aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Инваспорт

К вопросу о понятиях в функциональной классификации спортсменов-инвалидов

Поскольку паралимпийский спорт имеет в своей основе реабилитацию, то первые попытки распределения спортсменов-инвалидов на группы во время соревнований основывались на медицинском диагнозе. То есть спортсмены с травмой позвоночника имели свои классы, спортсмены с ампутациями - свои, спортсмены с черепно-мозговой травмой - отдельные классы. Такое деление на классы было одинаковым для всех видов спорта. Кстати, такая система пока сохраняется в спорте слепых и слабовидящих (ИБСА): спортсмены делятся на три класса в следующих паралимпийских видах спорта: плавание, легкая атлетика, лыжные гонки и биатлон, горнолыжный спорт.
Однако со временем стало понятно, что для справедливого разделения спортсменов на классы необходимо учитывать их функциональные возможности в определенном виде спорта.
Так, на Паралимпийских играх, прошедших в октябре 2000 г. в Сиднее (Австралия), спортсмены состязались в пяти группах: лица с ампутациями, прочими двигательными нарушениями (они относились к Международной спортивной организации инвалидов - ISOD), с церебральным параличом (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - CPISRA), с нарушением зрения (Международная спортивная ассоциация слепых - IBSA), с нарушением интеллекта (Международная спортивная ассоциация для лиц с нарушением интеллекта - INAS-FID) и спортсмены на колясках (Международная Стоук Мэндвиллская спортивная федерация колясочников - ISMGF).
В каждой группе спортсмены распределялись по классам в соответствии с их функциональными возможностями, а не категориями инвалидности. Такая функциональная классификация основывается прежде всего на тех способностях спортсмена, которые позволяют ему или ей соревноваться в определенной спортивной дисциплине, а потом уже на медицинских данных. Это означает, что спортсмены, относящиеся к различным нозологическим группам (например, спортсмен с церебральным параличом и спортсмен, имеющий спинномозговую травму) могут оказаться в одном функциональном классе в такой дисциплине, как плавание вольным стилем на 100 м, так как они имеют одинаковые функциональные возможности. Это делается с той целью, чтобы спортсмен мог соревноваться с другими спортсменами, имеющими равные или похожие функциональные возможности.
Иногда, например в соревнованиях в марафонском беге, спортсмены, относящиеся к различным функциональным классам, соревновались вместе. Однако занятые ими места определялись в соответствии с их функциональными классами.

Как происходило распределение спортсменов по функциональным классам

Каждая из пяти вышеназванных международных спортивных организаций совместно с Международными спортивными паралимпийскими федерациями (IPSF) устанавливала свои правила для определения классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы.
Класс, в который определялся спортсмен, мог со временем меняться в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние спортсмена. Поэтому спортсмен на протяжении своей спортивной карьеры проходил через процесс определения класса не один раз.
Например, у каждого спортсмена, прибывшего на Паралимпийские игры, проверялись классификационные документы, и те спортсмены, которые нуждались в переклассификации, приглашались на комиссию, где международные специалисты или подтверждали имеющийся у спортсмена класс или присваивали ему другой.
Во избежание накопления большого количества спортсменов, нуждающихся в классификации, из числа прибывших на Паралимпийские игры, международные федерации совместно с Оргкомитетом Паралимпийских игр старались проклассифицировать более 80% спортсменов до начала Паралимпийских игр.
Далее приводятся определения функциональных классов у спортсменов, выступавших в летних видах спорта, вошедших в программу Паралимпийских игр 2000 г.

Определение функционального класса у спортсменов с нарушением зрения (Международная спортивная ассоциация слепых — IBSA)

В1 - спортсмен этого класса не имеет светочувствительности в одном из глаз (тотальная потеря зрения) или имеет частичную светочувствительность при отсутствии реакции на движение (движение руки на любом расстоянии от глаза).
В2 - спортсмен может видеть движение руки на расстоянии до 2 м (при норме - 60 м).
В3 - спортсмен может видеть движение руки на расстоянии от 2 до 6 м. Поле зрения спортсмена варьирует от 5 до 20 градусов.
Ограниченное поле зрения: если смотреть одним глазом сквозь дверной проем, то можно увидеть лишь столько, сколько в замочную скважину закрытой двери.

