2.3.1. Кодекс дополняется Международными стандартами, обеспечивающими выполнение технических и оперативных требований для классификации. Международные стандарты относятся к:
• оценке возможностей спортсменов для участия в соревнованиях;
• протестам и апелляциям;
• обучению классификаторов и выдаче им сертификатов.
2.3.2. Соблюдение Международных стандартов обязательно для реализации Кодекса.
2.4. Модели лучшей практики
2.4.1. Модели лучшей практики являются примером совершенства в области классификации. Соответствие моделям лучшей практики не является обязательным условием, хотя принявшие Кодекс стороны призываются к использованию полностью или частично опыта моделей лучшей практики.
2.5. Классификационные правила
2.5.1. Классификационные правила должны включать положения, относящиеся к:
• тестированию возможностей спортсменов для участия в соревнованиях;
• определению пригодности спортсменов для участия в соревнованиях;
• определению спортивного класса и статуса спортивного класса;
• протестам и апелляциям.
2.5.2. Классификационные правила входят в свод правил того вида спорта, в котором проводится классификация. Все участники соревнований принимают эти правила как условие участия.
2.6. Классификационный «Мастер-лист»
2.6.1. Чтобы способствовать процессу классификации МФ должны создавать классификационный «Мастер-лист» спортсменов, содержащий как минимум имя спортсмена, страну, спортивный класс и статус спортивного класса. Классификационный «Мастер-лист» должен включать спортсменов, участвующих в международных соревнованиях.
2.6.2. МФ должны сделать доступным свой классификационный «Мастерлист» для соответствующих национальных федераций и НПК.

3. Классификационный персонал

3.1. Классификатор
3.1.1. Классификатор - это человек, наделенный МФ полномочиями в качестве члена группы классификаторов оценивать возможности спортсменов для участия в соревнованиях. Права и обязанности классификатора определены в Международном стандарте по подготовке классификатора и выдаче сертификата.
3.1.2. Классификатор должен быть подготовлен и сертифицирован МФ в соответствии с Международным стандартом по подготовке классификатора и выдаче сертификата.
3.2. Классификационные должности
МФ должна утвердить следующие должности:
3.2.1. Руководитель классификации
Руководитель классификации - это классификатор, отвечающий за руководство, управление, координацию и реализацию классификации в МФ.
3.2.2. Старший классификатор
Старший классификатор отвечает за руководство, управление, координацию и реализацию классификации на определенном соревновании.
3.3. Группа классификаторов
3.3.1. Группа классификаторов назначается МФ на конкретное соревнование для определения спортивного класса и статуса спортивного класса, которое выполняется в соответствии с Классификационными правилами, утвержденными данной МФ.
3.3.2. Международная группа классификаторов должна включать минимум двух классификаторов, если только МФ не требует включения в нее большего количества классификаторов.
3.3.3. Во время соревнований члены группы классификаторов не должны выполнять другие официальные функции, не связанные с классификацией.
3.4. Кодекс поведения
3.4.1. Каждая МФ должна требовать, чтобы все классификаторы следовали Кодексу поведения, включенному в Международный стандарт по подготовке классификаторов и выдаче сертификатов.

4. Тестирование спортсмена

4.1. Тестирование спортсмена - это процесс, при котором спортсмен обследуется в соответствии с классификационными правилами МФ.
4.2. Каждая МФ должна обеспечить процесс определения спортивного класса и статуса спортивного класса спортсменов в соответствии с Международным стандартом оценки спортсмена. Данное положение должно содержаться в Классификационных правилах каждой МФ.

