Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды

Допрофессиональная подготовка

Растениеводство

Цель: формирование навыков работы с растениями.

Задачи:

1. Формировать общие представления о растениях.
2. Учить обращаться с садово-огородным инвентарем.
3. Учить выполнять работу:

4. Учить соблюдать правила техники безопасности при сельхоз. работах.

Содержание.

1. Общие представления о растениях

2. Обращение с садово-огородным инвентарем

3. Выполнение работы

- с почвой:

- с семенами:

- по посадке растений:

- по уходу за растениями:

- по сбору урожая:

- по обработке, переработке и хранению урожая:

- по подготовке и использованию компоста:

4. Реализация сельскохозяйственной продукции

Возможные растения для учебных занятий:
салат, укроп, лук, петрушка, редис, бобы, чеснок, кабачки, тыква, мелисса, огурцы, томаты, картофель, георгины, бархатцы, комнатные растения и др.

Уборка рабочих помещений и территории

Цель: формирование умений поддерживать чистоту и порядок в помещениях и на территории школы.

Задачи:

Содержание:

1. Обращение с инвентарем.

1.1 Определение необходимого для работы инвентаря.
1.2 Подготовка инвентаря к работе.
1.3 Приемы работы с различным инвентарем (ведро, тачка, носилки, метла, швабра, лопата, механизированная косилка, грабли, вилы, лопаты и скребки для уборки снега, лом, щетки, водяной шланг, веник, мусорный совок, распылители для мытья окон и др.)
1.4 Соблюдение правил техники безопасности при обращении с инструментом.
1.5 Уход и хранение инвентаря.

2. Уборка мусора.

2.1 Собирание мусора в ведро, тачку, на носилки.
2.2 Вынос мусора в специальный контейнер.
2.3 Сжигание мусора.
- определение места для сжигания;
- сортировка мусора (горючий – не горючий);
2.4 Закапывание мусора.

3. Подметание территории.

3.1 Определение места и направления для подметания.
3.2 Погрузка песка, мусора в тачку лопатой.
3.3 Вывоз песка в определенное место (мусорный контейнер, яма и др.).

4. Кошение травы.

4.1 Кошение травы механизированной косилкой.
- запуск-остановка косилки;
- регулировка функций косилки;
- чистка механизмов косилки;

5. Уборка травы и листьев.

5.1 Сгребание скошенной травы в кучи граблями.
5.2 Погрузка травы в тачку, носилки вилами.
5.3 Вынос травы в определенное место (компостная яма).
5.4 Сгребание листьев.
- ознакомление с различными типами грабель (веерные, зубчатые и др.);
5.5 Сметание в кучи.
5.6 Погрузка в тачку.
- определение загруженности тачки (по объему, по тяжести);
5.7 Вывоз листьев.
- определение места для утилизации листьев (компостная яма, контейнер для мусора и др.);

6. Уборка снега.

6.1 Работа со снеговой лопатой.
- определение направления сгребания снега (от центра площадки к обочине, от края тротуара к другому краю, вдоль дорожки и др.)
6.2 Удаление слежавшегося снега скребком.
6.3 Обкалывание льда ломом.
6.4 Посыпание дорожек песком (солью).
- определение мест, нуждающихся в подсыпке (скользкие пандусы, ступени и др.);
- определение нужного количества песка, соли для выполнения данного объема работы (посредством условных емкостей: кружка, кастрюля для соли; ведро, тачка для песка);

7. Мытье школьного транспорта.

7.1 Выбор места для мытья транспорта.
7.2 Наполнение емкости (ведро, таз) водой.
7.3 Доставка емкости с чистой водой к транспорту.
7.4 Определение необходимости споласкивания щетки, швабры и замены воды.
7.5 Мытье из шланга.

8. Подметание пола.

8.1 Определение места для уборки и направления движения при подметания.
8.2 Заметание мусора на совок;
8.3 Высыпание мусора в урну.

9. Мытье пола.

9.1 Наполнение емкости для мытья пола (ведро, таз) водой.
9.2 Определение нужного количества моющего средства с использованием мерки и добавление его в воду;
9.3 Перенос емкости с чистой водой в определенное помещение (класс, коридор и др.).
9.4 Смачивание, отжимание тряпки.
9.5 Определение необходимости споласкивания тряпки и замены воды.
9.6 Выливание грязной воды в указанное место.
9.7 Просушивание мокрых тряпок.

10. Мытье окон.

10.1 Определение загрязненности окон.
10.2 Нанесение моющего средства на стекло (с помощью распылителя,
влажной тряпки и др.).
10.3 Смывание раствора влажной тряпкой.
10.4 Протирание стекла сухой тряпкой, газетой.
10.5 Использование специальных щеток для мытья окон.

Столярное дело.

Цель: формирование навыков деревообработки.

Задачи:

Содержание:

1. Знакомство с материалом и инструментом:

2. Подготовка к работе и уборка:

3. Работа с заготовкой:

3.1. Подготовительная работа с заготовкой:

3.2. Приёмы обработки деревянной заготовки:

3.3. Соединение деревянных деталей:

Возможные изделия из дерева:

разборные игрушки-пазлы, подставки под горячее, подсвечники, кубики и др.

Кройка и шитьё.

