aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Словарь специальных терминов и понятий

Адаптация социальная — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; результат этого процесса.

Адекватный — соответствующий обстоятельствам, проявлениям.

Актуализация — действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной и кратковременной памяти.

Анализаторы — нервные механизмы человека и животного, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ раздражений, идущих из внешней и внутренней среды. Различают зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы. Каждый анализатор состоит из периферической части, или рецептора, который воспринимает раздражение; нервных волокон, передающих возбуждение от рецептора в центральную нервную систему и обратно; центра в коре полушарий головного мозга.

Анамнез — подробные сведения, получаемые врачом, педагогом или психологом от родителей или лиц, воспитывающих ребенка, об истории его развития на всех этапах жизни, включая период беременности матери и родов. При сборе анамнеза выясняются данные о наследственности ребенка, перенесенных им заболеваниях, об особенностях развития речи, моторики, игровой и познавательной деятельности, об учебной работе и поведении.

Аномальное развитие (в дефектологии) — нарушение нормального хода психического развития у детей с дефектом анализатора или интеллектуальными дефектами. Аномальное развитие рассматривается как своеобразное, а не как дефектное развитие.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и нуждающиеся в специальном обучении.

Апраксия — нарушение способности выполнять целенаправленные движения и действия, наступающее при поражении коры головного мозга.

Артикуляция — работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок, нервов и мышц гортани) при произнесении звуков речи.

Астения — нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или травматических поражений мозга и проявляющаяся в повышенной утомляемости, раздражительности и сниженной работоспособности.

Аффект — нервно-психическое возбуждение, возникающее внезапно при травмирующих обстоятельствах. В состоянии аффекта контролирующая деятельность коры головного мозга несколько ослабляется. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.

Внимание — направленность психической деятельности на одни предметы или явления действительности при одновременном отвлечении от других.

Гемипарез — паралич мышц одной половины тела.

Гидроцефалия — водянка мозга, выражающаяся в избытке спинномозговой жидкости в полости черепа. Избыток жидкости может быть различен — от очень незначительного до резко увеличенного. Легкая гидроцефалия проявляется в сниженной работоспособности и повышенной утомляемости, при этом форма головы почти не изменяется. При значительном увеличении количества спинномозговой жидкости может наблюдаться большая гидроцефалическая форма черепа с резко выдающимися лобными и теменными буграми. Иногда тяжелая гидроцефалия у детей может повлечь за собой умственную отсталость, церебральные параличи, нарушение слуха и речи.

Гиперкинез — чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при органических и функциональных нарушениях.

Дисгармоничность — отсутствие соразмерности, нарушение пропорций (гармоничности) в развитии отдельных физических и психических свойств личности.

Дизартрия — нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата, вызывающее затруднения в произношении отдельных звуков, слогов, слов.

Закаливание организма — повышение его устойчивости к действию холода, тепла, пониженного атмосферного давления или других климатических факторов. Индивидуальный подход—принцип педагогики, обеспечивающий правильное педагогическое воздействие на ребенка, основанное на знании и учете особенностей его развития и черт личности.

Истерия — функциональное нервно-психическое состояние, характеризующееся изменением характера и поведения. Главным проявлением истерии является повышенная внешне чувственная окраска переживаний и стремление быть в центре внимания.

Инфантилизм психический — задержка в психическом развитии организма, характеризующаяся сохранением черт более ранней детской стадии развития. Катамнез — сведения, получаемые о больном после окончания лечения. Периодический сбор информации о ходе обучения, трудовой жизни учащихся, находившихся под специальным наблюдением.

Кинестетическое восприятие — восприятие движения и положения собственного тела в пространстве.

Компенсация — сложный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений. Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних. Например, развитие остаточного слуха и обучение чтению с губ при слуховых нарушениях или использование остаточного зрения и развитие осязательного восприятия при зрительных нарушениях.

Контрактуры и деформации — неправильные положения конечностей и ограничение движений в суставах.

Коррекционно-воспитательная работа — система педагогических мероприятий, направленных на преодоление и ослабление недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Коррекция — исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий.