5. Годность к участию в соревнованиях

5.1. Критерии, определяющие, в каких случаях спортсмен может считаться годным к участию в соревнованиях, должны определяться соответствующей МФ в каждом виде спорта. Каждая МФ должна иметь критерии годности, основывающиеся на специфических задачах, требуемых для принятия участия в соревнованиях по конкретному виду спорта. Как следствие, спортсмен может соответствовать критериям годности в одном виде спорта, но не соответствовать им в другом виде спорта. Годность спортсмена к участию в соревнованиях должна рассматриваться в соответствии с Кодексом и Международным стандартом оценки спортсмена.
5.2. Для того чтобы быть годным к участию в соревнованиях, спортсмен должен иметь поражение, приводящее к постоянному и могущему быть доказанным ограничению активности.
5.3. Поражение должно ограничивать возможность спортсмена соревноваться на равных в спорте высших достижений со спортсменами без инвалидности.
5.4. Если спортсмен имеет ограничение активности, которое не является постоянным и/или не ограничивает возможность спортсмена соревноваться на равных в спорте высших достижений со спортсменами без инвалидности, то он должен считаться непригодным для участия в соревнованиях среди инвалидов.
5.5. Если спортсмен не соответствует критериям годности в определенном виде спорта, то он не допускается к участию в соревнованиях в этом виде спорта.
5.6. Если спортсмен считается непригодным к участию в соревнованиях в соответствии с правилами МФ, то это не ставит под вопрос наличия у него поражения. Это является исключительно результатом применения правил годности спортсмена к участию в соревнованиях в соответствии со спортивными правилами МФ.

6. Определение спортивного класса и статуса спортивного класса

В результате классификационной оценки спортсмена определяется его спортивный класс и статус спортивного класса в соответствии с Международным стандартом оценки спортсмена.
6.1. Спортивный класс
6.1.1. Спортивный класс - это категория, определяемая каждой МФ, к которой спортсмен причисляется в зависимости от ограничения его активности в результате поражения.
6.1.2. Спортсмены распределяются в спортивные классы на основе Классификационных правил каждой МФ.
6.1.3. Непригодность спортсмена для участия в соревнованиях должна рассматриваться как спортивный класс.
6.2. Статус спортивного класса
6.2.1. Статус спортивного класса устанавливается каждому спортсмену для того, чтобы определить требования классификации (см. Международный стандарт по оценке спортсменов) и возможности подачи протеста (см. Международный стандарт по протестам и апелляциям).
6.3. Уведомление спортсмена
6.3.1. Уведомление спортсмена о его спортивном классе и статусе спортивного класса должно происходить в соответствии с Международным стандартом оценки спортсмена.
6.4. Последствия изменений спортивного класса
6.4.1. МФ должна точно определить последствия изменения спортивного класса в отношении результатов, рекордов, рейтинга и полученных медалей.

7. Соревнование в другом спортивном классе

Правила МФ должны устанавливать, если это необходимо, процесс и последствия, определяющие, может или не может спортсмен соревноваться в другом, отличающемся от полученного им, спортивном классе.

8. Протесты и апелляции

8.1. Протест
8.1.1. Протест является процедурой, в ходе которой представляется формальное возражение по поводу установленного спортсмену спортивного класса, которое соответствующим образом рассматривается. Подача и рассмотрение протестов должны проводиться в соответствии с Международным стандартом по протестам и апелляциям.
8.1.2. Каждая МФ должна включить в свои Классификационные правила процедуру протестов, подаваемых как в ходе соревнований, так и вне их.
8.2. Апелляция
8.2.1. Каждая МФ должна включить в свои Классификационные правила процесс подачи и рассмотрения апелляции по разрешению процессуальных вопросов относительно классификации. Процедуры апелляции должны проводиться в соответствии с Международным стандартом по протестам и апелляциям.
8.3. Информация о протестах и апелляциях
8.3.1. Стороны, участвующие в протестах и апелляциях, должны быть проинформированы о состоянии и принятых решениях в отношении протестов и апелляций. Участвующие стороны не должны раскрывать информацию до принятия МФ решения о протесте или апелляции.
8.3.2. Информация о спортсменах, по поводу спортивного класса которых был подан протест и/или апелляция, не должна раскрываться МФ до завершения процесса протеста или апелляции.

