aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Развитие двигательных функций и воспитание навыков самообслуживания и гигиены

При развитии двигательных навыков у больного ребенка родители должны учитывать следующее.

Детский церебральный паралич — заболевание, которое возникает с рождения, поэтому ребенок не имеет не только двигательных навыков, но и правильных представлений о движении. Следовательно, при развитии двигательных функций у детей с церебральным параличом важно не только развить тот или иной двигательный навык, но и воспитать правильное представление через ощущение движения.

Развитие двигательных функций как у здорового, так и у больного ребенка происходит поэтапно. Последовательные стадии развития зависят от различной степени созревания нервной системы. Известно, что здоровый ребенок постепенно овладевает навыком ходьбы. Сначала он учится удерживать в правильном положении голову, потом туловище, учится садиться, ползать, вставать и, наконец, переступать, опираясь на различные предметы, затем ходить самостоятельно. У ребенка с церебральным параличом также, прежде чем развить возможность самостоятельного передвижения, вначале надо сформировать необходимые для этого предпосылки: удерживание головы и туловища, равновесие и т.д.

Воспитание двигательных функций у детей с церебральным параличом должно происходить в виде интересных и понятных для них игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным и интеллектуальным возможностям.

Наряду с проведением специальных упражнений родителям очень важно помнить о правильном положении ребенка в течение дня. Недопустимо, чтобы он сидел в течение длительного времени с согнутыми ногами. Особенно это вредно, если ребенок плохо держит голову и она при утомлении опускается на грудь. Это приводит к стойкой неправильной позе, способствует укорочению задних мышц бедра и может быть причиной сгибательных контрактур. Чтобы этого избежать, ребенка следует сажать на стул так, чтобы ноги были выпрямлены, в течение дня его несколько раз укладывают на живот.

У многих детей отмечается напряжение (спастичность) приводящих мышц бедер. Чтобы избежать укорочения этих мышц и развития контрактур, ребенка надо сажать в течение дня в положение портного, с маленьким песочным мешочком на каждом колене.

Для развития движений ребенка необходимо дома выделить специальный уголок, в котором целесообразно иметь следующее: специально оборудованный стул и стол, ходилки, поручни, следовую дорожку, качалку, гимнастическую стенку и лесенку малых размеров, спортивный инвентарь (мячи разных размеров, гимнастическую палку, обручи, бруски, кубы, гантели), а также наборы игрового и дидактического материала с предметами разной формы, величины, веса и объема для развития предметных действий.

Назад Оглавление Далее