Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды

Системный подход к организации помощи детям с церебральным параличом

Организация специализированной медицинской помощи детям с церебральным параличом продолжает совершенствоваться по различным медицинским специальностям.
Вариантом новой организации специализированной медицинской помощи, включающей лечение и обучение, а также решающей социально-трудовые проблемы детей и подростков с церебральным параличом и последствиями спинальной травмы может явиться “Научно- производственное Объединение”. В этом варианте достигается система преемственности этапного лечения, обучения и социальнотрудовой адаптации, которая исходит из дифференцированных показаний, проводится под эгидой единого административного управления. Система означает принципиально новый подход к организации специализированного вида медицинской, педагогической и социальной помощи детям и подросткам с церебральным параличом и последствиями спинальной травмы.
Каждое учреждение, входящее в “Объединение”, имеет свое функциональное назначение, выполняет соответствующие задачи и занимает конкретное место в общей системе лечебно-профилактической, учебной и социально-трудовой помощи. В структуру “Объединения” целесообразно включать учреждения и подразделения:
— научный отдел;
— консультативную специализированную поликлинику;
— стационар;
— местные специализированные санатории;
— специализированные ясли/сады;
— школы-интернаты;
— школы интернаты с производственным обучением;
— специализированные индустриальные предприятия.
При организации Научно-производственного объединения можно применять два типа комплексирования входящих в него учреждений: административный (экономический) и функциональный.
Первый тип комплексирования на административной основе осуществляет свою работу под руководством директора “Объединения” с единым централизованным финансированием через головное учреждение и единым подчинением непосредственно и только структурам здравоохранения, а управленческие структуры просвещения оказывают методическую помощь, т.е. на любом этапе реабилитации пациент рассматривается как больной человек, по отношению к которому главным вопросом является восстановление его двигательных, речевых и психических функций. Коллегиальным органом при первом типе комплексирования является медицинский совет. Головным учреждением, по нашему мнению, должен быть стационар, который располагает наиболее мощной материальной базой, совершенной структурой управленческого аппарата и бухгалтерской службой.
При втором типе комплексирования — на функциональной основе — руководящим органом является координационный совет, во главе которого стоит выборный и утвержденный вышестоящей организацией председатель. Председателем может быть руководитель любого учреждения, входящего в “Объединение”. В координационный совет включены представители от всех учреждений, входящих в “Объединение”.
При создании “Объединения” главным вопросом является проблема подготовки высококвалифицированных кадров для всех учреж-

