Логотип сайта aupam.ru
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды

Введение | Программы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития элементам художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой деятельности

Обучение и воспитание детей с тяжёлыми и множественными нарушениями

Детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития в течение многих лет называли «необучаемыми». Их обучение по программам общеобразовательной коррекционной школы затруднено или не эффективно, т. к. множественные нарушения не могут быть учтены рамками специальных образовательных программ, рассчитанных на какое-то одно из имеющихся нарушений. Вместе с тем, право каждого человека на образование требует создания условий для обучения всех детей, включая лиц с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Центр лечебной педагогики г. Пскова с 1993 года занимается обучением и воспитанием детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития от 6 до 18 лет. Основываясь на данных психолого-педагогических исследований, зарубежном и отечественном опыте работы с такими детьми, педагогическим коллективом Центра лечебной педагогики г. Пскова (ЦЛП) была начата работа над программами обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Общий список разрабатываемых программ включает: предметно-практическая деятельность, знакомство с окружающим миром, коммуникация (развитие речи, межличностные отношения); художественное творчество (рисование, лепка, аппликация); музыка и движение; физкультура; гигиена и половое воспитание; ведение домашнего хозяйства (уход за вещами, уборка помещения и территории, кулинария); социально-бытовая ориентировка (покупки, городской транспорт, получение услуг); введение в математику; допрофессиональная подготовка (растениеводство, деревообработка, полиграфия, керамика, батик, шитье, ткачество). В данный сборник включены те программы, которые связаны с трудовой допрофессиональной подготовкой.
Авторы программ основываются на таких гуманистических взглядах, которые рассматривают человека не как инструмент производства материальных ценностей, а как самоценность, вне зависимости от его возможностей и недостатков.
В этом свете обучение труду и профессиональной деятельности играет для человека с тяжёлыми и множественными нарушениями, в первую очередь, роль инструмента самореализации в процессе его включения в жизнь общества. Овладение действиями с предметами создаёт основу для дальнейшего успешного обучения ребёнка-инвалида в области художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и осуществления доступной трудовой деятельности. Успешность формируемых действий, общение и взаимодействие с окружающими людьми создают благоприятные условия социальной адаптации молодых инвалидов.

Назад Оглавление Далее