Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

Учет эффективности лечения

При диагностике двигательных нарушений выявляются их основные особенности. Помимо общего клинического осмотра, рекомендуется проведение ряда тестов, отражающих способность ребенка выполнять предъявленные требования, его умение управлять своими движениями при наличии ограниченных двигательных возможностей. При выявлении остаточного влияния тонических рефлексов могут быть рекомендованы следующие пробы:
при выраженности ЛТР — поднимание головы лежа на спине и на животе без отрыва плеч от опоры;
при наличии признаков СШТР — стояние на четвереньках с удержанием головы в среднем положении или с заданием поднимать и опускать голову, при этом проверяется опорная функция конечностей;
101продленное действие АШТР может быть проверено движением обеих рук вперед, в стороны, вверх одновременно, при удержании головы в среднем положении или с поворотами ее вправо, влево при удержании положения рук;
выявить остаточные явления хватательного рефлекса можно выполнением захвата, удержания и броска предмета, выполняемых с учетом времени и по команде. Захват производится с отведенным большим пальцем.
Выполнение этих проб больными говорит о преодолении влияния тонических рефлексов. Все эти задания, проводимые с учетом времени и ошибок, проводятся в начале и в конце лечения, что объективно показывает его результат. Для этого же могут быть использованы навыки самообслуживания и трудовые навыки.
При пирамидной форме заболевания с явлениями спастичности и парезов может быть использовано и измерение амплитуды движений в суставах, что покажет улучшение управления движениями.
У больных с гиперкинетической формой заболевания ведущим является учет самоторможения гиперкинезов. Эта проба производится в исходном положении лежа на спине, удобном для больного. Производится подсчет числа непроизвольных движений за 20 с для каждой части тела — мышц шеи, лица, плечевого пояса, туловища, правой и левой руки, правой и левой ноги. Не надо прикасаться к больному, предварительно предупредив его, чтобы он лежал спокойно, как будто спит. Эта методика доступна для детей старшего дошкольного и школьного возраста. Такого рода задания можно оформить в игровом плане.
Помимо проверки остаточных влияний тонических рефлексов, при гиперкинезах могут быть рекомендованы и другие пробы: 1) снять и надеть 5 колец пирамидки с учетом времени для правой и левой руки; 2) в исходном положении сидя со спущенными голенями производить удары по мячу, подвешенному на веревке, которую держит проверяющий, с учетом числа попаданий каждой ногой за 30 с.
Для всех больных с тяжелыми поражениями ведущим является последовательное восстановление двигательных возможностей в соответствии с развитием здорового младенца (поднимание и удержание головы, слежение взором, повороты тела, вставание на четвереньки, присаживание, сидение, вставание на колени, в полный рост, передвижение, ручные манипуляции и действия с предметами).
Каждое из этих заданий является в то же время выражением развития управления движениями, и выполнение их дает право судить о том, на каком этапе развития двигательных возможностей, по отношению к здоровому ребенку до года, находится данный больной.
Все предложенные пробы проводятся перед началом курса точечного массажа и других видов в сочетании с занятиями физическими упражнениями и повторно после 3—4-й процедуры как функциональная проба, чтобы оценить правильность выбора средств.
Если ожидаемые сдвиги отсутствуют или выражены недостаточно, то надо пересмотреть намеченный план лечения и искать другие, более эффективные варианты. Тесты могут проводиться и по этапам лечения. Сравнение результатов в начале лечения и по окончании его будет являться критерием в оценке эффективности проводимого лечения.

Назад Оглавление Далее