Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

7. Восстановление навыков самообслуживания

Перед человеком, перенесшим тяжелое заболевание или травму головного мозга, встает вопрос, как вернуться домой, появиться на улице, приняться за работу, возвратиться ко всему, что он раньше так любил.
Однако восстановление возможностей больного начинается с самых простых навыков – таких, как одевание и раздевание, прием пищи, осуществление гигиенических процедур.
Помощь членов семьи может существенно ускорить восстановление навыков самообслуживания больного.
При оказании такой помощи члены семьи должны консультироваться со специалистами. Существуют также принципы восстановительного обучения больного, о которых членам семьи важно помнить.

Советы родственникам больного, помогающим ему в восстановлении навыков самообслуживания:
1. Все проблемы обсуждаются вместе с самим больным.
3. Помощник берет в свою руку пальцы больного и оказывает на них равномерное давление, но рука помощника не контактирует с предметом.
5. Помощник направляет движения всего тела больного.
6. Перед тем, как переместить одну половину тела, помощник стабилизирует другую половину.

Ниже приведены описания приемов оказания помощи больному при осуществлении им навыков повседневной активности (по: J.Vantieghem, 1991).

7.1. Открывание крана

  1. Больной сидит на стуле или табуретке, отворачивает (а затем заворачивает) кран, контролируя температуру воды здоровой рукой.
  2. Помощник контролирует обе руки пациента.

Внимание! Раковина умывальника, которым пользуется больной с параличом руки и ноги после инсульта, должна располагаться ниже, чем обычно, либо же больной должен использовать стул с высоким сидением.

7.2. Чистка зубов, причесывание, бритье, макияж

  1. Больной: убеждается в своей устойчивости; по возможности выполняет соответствующие процедуры обеими руками.
  2. Помощник контролирует сохранение больным равновесия, при необходимости направляет парализованную руку больного. Важно делать короткие паузы для восстановления больным равновесия.

7.3. Умывание при помощи здоровой рука

  1. Больной: поддерживает равновесие в положении сидя (оптимальной позой для сохранения равновесия в положении сидя является такая, при которой туловище слегка наклонено вперед, а парализованное плечо вытянуто); помещает парализованную руку на раковину; моет руку, лицо.
  2. Помощник контролирует сохранение больным равновесия. За счет изменения высоты стула возможно предупредить сокращение мышц руки в случае повышения мышечного тонуса либо подвывих плеча за счет перерастяжения капсулы плечевого сустава в случае сниженного тонуса мышц.

7.4. Мытье здоровой руки с помощью парализованной руки

  1. Больной: берет в парализованную руку губку, опираясь здоровой рукой о раковину или стол.
  2. Помощник направляет движения парализованной руки во время мытья; поддерживает парализованную руку за локоть; выводит плечо парализованной руки вперед. Полотенце для вытирания перекидывается через парализованную руку самим больным или помощником.

Мытье здоровой руки с помощью парализованной руки

Рис. 7.4.

7.5. Мытье ног, первый вариант

  1. Больной ставит здоровую ногу по средней линии, затем обхватывает двумя руками парализованную ногу в области колена; закидывает парализованную ногу на здоровую ногу и затем моет парализованную ногу.
  2. Помощник контролирует приведение здоровой ноги и следит за размещением парализованной ноги. В тот период, когда больной закидывает ногу на ногу и осуществляет мытье, следит за тем, чтобы центр тяжести проецировался на пятку парализованной ноги.

7.6. Мытье ног, второй вариант

  1. Больной моет парализованную ногу двумя руками, обеспечивая сохранение равновесия за счет опоры на обе стопы, стоящие на полу
  2. Помощник контролирует движения парализованной руки

Мытье ног, второй вариант

Рис. 7.6

7.7. Раздевание

  1. Больной следит за сохранением своего равновесия. Парализованную руку размещает между коленями таким образом, чтобы подавить в ней нежелательные содружественные движения (патологические синкинезии). С помощью здоровой руки снимает воротник рубашки через голову; вытягивает здоровую руку из рукава, зажимая его рукой, которая находится на коленях, а затем здоровой рукой снимает одежду с парализованной руки.
  2. Помощник: контролирует равновесие пациента; удерживает парализованную руку в вытянутом положении; помогает подавлять нежелательные содружественные движения (патологические синкинезии) в парализованной руке.