Классификация Международной ассоциации спорта и рекреации лиц с церебральным параличом - CPISRA

СР1, СР2, СР3 и СР4 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях используют коляски (за исключением плавания).
СР1 - спортсмен с ограниченными движениями и слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Спортсмен использует коляски с электроприводом или постороннюю помощь при передвижении. Он не в состоянии вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР2 - спортсмен со слабой функциональной силой рук, ног и туловища. Он в состоянии самостоятельно вращать колеса кресла-коляски. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР3 - спортсмен демонстрирует способности к движениям тела при передвижении на коляске, однако наклоны тела вперед при этом ограничены.
СР4 - спортсмен демонстрирует хорошую функциональную силу с минимальными ограничениями или проблемами контроля в руках и туловище. Спортсмен демонстрирует слабое равновесие. Спортсмен соревнуется сидя в коляске.
СР5, СР6, СР7 и СР8 - к этим классам относятся те спортсмены с церебральным параличом, которые на соревнованиях не используют коляски.
СР5 - спортсмен имеет нормальное статическое равновесие, но демонстрирует проблемы в динамическом равновесии. Небольшое отклонение от центра тяжести приводит к потере равновесия.
Спортсмену требуется приспособление для ходьбы, но не обязательно при положении стоя или во время движений в метании (метательные дисциплины в легкой атлетике). Спортсмен может иметь достаточные двигательные возможности для бега по легкоатлетической дорожке.
СР6 - у спортсмена нет способности сохранять неподвижное положение; он демонстрирует непроизвольные циклические движения, и как правило, у него поражены все конечности. Спортсмен может ходить без посторонней помощи. Обычно спортсмен имеет проблемы контроля над руками, а ноги функционируют лучше, чем у спортсмена класса СР5, особенно при беге.
СР7 - спортсмен имеет непроизвольные мышечные спазмы с одной стороны тела. У него имеются хорошие функциональные возможности в доминирующей половине тела. Он может ходить без посторонней помощи, но часто прихрамывает на одну ногу по причине непроизвольных мышечных спазм. При беге хромота может исчезнуть почти полностью. Его сильная сторона тела лучше развита и хорошо выполняет движения при ходьбе и беге. Кисть и рука поражены с одной стороны тела, в то же время с другой стороны тела демонстрируется хорошая подвижность руки.
СР8 - у спортсмена минимальные непроизвольные спазмы в одной из рук, ног или половине тела. Чтобы соревноваться в данном классе, спортсмен должен иметь диагноз «церебральный паралич» или другое, не прогрессирующее поражение головного мозга.

Классификация Международной спортивной федерации для лиц с нарушением интеллекта - INAS-FID

Чтобы быть допущенным к соревнованиям на Паралимпийских играх, спортсмены с нарушением интеллекта должны были соответствовать хотя бы минимальным критериям, которые в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) выражаются следующим образом:
- уровень интеллекта в баллах не превышает 70IQ (усредненный показатель: 100IQ);
- наличие трудностей в овладении обычными навыками (такими как общение, социальные навыки, самообслуживание и т.п.);
- проявление умственной отсталости до достижения возраста 18 лет.

После Паралимпийских игр 2000 года в Сиднее Международный паралимпийский комитет (IPC) решил разработать классификационную стратегию, которая могла бы стать универсальной для всех паралимпийских видов спорта независимо от принадлежности к международным федерациям, а также от категории инвалидности спортсменов. Задача этой стратегии - развитие и реализация точных, надежных и сфокусированных на спорте универсальных классификационных систем.
В 2003 г. руководство Международного паралимпийского комитета одобрило эту стратегию и поручило специалистам в области классификации разработать на ее основе Международный классификационный кодекс.
К началу Паралимпийских летних игр 2008 г. в Пекине такой документ был готов и представлен на рассмотрение и утверждение международных федераций и национальных паралимпийских комитетов. После Игр 2008 года Международный классификационный кодекс был принят всеми международными федерациями и национальными паралимпийскими комитетами к исполнению.
Во исполнение Кодекса все международные федерации, развивающие паралимпийские виды спорта инвалидов, международные федерации спорта инвалидов, а также национальные паралимпийские комитеты в период 2008-2011 гг. должны были привести свои правила по классификации в соответствие с требованиями Кодекса. Это касается в первую очередь процедур тестирования спортсменов, подачи протестов и апелляций, а также подготовки классификаторов.
В соответствии с требованиями Кодекса каждый работник в сфере паралимпийского спорта должен быть знаком с его содержанием, что продиктовано необходимостью наиболее точного определения функциональных классов у спортсменов-инвалидов при проведении спортивных соревнований среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; реальной необходимостью при комплектовании учебных групп с целью эффективной организации реабилитационных, оздоровительных и учебно-тренировочных занятий в специальных коррекционных образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования спортивной направленности.
Для этого мы посвящаем первый раздел книги Международному классификационному кодексу, оригинальный текст которого переведен с английского М.М. Башкировой.
В соответствии с требованиями Международного классификационного кодекса Паралимпийский комитет России создал Комиссию по функциональной классификации спортсменов, которая организует и проводит конференции, семинары и мастер-классы по классификации спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата в отдельных видах спорта с приглашением ведущих зарубежных классификаторов. Вторая задача комиссии - организация процедур классификации спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата во время чемпионатов России по заявкам федераций и старших тренеров сборных команд России. Третья задача - оказание помощи спортсменам в оформлении заявок на международную классификацию и пересмотр класса в отдельных видах спорта. С 2011 г. комиссия начала работу по проведению семинаров по классификации спортсменов с нарушением интеллекта.

Назад Оглавление Далее