9. Неявка спортсмена на классификацию

9.1. Если спортсмен не является на классификационную оценку, то спортивный класс или статус спортивного класса ему не даются, и он не допускается к участию в соревнованиях по данному виду спорта.
9.2. Если старший классификатор удовлетворен разумным объяснением неявки спортсмена на классификацию, то спортсмен может получить второй и последний шанс на прохождение классификации.
9.3. Неявка спортсмена на классификацию подразумевает:
• неявку на классификационную оценку в определенное время и место;
• неявку на классификацию с соответствующим инвентарем/одеждой и/или документацией;
• неявку на классификацию в сопровождении необходимого вспомогательного персонала.

10. Отсутствие сотрудничества во время классификации

10.1. Спортсмен, который, по мнению группы классификаторов, не в состоянии или не желает участвовать в классификации, должен считаться не оказывающим сотрудничество во время процесса классификационной оценки.
10.2. Если спортсмен не оказывает сотрудничество в ходе классификации, то спортивный класс или статус спортивного класса ему не дается, и он не допускается к участию в соответствующем соревновании по соответствующему виду спорта.
10.3. Если старший классификатор удовлетворен разумным объяснением отсутствия сотрудничества спортсмена во время классификации, спортсмену дается второй и последний шанс пройти классификацию и сотрудничать с классификаторами.
10.4. МФ не должна разрешать спортсмену, показавшему отсутствие сотрудничества во время классификации, проходить следующую классификационную оценку ранее, чем через три месяца (или по усмотрению МФ более) с момента даты классификации, на которой этот спортсмен проявил отсутствие сотрудничества.

11. Намеренное введение в заблуждение относительно навыков и/или возможностей

11.1. Спортсмен, который, по мнению группы классификаторов, намеренно вводит их в заблуждение относительно своих навыков и/или возможностей, должен считаться нарушающим Классификационные правила.
11.2. Если спортсмен намеренно вводит классификаторов в заблуждение относительно своих навыков и/или возможностей, то спортивный класс или статус спортивного класса ему не дается, и он не допускается к участию в соревновании по этому виду спорта.
11.3. Кроме того, МФ должна:
• не допускать спортсмена к следующей классификации по этому виду спорта как минимум два года с момента даты классификационной оценки, на которой спортсмен умышленно ввел в заблуждение классификаторов относительно своих навыков и/или возможностей;
• изъять спортивный класс или статус спортивного класса спортсмена из классификационного «Мастер-листа»;
• обозначить спортсмена как «IM» (намеренное введение в заблуждение) в классификационном «Мастер-листе»;
• не допускать спортсмена к дальнейшей классификации по любому другому виду спорта МФ как минимум два года с момента даты классификационной оценки, на которой спортсмен умышленно ввел в заблуждение классификаторов относительно своих навыков и/или возможностей.
11.4. Спортсмен, который повторно вводит в заблуждение классификаторов относительно своих навыков и/или возможностей, пожизненно отстраняется от участия в Паралимпийских играх, и по усмотрению МФ может быть подвергнут также другим санкциям.

12. Последствия для вспомогательного персонала

12.1. МФ должны предусматривать санкции в отношении вспомогательного персонала, содействующего или поощряющего спортсменов к неявке на классификацию, к отсутствию сотрудничества, к намеренному введению в заблуждение классификаторов относительно своих навыков и/или возможностей, а также к нарушению процесса классификации каким-либо другим образом.
12.2. Лица, которые советуют спортсменам намеренно вводить в заблуждение классификаторов относительно своих навыков и/или возможностей, должны подвергаться штрафным санкциям, не менее строгим, чем санкции в отношении спортсменов.
12.3. В этих случаях необходимо докладывать о вспомогательном персонале соответствующим сторонам, что явится важным шагом в предотвращении преднамеренного введения в заблуждение со стороны спортсмена.

13. Опубликование штрафных санкций

13.1. МФ может опубликовать штрафные санкции в отношении спортсмена и вспомогательного персонала, упомянутые в статьях 9 и 12 Кодекса.

14. Последствия для команд

14.1. МФ должны определить в своих правилах последствия для команд, включающих спортсмена, которому не может быть установлен спортивный класс или статус спортивного класса по причине его неявки на классификацию, отсутствия сотрудничества в ходе процесса классификационной оценки и намеренного введения в заблуждение классификаторов относительно своих навыков и/или возможностей.

