aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

2. Применение физических упражнений при детского церебральных параличах

а) Клинические особенности детских церебральных параличей

Понятие «детские церебральиые параличи» охватывает параличи, развивающиеся в первые годы жизни ребенка. Причинами возникновения церебрального паралпча могут быть инфекция и интоксикация в период беременности, травматизация головки плода во время родов (болезнь Литтля) и различные инфекционные заболевания (энцефалит, менинго-знцефалпт), перенесенные в раннем детстве. Основным признаком болезни является развитие спастических парезов, часто сопровождающихся различными насильственными движениями (гиперкинезами). Ребенок обычно отстает в развитии статических функций и моторики: позже начинает сидеть, стоять, ходить. Отмечается повышение мышечного тонуса, преимущественно в группе приводящих мышц бедра, сгибателей коленного сустава, трехглавой мышцы голени. При церебральных параличах на почве энцефалита чаще страдают мышцы верхних конечностей - повышается тонус приводящих мышц и сгибателей (рука приведена к туловищу и согнута в локтевом суставе, предплечье пронпровано, пальцы согнуты). Повышены сухожильные рефлексы, отмечается развитие контрактур (приводящих, сгибательных), нередко возникают спнкинезии, т.е. одно движение вызывает появление других, содружественных движений. Нередко у больных наблюдаются дефекты речи - дизартрия, отклонения со стороны интеллекта. Клиническая симптоматика, наблюдаемая при церебральных параличах, зависит от особенностей течения нервных процессов прп наруше-нии корковой регуляции.
На характере мышечной деятельности при церебральных параличах сказывается в первую очередь повышение и неравномерное распределение мышечного тонуса. Наблюдается общая скованность, нарушается плавность движений, определяемая сочетаиной деятельностью мышц антагонистов. В связи с общим повышением рефлексов наблюдается в момент растягивания мышцы усиление миотатического рефлекса, ведущее к самоторможению движения. Например, попытка выноса ногн вперед ведет к растяжению группы сгибателей и последующему их напряжению, затрудняющему движение.
В связи со снижением тормозящею влияния коры головного мозга различные внешние раздражения (например, звуковые) расширяют зону иррадиации двигательной реакции п усиливают гиперкинез. Следует иметь в виду, что двигательная инактпвность больных детей ведет к вторичным функциональным пространственным расстройствам. Иногда при спонтанном регрессе симптомов сохраняется порочный двигательный стереотип, так как закрепляются порочные позы. Имеющиеся двигательные нарушения усугубляются в связи с сопутствующими нарушениями психического развития, речи, слуха, зрения.
Особенно выражены у больных расстройства статических и локомоторных функций. Как указывалось, дети с церебральным параличом позже начинают сидеть и ходить. В ряде случаев ребенок не может стоять из-за порочного положения нижних конечностей. Отклонения со стороны ходьбы выражаются в нарушении стереотипности походки и смены фазных движений, в снижении устойчивости в связи с уменьшением площади опоры (приведенное положение ног, equinus стоп), в отсутствии переката стопы. Отрицательно сказывается на походке общая скованность движений, наблюдающаяся у больных. Течение болезни характеризуется постепенным улучшением в связи с большими компенсаторными возможностями организма детей, но различная степень двигательных расстройств все же сохраняется. В процессе роста ребенка длительное применение лечебной физической культуры в тесном сочетании с учебно педагогическими мероприятиями значительно улучшает состояние больных.

Назад Оглавление Далее