Системный подход к организации помощи детям с церебральным параличом

дений, входящих в систему “Объединения”. Этот вопрос можно решить путем организации на базе головного учреждения курсов повышения квалификации различной длительности (от 3 до 6 месяцев) или на кафедре усовершенствования врачей.
Огромную роль в вопросах реабилитации играет единый подход к проблеме на каждом этапе лечения и обучения как врачебных кадров, так и среднего медицинского персонала: массажистов-инструкторов лечебной физкультуры, медсестер физиотерапии и т.д.
Специалистов целесообразно готовить по избранной специальности на базе профильного головного учреждения, что позволит объединить их взгляды на проблему в проведении адекватного системного этапного лечения, воспитания, профессиональной ориентации и трудовой реабилитации. Именно такой подход к подготовке специалистов позволит рассматривать пациента в 4-х измерениях в проведении восстановительного лечения, обучения и профориентирования (М.Г.Григорьев, с соавт.,1985):
— органо-анатомическом;
— системно-физиологическом;
— личностно-психологическом;
— социально-трудовом.
Подобная система дает возможность осуществлять разноуровневую программу реабилитации на этапе, позволяет прогнозировать исходы реабилитации в зависимости от тяжести состояния, решить вопрос направления пациента в то учреждение, которое необходимо ему по тяжести поражения: медицинское, педагогическое или социальное.
Важным разделом в создании “Объединения” является работа по количественному определению необходимых мест в учреждениях. В предыдущей главе нами разработаны нормативы мест в учреждениях. Следует добавить, что коечная сеть в головных учреждениях по опыту центров западных стран и по нашему опыту не должна превышать 350—400 коек. Центры с таким коечным фондом управляемы, могут иметь половину площадей под развертывание параклинических служб.
Местные санатории, по нашему мнению, должны быть мощностью до 200 коек, школы-интернаты — на 250—300 койко-мест с учетом того, что в них должны быть предусмотрены медицинские подразделения и кабинеты профориентации и трудовой реабилитации.
Важным разделом в организации “Объединения” является раздел обеспечения всех этапных учреждений, входящих в “Объединение”, аппаратурой и оборудованием, принадлежностями для обучения и профориентации. Именно система “Объединения” позволит исключить дублирование и нерентабельность исследований на дорогостоящей и остродефицитной диагностической аппаратуре, которая может быть размещена в головном учреждении с организацией специальных служб: функциональной, рентгенологической и ультразвуковой диагностикой и компьютерной томографией, лабораторной службой, мастерской протезирования и ортезирования. Должны быть четко организованы и высококачественно оснащены оборудованием, в т.ч. с функциональным биоуправлением, служба восстановительного лечения — ЛФК, бальнеотерапии и физиотерапии. Система “Объединение” позволяет сделать акцент на продолжение и углубление педагогических приемов в выработке социальных навыков у детей на этапах реабилитации.
В системе “Объединение” легче определить объемы помощи на этапах и сроки пребывания на лечении и обучении в учреждении, отработать преемственность и последовательность в реабилитации пациента.
В “Объединении" создается больше возможностей внедрить новые методы диагностики, лечения и обучения. В “Объединении” создаются условия максимального использования оборудования в учреждениях системы, при необходимости возможность передачи его из одного учреждения в другое для доукомплектования или более полноценного использования.
Во всех учреждениях “Объединения” можно разработать и внедрить критерии качества лечения и обучения, когда итоги реабилитации больных определяет единая комиссия по типу страховой компании.
В “Объединении” можно целенаправленно распределять централизованные бюджетные средства и доходы от платных услуг и других поступлений на хоздоговорной основе. Создание единой системы реабилитации потребует больших затрат, но они будут расходоваться значительно рентабельнее, т.к. сокращается административный аппарат, штат бухгалтерии и упрощается создание централизованной компьютерной службы, что дополнительно сократит штатные должности. Сокращение кадров произойдет при создании в централизованных службах всех лечебных, учебных и социальных разделов, сократится срок пребывания детей в головном, наиболее дорогостоящем учреждении, где стоимость лечения в 2 раза больше, чем в санатории. Наличие в системе "Объединения” индустриального предприятия позволит получить дополнительные доходы и значительно улучшить материальное положение работающих там пациентов, а в последующем — и подготовленных специалистов.
Таким образом, организация “Объединение” позволяет:
1) создать возможности этапного, комплексного лечения детей с целью медицинской, педагогической и социальной их реабилитации;
2) способствовать быстрейшему внедрению новых достижений науки на всех этапах реабилитации;
3) совершенствовать учебный процесс, используя единые программы обучения и профориентации;
4) не только ориентировать детей на ту или иную специальность но и овладеть индустриальной специальностью, чтобы больные i будущем смогли сами решить вопрос формирования семейного бюд жета;
5) увеличить количество людей, способных к труду, и значитель но уменьшить количество подростков и взрослых, требующих пеней онного обеспечения;
6) разработать систему ранней диагностики и раннего лечения для повышения степени трудоспособности;
7) повысить качество лечебно-диагностического процесса путем дополнительного обучения сотрудников всех учреждений, входящих в "Объединение”, в центре путем проведения совместных конференций по результатам лечения, дополнительного контроля за исходами лечения в момент перехода детей из одного учреждения в другое и осмотра детей комиссией по профориентации при переходе из одной возрастной группы в другую (в 3, 7, 10. 15-летнем возрасте);
8) исключить дублирование в службах функциональной диагностики, рентгенологической, лабораторной и службе протезирования. Эти службы будут централизованно находиться в головном учреждении.
На основе изложенного предлагается проект "Положения об объединении” и схема его структуры (табл. XI).

Назад Оглавление Далее