15. Обучение и исследования

15.1. Обучение и просвещение
15.1.1. МФ должны реализовывать программы обучения и просвещения по вопросам классификации, включающие:
• кодекс;
• международные стандарты;
• действующие Классификационные правила по виду спорта;
• права и обязанности спортсменов.
15.1.2. Подписавшие Кодекс должны координировать свои усилия в развитии и распространении информации по вопросам классификации и обучения классификаторов.
15.2. Исследования в области классификации
15.2.1. Исследования в области классификации должны соответствовать международно признанным этическим стандартам и практике.
15.2.2. МФ должны развивать с помощью исследований классификационные системы, основанные на доказательствах.
15.2.3. Классификационные исследования должны быть мультидисциплинарными, например затрагивать вопросы биомеханики, кинезиологии и физиологии.
15.2.4. Поощряется координация исследований в области классификации с помощью IPC. IPC должны представляться копии результатов классификационных исследований.
15.2.5. МФ должны развивать политику и методы, касающиеся поддержки классификационных исследований в своих видах спорта.

16. Роли и ответственность

16.1. Международный паралимпийский комитет (IPC)
В роль и ответственность IPC входят:
16.1.1. Развитие, обеспечение и мониторинг реализации Кодекса, международных стандартов и моделей лучшей практики.
16.1.2. Развитие, обеспечение и реализация правил, соответствующих Кодексу.
16.1.3. Требование ко всем членам IPC, включая МФ и НПК, выполнять Кодекс как условие их членства.
16.1.4. Мониторинг соответствия Кодексу МФ, НПК и организаторами крупных соревнований.
16.1.5. Соответствующие действия по обеспечению подписавшими сторонами соблюдения Кодекса и международных стандартов, включая:
• распространение, реализацию, поиск средств и координацию обучения по вопросам классификации и исследований;
• принятие и реализацию соответствующих Кодексу Классификационных правил для проведения Паралимпийских игр;
• удержание части или всех затрат МФ и НПК;
• приостановка членства и права участия в Паралимпийских играх организаций, не выполняющих Кодекс.
16.2. Международные федерации (МФ)
В роль и ответственность МФ входит:
16.2.1. Развитие, реализация и регулярная ревизия Классификационных правил, включая критерии годности, в соответствии с Кодексом.
16.2.2. Развитие и обеспечение политики соответствия Кодексу для своих членов, а также установление процедур относительно несоблюдения Кодекса.
16.2.3. Способствование обучению и исследованиям в области Классификации.
16.2.4. Рекомендация национальным федерациям, чтобы Классификационные правила соответствовали положениям Кодекса, как условие их членства.
16.3. Национальные паралимпийские комитеты (НПК)
Роль и ответственность НПК включают:
16.3.2. Обеспечение соответствия Кодексу их Классификационных правил.
16.3.2. Развитие и обеспечение политики соответствия Кодексу для своих членов, а также установление процедур относительно несоблюдения Кодекса.
16.3.3. Способствование развитию национальной классификационной стратегии, включая обучение.
16.3.4. Национальным федерациям рекомендуется, чтобы индивидуальные национальные Классификационные правила федерации соответствовали Кодексу.
16.4. Организаторы крупных соревнований
Роль и ответственность организаторов крупных соревнований включает:
16.4.1. Обеспечение на соревнованиях процедур классификации, соответствующих Кодексу.
16.4.2. Принятие соответствующих действий по обеспечению соблюдения Кодекса.