7.8. Одевание брюк

  1. Больной сидит в позе нога на ногу и одевает брюки на парализованную ногу при помощи здоровой руки. Затем переставляет парализованную ногу на пол так, чтобы пятка находилась на одной вертикали с коленом; здоровую ногу протягивает в брючину. Перед завершением натягивания брюк больной должен убедиться в том, что хорошо удерживает равновесие в положении стоя. Для повышения устойчивости он может опереться о стол.
  2. Помощник направляет руку больного во время первой фазы одевания, контролирует перенос тела пациента на парализованную ногу, помогает фиксировать колено парализованной ноги во время второй фазы одевания.

7.9. Одевание майки

  1. Больной: помещает майку на бедро здоровой ноги глубоким вырезом ворота вниз, а парализованную руку зажимает между коленями для подавления нежелательных содружественных движений (патологических синкинезий). При помощи здоровой руки одевает майку на парализованную руку до уровня ее локтя; затем просовывает здоровую руку в соответствующее рукавное отверстие и при помощи здоровой руки одевает майку через голову. При одевании майки через голову туловище остается в положении легкого сгибания, затем больной разгибается и выпрявляет майку.
  2. Помощник направляет парализованную руку пациента в рукав и помогает при одевании майки через голову.

Одевание майки

Рис. 7.9.

7.10. Одевание рубашки

  1. Больной садится так же, как и при одевании майки; размещает рубашку на колене парализованной ноги глубоким вырезом ворота вниз и зажимает парализованную руку между коленями для подавления патологических синкинезий. Затем помещает рукав для парализованной руки между коленями, здоровой рукой натягивает рукав рубашки на парализованную руку до уровня плеча, после чего подхватывает спинку рубашки и протаскивает здоровую руку через другой рукав.
  2. Помощник направляет парализованную руку больного в рукав.

Одевание рубашки

Рис. 7.10

7.11. Одевание носка на парализованную ногу

  1. Больной сидит в позе нога на ногу и раскрывает носок большим, указательным и средним пальцами, затем надевает его на парализованную ногу здоровой рукой
  2. Помощник контролирует состояние равновесия больного

Одевание носка на парализованную ногу 

Рис. 7.11.

7.12. Одевание ботинка

  1. Больной сидит на стуле, опираясь на обе стопы, стоящие на полу. Надевает ботинок на пальцы парализованной ноги, затем ставит стопу с ботинком на пол; вставляет пятку в ботинок, надавливая коленом парализованной ноги вниз.
  2. Помощник при необходимости корректирует положение ботинка на первом этапе и оказывает давление на парализованное колено на втором этапе.

Одевание ботинка

Рис. 7.12.

7.13. Прием пищи

  1. Больной сидит в удобной позе за столом, парализованная рука вытянута вперед и лежит на столе
  2. Помощник направляет движения больного.
  3. Больному нужен простой и хорошо сконструированный стол; покрытие его не должно быть скользким

Прием пищиПрием пищи

Если больной не может пользоваться парализованными пальцами, чтобы удерживать ложку, прикрепите к его кисти повязку шириной в половину длины пальца. На повязке сделайте кармашек, в который поместите рукоятку ложки, а затем учите человека брать ложкой пищу и подносить ее ко рту.
Если больной не может поднять руку и поднести ее ко рту, научите его опираться локтем о стол или колено, либо научите его, как подносить руку ко рту, помогая приподнять руку с ложкой второй рукой.
Научите больного держать чашку и подносить ее ко рту одной или двумя руками. Чашка может быть с одной или с двумя ручками, чтобы ее было легче держать.
Если больной не может держать чашку или подносить ее ко рту, но он может сосать и достаточно плотно смыкать губы, научите его пить через соломинку. Поместите один конец соломинки в чашку, а другой — в рот человека. Однако помните о том, что и соломинка может представлять, так как через нее жидкость может забрасываться в полость рта слишком далеко, что увеличивает риск аспирации.

Наряду с оказанием помощи больному в восстановлении навыков самообслуживания важно также адаптировать домашнюю среду к потребностям пациента. Необходимые изменения могут быть как самыми незначительными (перестановка мебели, прикрепление поручней к стенам комнат, перенос выключателей на удобное для больного место, размещение сиденья в ванне), так и очень серьезными (перепланировка помещений, расширение дверных проемов, установка приспособлений для въезда инвалидной коляски).

Назад Оглавление Далее