Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

"Как понять, что мой ребенок был травмирован?"

Любые отклонения в поведении, которые появились в скором времени после того, как ребенок пережил сильный испуг или какую-либо медицинскую процедуру (особенно если ее проводили с применением анестезии), может указывать на то, что он травмирован. Навязчиво
повторяющиеся «причуды» и «выходки» — такие как постоянное стремление «задавить» игрушечной машинкой куклу — верный знак того, что вы столкнулись с незавершенной реакцией на травмирующее событие. Действия ребенка могут буквально воспроизводить обстоятельства, которые сопутствовали болезненному опыту, но точно так же могут внешне не иметь с ними ничего общего. Среди других признаков травматического стресса можно назвать:
- навязчивые, доминирующие особенности поведения;
- регрессивные тенденции в поведении — возвращение к привычкам и стереотипам поведения, свойственным для более раннего возраста (например, возобновление привычки сосать палец);
- вспышки раздражения, неконтролируемые приступы агрессии;
- гиперактивность;
- склонность к немотивированному испугу, появление страхов «на пустом месте»;
- повторяющиеся ночные страхи и/или кошмарные сновидения;
- беспокойный сон (ребенок много вертится и мечется в постели);
- недержание мочи во время сна;
- неспособность сконцентрироваться во время учебы, рассеянность, забывчивость;
- излишний «воинственный» напор или, напротив, чрезмерная застенчивость, страх и желание спрятаться от всех «чужих»;
- навязчивость, потребность постоянно цепляться за чей-то подол;
- боли в животе, головные боли и другие недомогания неясной природы.
Чтобы выяснить, действительно ли нетипичное поведение является проявлением травматической реакции, попробуйте упомянуть в разговоре эпизод, который мог напугать ребенка, и проследите за его реакцией. Если ребенок страдает от травмы, он, скорее всего, либо вовсе не захочет, чтобы ему напоминали о предшествовавшем ей событии, или, напротив, придет в возбуждение и будет долго без умолку о нем говорить.
Важно также понимать, что ребенок, у которого странности в поведении исчезли с возрастом, не обязательно освободился от той энергии, которая их порождала. Причина может быть в другом: травматические реакции год от года становятся все менее явными, потому что более зрелая, окрепшая нервная система способна лучше контролировать поведение избыточной энергии. Но стоит напомнить ребенку об инциденте, некогда заразившем его страхом и давшем толчок для изменения привычек и поведения, и вы сможете наблюдать, как остаточные признаки травмы всплывают на поверхность.
Однако реактивизация симптомов не должна стать причиной для беспокойства. Задействованные при этом физиологические процессы в своей первобытной простоте чутко откликаются на вмешательство извне, которое одновременно побуждает их и позволяет им следовать естественным курсом исцеления. Дети поразительно восприимчивы к переживаниям, образующим исцеляющую сторону травматических реакций. Ваше дело — просто предоставить им возможность встретиться друг с другом. Всего несколько минут, которые вы уделите своему ребенку (конечно, если при этом вы будете правильно себя вести), могут не только свести к минимуму возможность того, что болезненные явления будут продолжаться, но на самом деле сделают ребенка более гибким на будущее и, соответственно, менее подверженным пагубному воздействию жизненных стрессов и экстремальных событий, которые еще ждут его впереди.

Назад Оглавление Далее