aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Глава 3. Диагностические методики

Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке»

Стимульный материал: портретные картинки (фотографии) с изо-бражением детей и взрослых, у которых ярко выражено эмоциональное состояние (радость, страх, гнев, горе); сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых.
Порядок проведения. Индивидуально с детьми дошкольного и младшего школьного возраста проводятся две серии опытов.
Первая серия. Ребенку последовательно показывают портретные картинки с изображением детей и взрослых и задают вопросы: Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши, что ты видишь на картинке?
Вторая серия. Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т.д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому — плохо? Как ты догадался?
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке. Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, по каким признакам они ориентируются, кого лучше понимают — взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей.

Методика «Определение эмоций по фотографиям»

Стимулъный материал: набор из 9 фотографий с изображением человека, на лице которого отражена та или иная эмоция, и список эмоций.
Порядок проведения. Инструкция: «У меня есть очень интересное задание. Ты знаешь, что все люди иногда радуются, порой удивляются или сердятся. Сейчас я покажу тебе несколько фотографий, на которых изображен человек в каком-то определенном эмоциональном состоянии (радости, горя, страха, удивления, презрения, отвращения, стыда, интереса, гнева). Вот тебе список этих эмоций. Попробуй определить, какая именно эмоция отражена на каждой фотографии».
Экспериментатор поочередно показывает 9 фотографий и записывает на бланке ответ ребенка рядом с номером фотографии (табл. 3).

Таблица 3
Бланк для регистрации ответов

№ п/п Фото Ответ испытуемого Примечание
1      
2      
9      

Обработка и интерпретация результатов. Учитывается количество правильных ответов, по которым судят о сфор-мированное™ умения определять эмоцию человека по выражению лица. 50% и менее правильных ответов свидетельствуют об очень низком уровне способности различать эмоции.

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева)

1. Шкалы обидчивости и мстительности
Цель: определить склонность человека к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 20 утверждений, предложенных далее.
Порядок проведения. Инструкция: «Вам предлагается ряд утверждений. При согласии с ними рядом с соответствующим номером утверждения поставьте знак плюс (+), при несогласии — минус (-). Предлагаемые утверждения
1. Мне чаще всего не воздают должное за мои дела.
2. Если по отношению ко мне поступают несправедливо, то про себя я желаю обидчику всяких несчастий.
3. Ситуации почти всегда складываются благоприятнее для других, чем для меня.
4. Я считаю, что лозунг из мультфильма «Зуб за зуб, хвост за хвост» справедлив.
5. Я часто обижаюсь на замечания других, даже если и понимаю, что они справедливы.
6. Часто я воображаю те наказания, которые могли бы обрушиться на моих обидчиков.
7. Меня обижает отсутствие внимания со стороны окружающих..
8. Ни одно оскорбление не должно оставаться безнаказанным.
9. Я всегда обижаюсь, если среди награжденных за дело, в котором я участвовал, нет меня.
10. Я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу обидчику.
11. У меня такое ощущение, что часто со мной поступают несправедливо,
12. Я считаю, что добро лучше мести.
13. Я не обижаюсь на шутки друзей, даже если они очень злые.
14. Мне нравятся люди, которые не помнят зла.
15. Меня не трогает, если при похвале за общую работу не упоминается мое имя.
16. Я верю, что за зло можно отплатить добром, и поступаю таким образом.
17. У меня вызывают сожаление чрезмерно обидчивые люди.
18. У меня отрицательное отношение к мстительным людям.
19. Я не вижу ничего обидного в том, что мне говорят о моих недостатках.
20. Справедливо ли мнение: если тебя ударили по одной щеке, то надо подставить и другую?
Обработка и интерпретация результатов. Шкала обидчивости: за каждое согласие с утверждением по пунктам 1,
3, 5, 7, 9, 11 и за каждое несогласие по пунктам 13, 15, 17, 19 начисляется по одному баллу.
Шкала мстительности: за каждое согласие с утверждением по пунктам 2, 4, 6, 8, 10 и за каждое несогласие по пунктам 12, 14, 16, 18, 20 начисляется по одному баллу. Далее подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Чем больше сумма баллов, тем больше испытуемый склонен к обидчивости и мстительности (диапазон от 0 до 10 баллов), а по общей их сумме — к враждебности (в диапазоне от 0 до 20 баллов),
2. Шкала вспыльчивости
Цель: диагностика уровня эмоциональной возбудимости методом самооценки.
Стимульный материал: тест опросника, состоящий из 10 утверждений, предложенных далее.
Порядок проведения. Инструкция: «Прочтите предложенные вам утверждения, при согласии с ними поставьте рнак плюс (+), при несогласии знак минус (~)».
Предлагаемые утверждения
1. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
2. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания.
3. Я могу скрывать свою раздражительность.
4. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если -она кажется мне несправедливой.
5. Мне очень не нравится, когда надо мной насмехаются.
6. У меня никогда не бывает вспышек гнева.
7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.
8. В конфликтной ситуации я веду себя спокойно.
9. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают.
10. Обычно меня трудно вывести из себя.
Обработка и интерпретация результатов. При согласии по пунктам 1, 3, 5, 7,9 и несогласии по пунктам 2, 4, 6, 8, 10 начисляется по одному баллу. Подсчитывается сумма набранных баллов. Если опрашиваемый набирает 8—10 баллов, у него высокая эмоциональная возбудимость, если он набирает 4 балла и меньше, у него низкая эмоциональная возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризуют средний уровень эмоциональной возбудимости.