17. Принятие, реализация, соответствие и модификации

17.1. Принятие Кодекса и международных стандартов
17.1.1. Определение «Подписавшие» относится к сторонам, принявшим Кодекс и подписавшим соответствующую декларацию после ее одобрения соответствующими руководящими органами: IPC, МФ и НПК.
17.1.2. Организаторы крупных соревнований и другие спортивные организации, не относящиеся к «Подписавшим», могут после приглашения IPC также одобрить Кодекс.
17.1.3. IPC должен опубликовать список всех, кто принял Кодекс.
17.2. Реализация Кодекса
17.2.1. Каждый «Подписавший» должен обеспечить реализацию положений Кодекса с помощью соответствующей политики, актов и правил.
17.2.2. При реализации Кодекса одобряется использование «Подписавшим» опыта моделей лучшей практики, рекомендованных IPC.
17.3. Принятие и выполнение крайних сроков
17.3.1. Каждый «Подписавший» должен принять Кодекс, подписав соответствующую декларацию до начала Паралимпийских игр 2008 г. в Пекине или в первый день Игр.
17.3.2. Каждый «Подписавший» должен начать выполнение Кодекса до начала зимних Паралимпийских игр 2010 г. в Ванкувере или в первый день Игр.
17.4. Мониторинг соответствия Кодексу
17.4.1. Для осуществления мониторинга каждый «Подписавший» должен докладывать о соблюдении Кодекса раз в два года и объяснять причину возможных несоответствий. Эти доклады могут быть опубликованы и доступны для общественности.
17.5. Последствия несоответствия Кодексу
17.5.1. Объяснения несоответствия Кодексу могут быть учтены, и в экстраординарных случаях, может быть предоставлено временное продление.
17.5.2. «Подписавший», не соблюдающий Кодекс, должен представить на одобрение Правления IPC план действий с четко установленными сроками и задачами по реализации Кодекса. Несоответствие Кодексу может привести к санкциям, которые могут включать:
• отстранение от участия в Паралимпийских играх и любых других санкционированных IPC мероприятиях.
• приостановление членства в IPC.
17.5.3. При наложении санкций можно апеллировать в Арбитражный суд по спорту (CAS).
17.6. Модификации Кодекса
17.6.1. Правление IPC отвечает за надзор за эволюцией и развитием Кодекса. Спортсмены и «Подписавшие» должны быть приглашены к участию в этом процессе.
17.6.2. Кодекс и Международные стандарты IPC могут пересматриваться на регулярной основе после летних и зимних Паралимпийских игр.
17.6.3. Правление IPC должно инициировать предложения по дополнениям к Кодексу и обеспечить консультативный процесс как по получению, так и по ответам на рекомендации, а также способствовать осуществлению обратной связи со спортсменами, «Подписавшими» и другими сторонами, приглашенными к участию в обсуждении.
17.6.4. После соответствующей консультации дополнения к Кодексу должны быть одобрены большинством в 2/3 Генеральной ассамблеи IPC.
17.6.5. IPC должен обеспечить реализацию дополнений к Кодексу в течение года с момента их одобрения Генеральной ассамблеей IPC.
17.7. Отказ от принятого Кодекса
17.7.1. Любой «Подписавший» может отказаться от принятия им Кодекса, уведомив об этом письменно IPC за шесть месяцев.

18. Интерпретация кодекса

18.1. Официальный текст Кодекса обеспечивается IPC и публикуется на английском языке.
18.2. Кодекс должен рассматриваться как самостоятельный и автономный текст, а не в связи с существующими законодательными актами IPC.
18.3. Заголовки в различных частях и статьях Кодекса используются только для удобства, и не должны быть неотъемлемой частью содержания Кодекса или каким-то образом влиять на положения, к которым они относятся.
18.4. Введение, словарь и международные стандарты должны считаться неотъемлемой частью Кодекса.
18.5. Кодекс не должен применяться ретроспективно к спорным вопросам, возникшим до даты его одобрения членом IPC и его реализации в правилах.

Приложение 1

Руководство Паралимпийского движения
По состоянию на 1 января 2011 г.

Руководство Паралимпийского движения
Руководство Паралимпийского движения

Приложение 2

Словарь терминов, используемых в классификационных документах

Словарь терминов, используемых в классификационных документах
Словарь терминов, используемых в классификационных документах
Словарь терминов, используемых в классификационных документах
Словарь терминов, используемых в классификационных документах
Словарь терминов, используемых в классификационных документах

Назад Оглавление Далее