Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура Физкультура

Травма и привязанность

Травма навязывает нам внутренние переживания, которые нас пугают, вызывают у нас злость или заставляют стыдиться. Когда мы чувствуем, что над нами нависла угроза, а это ощущение практически никогда не покидает травмированного человека, организм всеми силами стремится найти источник этой угрозы и что-нибудь с ним сделать. Кажется вполне естественным искать его где-то вокруг, а не внутри себя. Любое животное, когда оно чем-то напугано, для начала оглядится, чтобы понять, откуда исходит угроза, а затем бросится бежать в сторону безопасного убежища или просто постарается унести ноги подальше от опасности.
Правда, детеныши млекопитающих чаще бегут не прочь от опас-ности, а к тому, кто может их защитить, то есть к своим взрослым соплеменникам, но чаще всего — к матери. Точно так же чем-то на-пуганные «человеческие детеныши» — младенцы и малыши в возрасте 1,5-2 лет — стремятся спрятаться под маминым крылышком или крепко цепляются за тех, кого хорошо знают и к кому привязаны. Однако между взрослыми особями животных и вышедшими из младенческого возраста людьми есть одно существенное различие: человек, сколько бы лет ему ни было, ищет поддержки и сочувствия у других людей, и особенно в те моменты, когда он чего-то боится или страдает от стресса.
Думаю, вы прекрасно понимаете, что конфликты и вытекающие из них глубинные последствия возникают в тех случаях, когда люди, от которых мы ожидаем любви и поддержки, неожиданно оказываются обидчиками, заставляющими нас страдать от унижения и/или насильственных действий. Так формируется двойная связь (double bind), которая подрывает в человеке одну из базовых основ — ощущение собственного «Я», а вместе с ней и доверие к своим естественным инстинктам. Пережитое в детстве оскорбление способно подточить нашу прочувствованную веру в безопасность и стабильность мира, в котором мы живем, и наших межличностных взаимоотношений, потому что, становясь взрослыми, мы не расстаемся с протестными, оборонительными, а по сути своей — глубоко конфликтными, поведенческими стереотипами, сформировавшимися в раннем возрасте, когда они были нам необходимы для выживания.

Назад Оглавление Далее