Картиночная методика определения эмпатийности у младших школьников

Стимульный материал: набор картинок с изображением различных жизненных ситуаций.
Порядок проведения. Ребенку демонстрируют несколько картинок, на которых художник изобразил различные ситуации из жизни детей и взрослых. Показывают первую картинку и указывают силуэт в правом нижнем углу. Инструкция: «Смотри, ты находишься здесь. Скажи, по-жалуйста, что ты сделаешь в этой ситуации?» Ответ ребенка записывают в протокол опроса (табл. 4) под номером картинки. В графе «Примечание» регистрируются эмоциональные проявления при ответе на вопросы.

Таблица 4
Протокол опроса

Номер картинки и вопрос Реакция испытуемого Примечание
1. Скажет    
Подумает    
Сделает    
2. Скажет    
Подумает    
Сделает    

Тест школьной тревожности (Ф. Филлипс)

Стимульный материал: тест, состоящий из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут предлагаться в письменном виде.
Порядок проведения. Инструкция: «Сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво. Над ответами долго не задумывайтесь. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ: ставьте знак плюс (Н-), если вы согласны с ним, или минус (—), если не согласны».
Вопросы
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса ударил тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что тебе страшно сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на .второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начинаешь выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одно-классников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то такое, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение других те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Можно ли сказать, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь то, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься для посещения школы так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, о том, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?1
53. Когда учитель собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит выполнить задание на доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста.

№ п/п Фактор Номера вопросов
1 Общая тревожность в школе 2,3,7, 12, 16,21,23,26,28, 46,47,48,49,50,51,52,53,
54,55,56,57,58 Σ=22
2 Переживание социального стресса 5, 10, 15,20,24,30,33,36,39, 42, 44
Σ=11
3 Фрустрация потребности в достижении успеха 1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32,
35,38,41,43
Σ=13
4 Страх самовыражения 27,31,34,37,40,45
Σ=6
5 Страх перед ситуацией проверки знаний 2,7, 12, 16,21,26
Σ=6
6 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8, 13,17,22
Σ=5
7 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14, 18,23,28
Σ=5
8 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6, 11,32,35,41,44,47
Σ=8

Ключ к вопросам «+» — Да, «—» — Нет.

1- 17- 33- 49-
2 — 18- 34- 50-
3- 19- 35 + 51-
4- 20 + 36 + 52-
5- 21 - 37- 53-
6- 22 + 38 + 54-
7- 23- 39 + 55-
8- 24 + 40- 56-
9- 25 + 41- 57-
10- 26- 42- 58-
11- 27- 43 +  
12- 28- 44 +  
13- 29- 45-  
14- 30+ 46-  
15- 31- 47-  
16- 32- 48-  

Результаты

1) Число несовпадений («+» — Да, «—» — Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений, в процентах: <50%; >50%; > 75%):
а) общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% от общего числа вопросов теста, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% — о высокой тревожности;
б) число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте, умножается на коэффициент (As). Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных факторов и их количеством.
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: абсолютное значение — <50%; > 50%; > 75%.
3) Представление этих данных в виде диаграммы.
4) Количество учащихся, имеющих несовпадения по оп-ределенному фактору <50% и > 75% (для всех факторов).
5) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
6) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе — эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное •состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — не-благоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх перед ситуацией проверки — негативное отношение и переживание тревоги перед проверкой (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей. Тревога по поводу оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Сочинение-конкурс «Кто смеется — тот умнеет»

Цель: выявление особенностей поведения детей. Эта цель замаскирована. Детям нужно сказать о своем поведении коротко и с юмором. Не у всех это получится, но попытаться стоит. Во-первых, интересно и весело, а во-вторых, могут вырваться наружу скрытые или неосознанные черты характера.
Порядок проведения. Перед началом конкурса учитель цитирует выдержки из сочинений третьеклассников, например: «Чтобы посмотреть, какие зубы у кошки, я попыталась открыть ей рот. Зубы хорошие. Моя рука не зажила до сих пор». Призы вручаются за лучшее сочинение, которое дети оценивают с точки зрения правдивости сказанного, юмора, оригинальности описанной ситуации.
Можно задавать конкретную ситуацию. Победа не присуждается, если дети обнаружат неточности.
Обработка результатов. Учитель, проводя этот конкурс, получает информацию о том: 1) как ребенок оценивает свои поступки; 2) как его оценивают одноклассники; 3) существуют ли различия в самооценке и оценках других.
При этом накапливаются данные о сильных и слабых качествах, выявляются дети, которым требуется коррекция поведения.

Назад Оглавление Далее