Пояснительная записка

Одним из направлений допрофессиональной подготовки является обучение элементам кройки и шитья, которое включает в себя ручное шитьё и кройку и шитьё на электрической швейной машине. Современные швейные электрические машины достаточно безопасны, но для работы на них должны быть сформированы необходимые навыки и умения.
В процессе обучения подростки, в зависимости от особенностей их психофизического развития, осваивают доступные операции с тканью с использованием различных инструментов и материалов. На занятиях дети учатся применять ранее сформированные представления, умения и навыки, например: разрезание ниток и ткани ножницами, обведение шаблонов, видение контура, использование понятий (мерка, метка, длинный-короткий, толстый-тонкий, одинаковый, форма предметов, площадь), ориентировка в пространстве (верх-низ, право-лево, начало, конец, середина) и т.д.
Осознание своей причастности к работе на электрической машине, изготовление нужных и красивых вещей для себя, для подарков или на продажу, изготовление авторских работ (возможность самовыражения) делают труд интересным для подростков, способствуют развитию чувства уверенности в себе и самоуважения.

Цель: Обучение элементам кройки и шитья.

Задачи:

Возможные изделия:

пошивочные изделия из ткани: салфетки, мешочки, сумки, нагрудники, кухонные принадлежности (прихватки, варежки), фартуки, юбки несложных фасонов и т.д.

Оборудование и материалы.

электрическая швейная машина.

ножницы, иглы, булавки, линейка или мерка-шаблон, выкройка-шаблон.

ткань, нитки, подсобный и декоративный материал (тесьма, резинки, ленты, бельевая веревка, пуговицы, кожа, бусинки, деревянные шарики, колечки и т.д.)

Содержание.

I. Ручное шитье.

1. Подготовка к шитью:

2. Выполнение шва «вперед иголкой» (наметочного шва):

Кройка и шитье на электрической швейной машине.

1. Подбор ткани и ниток:

2. Элементы кроя изделия или отдельных деталей:

3. Сборка изделия:

4. Подготовка электрической швейной машины к работе:

5. Шитье на электрической швейной машине:

6. Выворачивание изделия:

7. Глажение (см. «Уход за вещами»).

8. Подготовка и уборка рабочего места:

Ткачество

Пояснительная записка

Занятия ткачеством можно рассматривать как предмет допрофессиональной подготовки и как предмет художественного творчества. Обучение элементам ручного плетения развивает творческие способности детей, фантазию, способствует эмоциональному развитию. Перенесение рисунка, сделанного карандашом или красками на бумаге, на ковер из ниток, успешный подбор необходимых подсобных материалов, использование своего жизненного опыта, свое видение прекрасного дают ребенку возможность самовыражения.
На занятиях ручного плетения развивается внимание, усидчивость, способность ждать готового результата. В некоторых случаях занятия можно использовать для релаксации.
При обучении элементам ткачества происходит перенос ранее приобретенных знаний и умений, закрепление их и приобретение новых навыков работы с различными инструментами и материалами.

Цель: обучение изготовлению ткацких изделий.

Задачи:

Оборудование и материалы:

1. оборудование:

2. инструменты:

3. материалы:

Содержание.

1. Знакомство с устройством ткацкого станка и челнока.

2. Работа с нитками

3. Работа с челноком:

4. Ориентация на основе изделия.

6. Подготовка и уборка рабочего места:

Подготовка и уборка инструментов и материалов

Возможные изделия:

* Уточная нить – нить на челноке

Изготовление изделий из керамики

Работа с глиной является одним из видов занятий художественным творчеством. Необходимо помнить, что в таких занятиях выделяются два аспекта: творческий и технический. При работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями важными являются оба. Акцент может быть сделан как на творческой стороне процесса (и тогда главной становится задача целостного воздействия на личность ребенка), так и на технической стороне, с помощью которой можно развивать практические умения. Кроме того, глина обладает целым рядом свойств, дающих терапевтический эффект в ходе работы с детьми с различного рода нарушениями.

Цель: Обучение изготовлению керамических изделий

Задачи:

Содержание.

2. Изготовление заготовок для изделий:

3. Нанесение декоративных деталей:

4. Работа с глазурью:

5. Определение степени готовности изделия к обжигу (просохло\не просохло).

6. Обжиг:

Возможные изделия:

подсвечники, изразцы, цветочные горшки, вазы и др.

Изготовление батика

Пояснительная записка

Цель: обучение изготовлению батика.

Задачи:

Содержание.

Освоение последовательности операций при изготовлении батика:

1. натягивание ткани на рамку (закрепление кнопками);
2. раскрашивание красками внутри контура или отпечатывание штампов:

3. подготовка воска к работе:

4. покрывание ткани воском:

5. сминание ткани, покрытой воском;

6. разведение красителя в воде:

7. окрашивание ткани:

8. сушка ткани;

9. глажение ткани через газету:

Подготовка к работе и уборка рабочего места:

Возможные изделия из батика:

картины, открытки, сумки и др.

Полиграфия.

Пояснительная записка.
Современное полиграфическое оборудование и программное обеспечение позволяют выпускать качественную продукцию и при этом большинство операций не требуют высокой профессиональной подготовки. Простота обращения с аппаратурой, постоянный набор несложных операций и получаемый качественный продукт делают данную работу привлекательной и доступной для лиц с особыми возможностями.
Данная программа нацелена на обучение подростков с тяжелыми и множественными нарушениями выполнять доступные операции полиграфического производственного процесса.

Цель: учить детей доступным операциям по изготовлению иллюстрированных календарей и блокнотов.

Задачи:

Образовательные и содержание обучения:

Возможные изделия: визитки, календари, открытки, блокноты и др.

Назад Оглавление Конец