Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

4. Применение физических упражнений при врожденной косолапости

Одним пз ведущих этиологических факторов в развитии врожденной косолапости является запаздывание в развитии группы малоберцовых мышц. Основными признаками данной деформации является супинация пяточной костп, аддукция переднего отдела стопы и подошвенное сгибание в голеностопном суставе (eqiiinus). Вследствие супинации пяточной кости нарушается правильное соотношение между пяточной и надпяточной костью. С началом статической нагрузки ребенка наблюдается нарастание всех признаков болезни, развиваются вторичные изменения суставов и свя- зочно-мышечного аппарата. Нагрузка на наружный край стопы ведет к усилению супинации, развитию омозолело- сти, а онора на опущенный передний отдел стопы способствует его приведению. Развивается выраженная общая атрофия мышц голени вследствие нарушения функции стопы.
Больной ребенок испытывает большие затруднения при ходьбе в связи с порочным положением стоп. Лечение врожденной косолапости зависит от возраста и степенп выраженности деформации. Наилучшие результаты достигаются в грудном возрасте. При легкой степени косолапости используется комплексное лечение, включающее бинтование, лечебную гимнастику и массаж. При более выраженной степени косолапости производится осторожная, постепенная редрессация преимущественно заднего отдела стопы, направленная на восстановление правильных анатомических взаимоотношений между пяточной и надпяточной костью (Н. М. Гуляева, 1953), с последующим наложением этапных гипсовых повязок. Прп рецидивирующей косолапости и грубых вторичных изменениях проводится хирургическое лечение (на связочном аппарате и на скелете стопы).
При лечении бинтованием начальных степеней косолапости у детей до года методика лечебной физкультуры предусматривает две группы упражнений: 1) общеукрепляющие и 2) специальные, направленные на коррекцию положения стопы. Общеукрепляющая гимнастика проводится в соответствии с возрастными особенностями ребенка и включает пасспвпые движения в суставах верхних и нижних конечностей и стимуляцию ребенка к выполнению активных упражнений посредством зрительных, слуховых, тактильных раздражений, используя яркие игрушки. Чтобы вызвать напряжение мышц сппны, нужно периодически класть ребенка на живот.
Определенную положительную роль в улучшении общего физического развития ребенка играет массаж мышц спины и ягодичных мышц.
Специальные упражнения пассивного характера направлены на устраненпе основных компонентов косолапости - приведения переднего отдела стопы, супинации и подошвенного сгибания стопы. Для устранения приведения переднего отдела врач (методист) одной рукой захватывает передний отдел, другой - пяточную кость таким образом, чтобы большие пальцы находились на середине на ружного края стопы; уппраясь большими пальцами в наружный край, производят осторожное расправление внутреннего края стопы (рпс. 70, а). Для устранения супинации стопы большой палец одной рукп помещают на подошвенную поверхность стопы, другой рукой охватывают пятку. Производят осторожное вращательное движение вдоль продольной осп стопы. Для устранения подошвенного сгибания одной рукой фиксируют голень в области лодыжек, другой захватывают стопу так, чтобы ладонная поверхность кисти прилегала к подошвенной поверхности стопы. Производят осторожное тыльное сгибание стопы с одновременным давлением для уменьшения супинации на наружный край (рис. 70, б). Движения делают медленно в течение нескольких минут (до 5-7 минут), повторяют 3 раза в день на протяжении нескольких месяцев. Фп.пічС- ские упражнения целесообразно сочетать с легким массажем преимущественно наружной поверхности голени и

Применение физических упражнений при врожденной косолапости

стопы. Достигнутый результат закрепляется всякий раз наложением .мягкого бппта, который і,едут через наружный край стопы изнутри кнаружи, стремясь удержать стопу в положение пронации.
Лечение косолапости у детей старше 2 месяцев заключается в этапных щадящих моделировапных редрессациях с последующим наложением гипсовой повязки. Редрессации проводят каждые 10 дней но методике Гуляевой (1953), которая заключается в «раскручивании» заднею отдела стопы с последующим наложением гипсовой повяз кп в впде сапожка. После превращения через 2-3 месяца гипсовой повязки в съемную п замены ее гипсовой лонге- той назначают теплые ванны, массаж и лечебную гимна стику. Массажу подвергаются мышцы паружной и передней поверхности голени и связочный аппарат стопы (в области ее наружной поверхности). На голени используются все приемы массажа, на стопе - приемы поглаживания п растирания. Лечебная гимнастика (прп удовлетворительном анатомическом результате) применяется в форме пассивных и активных упражнений. Используются упражнения, дифференцированно укрепляющие перонеальную группу мышц. Обоснованием целесообразности применения подобных упражнений служат физиологические исследования (Е. И. Глотова, 1955), указывающие на возможность улучшения функционального состояния этой группы мышц при врожденной косолапости. Активизации функции этой мышечной группы помогает пассивная пронация - отведение стопы с последующей стимуляцией ребенка к активному удержанию ее в корригированном положении, а также движения рефлекторного характера в ответ на тактильные раздражения определенных поверхностей стопы. Активное отведение стопы у детей более старшего возраста может быть достигнуто с помощью игрушки (например, ребенку дается задание откатить мяч наружной сто-роной стопы). В период пользования ортопедической обувью у ребенка постепенно воспитывается правильная, эластичная походка с нагрузкой на всю подошвенную поверхность стопы, с «перекатом» н достаточно широкпм разведением передних отделов стоп.
После хирургического лечения больные также снабжаются ортопедической обувью и пользуются лечебной гимнастикой и массажем по вышеизложенной методике, возможности которой расширяются в связи с более старшим возрастом детей. Не следует забывать об общем физическом воспитании этой группы детей, двигательные возможности которых были на определенном этапе развития резко снижены в связи с особенностями режима и лечебными мероприятиями.

Назад Оглавление Далее