Медико-педагогическая консультация — специальное учреждение, проводящее комплексное медико-педагогическое обследование аномальных детей для направления их в соответствующие учебно-воспитательные и оздоровительные учреждения. Дает родителям и педагогам медицинские и педагогические рекомендации для работы с аномальными детьми.

Моторика — совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Развитие моторики у детей происходит постепенно, начиная от элементарных двигательных реакций до формирования сложных двигательных навыков и предметных действий. Нарушение моторики зависит от поражения различных отделов центральной нервной системы и может быть различным по степени, качеству и месту поражения. Даже самые незначительные нарушения моторики могут иметь неблагоприятное влияние на развитие ребенка и его успеваемость. Нарушение моторики у детей во многих случаях преодолевается своевременной коррекцией.

Мышечный тонус — напряжение, обеспечивающее поддержание определенной позы тела и положения его в пространстве.

Негативизм — необоснованное, немотивированное сопротивление воздействию других людей; чаще наблюдается при патологическом нарушении характера и поведения, но может быть и у нормального ребенка при неправильном воспитании воспитании.

Осанка у детей — привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе, приобретаемое под влиянием условий воспитания.

Отдых — покой либо специально организованная деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности.

Параплегия — поражение обеих нижних или верхних конечностей.

Патогенез — раздел патологии, изучающий взаимосвязь внутренних механизмов, лежащих в основе возникновения и развития болезненного процесса в организме.

Патологические изменения — изменения в организме человека, возникающие в связи с теми или иными болезненными процессами. Эти изменения могут быть анатомическими (например, перерождение клеток мозга, печени и других внутренних органов) или функциональными (например, нарушение или угнетение клеток при их анатомической сохранности).

Педантизм — чрезмерная, преувеличенная аккуратность, приверженность к порядку до мелочей, упорное соблюдение формального, внешнего порядка, часто без проникновения в существо дела.

Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся стойким уплощением, т.е. понижением свода стопы вплоть до его полного исчезновения в резко выраженных случаях.

Познавательный интерес — стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлекс.

Понимание — процесс осмысления явлений или предметов путем установления связей между ними.

Психический статус — описание состояния психики человека, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, характерологические особенности человека, его поведения и деятельности.

Психотерапия — лечение с помощью психического воздействия на больного в виде разъяснения, убеждения, внушения. Должна сочетаться с созданием наиболее благоприятных условий и устранением всяких неблагоприятных факторов. Психотерапевтический подход необходим в педагогическом процессе любого детского учреждения, но особенно при воспитании детей с отклонениями в развитии.

Птоз — опущение верхнего века.

Реактивные состояния — психические расстройства, возникающие в связи с тяжелыми переживаниями. Могут проявляться в виде депрессий, эмоциональных шоков, страхов, навязчивых состояний.

Сенсорное воспитание — совокупность педагогических приемов, направленных на развитие органов чувств, совершенствование зрительных, слуховых, осязательных и других ощущений и восприятий.

Синкинезия — дополнительные движения, непроизвольно присоединяющиеся к произвольным. Например, производя какие-либо действия рукой, ребенок сопровождает их движениями языка, губ.

Синтез — мыслительный процесс соединения частей предметов и явлений, отдельных элементов с их признаками и свойствами в целое, обладающее новыми свойствами и признаками. Например, при обучении чтению буквы сливаются в слоги, из слогов составляются слова, из слов — предложения.

Спастичность — повышение мышечного тонуса.

Специальная педагогика — наука о воспитании и обучении аномальных детей, отрасль дефектологии, делится на тифлопедагогику, сурдопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию.

Специальное обучение — компенсация и коррекция дефектов психического и физического развития аномальных детей в процессе обучения; формирование у учащихся специальных школ таких же знаний, умений и навыков, как и у детей, обучающихся в массовой школе, а также специальных знаний, умений, навыков.

Тактильное восприятие — восприятие прикосновения, давления и вибрации поверхности кожи.

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию и различению звуков речи.

Эгоцентризм — фиксация внимания только на личных переживаниях, восприятие явлений с точки зрения личных интересов.

Эмоционально-волевые нарушения — нарушения понимания смысла, причины и мотива поведения других людей и своих собственных.

Энурез — недержание мочи, преимущественно в ночное время.

Назад Оглавление Далее