aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Подведение итогов курсовой реабилитации

Оценка результатов реабилитации. рекомендации родителям

Проблемно-ориентированный подход к реабилитации предполагает следование схеме: выявление проблемы – оценка выраженности нарушений – постановка цели вмешательства – составление плана вмешательства – собственно вмешательство – оценка эффективности вмешательства.

Итак, в конце курса мы должны подвести итоги и оценить эффективность проведенной реабилитации. В этом нам помогут стандартизированные шкалы, которые мы использовали в начале курса для оценки степени выраженности нарушений (шкалы оценки выраженности спастичности Эшуорта или Тардье, функциональная гониометрия с проведением ортопедических тестов, GMFM-88 с количественной оценкой двигательных навыков, шкалы оценки равновесия, бытовых навыков и пр.), и цель вмешательства, которую мы формулировали так, чтобы легко было оценить: добились мы ее или нет.

Таким образом, мы получили объективизированный результат реабилитации, по которому можем понять: в достаточной ли степени эффективна была проведенная реабилитация для конкретного ребенка. Исходя из этого результата, мы оцениваем, на верном ли мы пути. Если все показатели гониометрии и ортопедических тестов приведены к норме, значит, консервативная терапия в достаточной степени эффективна для этого ребенка и риска развития осложнений в данный момент нет. Если отклонения показателей, с которыми ребенок пришел на курс, уменьшились, но по-прежнему не достигли нормы, значит, в этом случае консервативная терапия исчерпала свои возможности и ребенка пора отправить на консультацию ортопеда по поводу оперативного лечения (если ботулинотерапия уже использовалась и не дала результата). Если ребенок повысил свои функциональные возможности по одному или нескольким разделам шкалы GMFM-88, значит, этот метод реабилитации эффективен для него. Статистически значимым является прирост 5 и более %, на практике мы зачастую получаем прирост по 10–15% по тем разделам шкалы, в рамках которых были установлены цели, – например, раздел «ползание на четвереньках» или раздел «ходьба, бег и прыжки». Если мы достигли поставленных целей, какими бы они ни были: «увеличить время самостоятельной ходьбы во время прогулок до 1 часа» или «проползти на четвереньках 2 метра», – значит, план вмешательства был составлен верно.

Выписной эпикриз должен помимо общих сведений и диагноза содержать информацию о текущих проблемах ребенка, оценку выраженности синдромов, с которыми он поступил на курс, заключения специалистов по результатам диагностики, динамике его состояния за время курса реабилитации и рекомендации семье.

Важны указания на динамику в психическом развитии ребенка в течение курса реабилитации, ведь, например, только по наличию или отсутствию усвоения новых знаний и умений можно отличить задержку в психическом развитии от умственной отсталости. На разовой консультации даже опытному психологу, педагогу сложно делать стратегические выводы о способности ребенка к обучению. Курсовые занятия (при их достаточной регулярности и количестве, не менее 10) уже позволяют делать заключения, пусть ориентировочные, о способах обучения, подходящих ребенку, и давать рекомендации родителям.

При составлении рекомендаций необходимо указать ТСР, необходимые для ребенка, с указанием времени их использования в течение дня, ортопедические изделия, виды упражнений для выполнения дома. Желательно описать их как можно конкретнее: например, упражнения на разработку подвижности голеностопных суставов, растяжку сгибателей голеней, тренировку силы разгибателей голеней. Как именно выполнять упражнения, родителям объясняют во время занятий ЛФК, чтобы можно было заниматься с ребенком дома самостоятельно.

В целом необходимо убедиться, что родители понимают свою дальнейшую тактику, знают, как и чем именно они будут заниматься с ребенком дома, что им необходимо приобрести, что адаптировать в быту.

В идеале у родителей должна быть возможность спустя какое-то время по окончании курса реабилитации прийти на консультацию к специалистам центра по вопросам, которые всегда возникают, когда семья меняет привычные способы ухода за ребенком с нарушениями, вводит новые для себя правила и методы. Если в этот момент им не к кому обратиться за помощью, все благие начинания могут сойти на нет, и все опять вернутся к привычной организации быта. Если же контакт со специалистами сохраняется, у семьи есть кому задать вопросы и от кого получить ответы, шансов на положительные изменения в жизни ребенка становится больше.

Факторы, влияющие на результаты реабилитации

Реабилитационная команда. Врачи (педиатр, невролог, ортопед, реабилитолог), физический терапевт, эрготерапевт, психолог, дефектолог, логопед, специалист по социально-бытовой адаптации – все специалисты, которые принимают участие в процессе реабилитации пациента, должны работать одной командой, иметь общее представление о проблемах ребенка, степени их выраженности, функциональных целях реабилитации и программе терапии.

Важно, чтобы специалисты не менялись, чтобы с ребенком занимался один и тот же специалист по каждому направлению терапии: один инструктор ЛФК, один логопед, один психолог. Только так можно следовать заданному направлению. Недопустимо, чтобы ребенок, приходя на занятия, занимался со случайным не занятым специалистом. В этом случае ни о каких целях реабилитации и ее эффективности не может быть и речи.

Выбор реабилитационных мероприятий. Результат зависит от того, насколько верно было выбрано направление деятельности (цели вмешательства), от частоты и продолжительности занятий, их организации, активного участия ребенка, оптимальных методик.

Медицинские проблемы ребенка. Высокая степень повреждения мозга, наличие эпилепсии, проблемы со зрением и слухом, значительная задержка психического развития, наличие контрактур и вывихов суставов могут значительно повлиять на потенциально возможные результаты.

Личность ребенка: его мотивированность, темперамент, поведение, коммуникация со специалистами могут или способствовать достижению реабилитационных целей, или препятствовать им.

Поддержка семьи. От того, насколько новый навык, выработанный в ходе занятий, будет включаться при участии семьи в повседневную жизнь, зависит степень овладения этим навыком. Имеют значение и ресурсы семьи (не только материальные, но и, например, количество времени, которое родители могут уделять ребенку), и организация домашней среды, и даже ожидания родителей и их готовность предоставить ребенку доступную самостоятельность.

Реабилитация и абилитация пациентов с двигательными нарушениями, в частности с ДЦП, постоянно развивается. Разрабатываются новые методы и средства реабилитации, появляются доказательства эффективности использовавшихся ранее методик, другие методы, наоборот, перестают использовать. Представляя в пособии широкий спектр подходов, мы стремились сориентировать специалистов, направить их самостоятельный поиск. И нам бы очень хотелось, чтобы собранная здесь информация принесла пользу и специалистам, занимающимся реабилитацией детей с нарушениями, и их пациентам.

Если это хотя бы отчасти будет так – значит, наша задача выполнена.

Елена Владимировна Семёнова, врач-невролог, реабилитолог, рефлексотерапевт

Назад Оглавление Далее