aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

3. Как достичь эффективного сотрудничества (несколько общих правил) | Права особого ребенка в России

Сила толерантного взаимодействия

Семья, воспитывающая особого ребенка, часто находится в состоянии нервного напряжения, которое забирает большое количество сил, необходимых для постоянного и полноценного развития ребенка. Однако и зарубежный, и отечественный опыт неоспоримо доказывает: именно семьям, воспитывающим особого ребенка, суждено стать той движущей силой, которая изменит общественное сознание и приведет к созданию условий для интеграции ребенка в обычном сообществе — чтобы он стал в этом мире «своим среди своих». Члены семьи, воспитывающей особого ребенка, невольно становятся «проводниками толерантности» — «инструкторами» по воспитанию в окружающих терпимости и гуманного отношения к своему ребенку. В различных жизненных ситуациях (в транспорте, общественных местах и т.д.) родители оказываются вынужденными вы-страивать нормальное взаимодействие с людьми, которым их жизненная коллизия незнакома и чужда и потому может вызывать реакцию оттор- же ния.
Этот трудный опыт преодоления отчужденности и неприязни позволяет родителям стать инициаторами плодотворного диалога с представителями различных ведомств, отвечающих за реабилитацию и образование детей с ограниченными возможностями. И если работник ведомства поддерживает такое стремление — возникает конструктивное взаимодействие, позволяющее снижать напряженность и двигаться к намеченной цели. Такое движение навстречу может помочь не только конкретному ребенку, но и нашему обществу в целом, позволяя ему стать более справедливым, просвещенным и гуманным.
Первый шаг на этом пути — знание родителями своих прав и умение успешно и максимально безболезненно разрешать возникающие в ходе реализации этих прав конфликты.

Соблюдение формальностей переписки

Нередко люди склонны пренебрегать формальностями. Но если фиксировать плоды своей деятельности — можно сберечь много времени и сил. Ведь каждый документ является отображением очередного важного шага, связанного с судьбой ребенка!
Действия родителей должны обязательно начаться с письменного заявления, зарегистрированного в канцелярии соответствующего ведомства. Родителям всегда необходимо помнить, что любой сотрудник может быть переведен на другую должность, пойти на повышение и т.д. И если не останется документального подтверждения истории вопроса, то новый человек, оказавшийся на этой должности, будет вынужден все начать с начала — пройденный отрезок пути будет аннулирован.
После составления письменного заявления (в нескольких экземплярах) необходимо сдать его в канцелярию ведомства и получить входящий номер на заранее заготовленной копии, которая останется у родителей. В крайнем случае, если делопроизводство в учреждении не отвечает принятым стандартам, на копии нужно получить подпись сотрудника, принявшего заявление, с датой его приема. Если по каким-либо причинам у родителей отказываются принять заявление, то его необходимо отправить по почте с уведомлением о вручении; пришедшее семье уведомление о вручении будет свидетельством того, что письмо достигло адресата.
Итак, официально подать заявление можно одним из двух способов: отнести в канцелярию ведомства либо отправить по почте, но — с обязательным соблюдением необходимых формальностей, описанных выше.
Законом установлена необходимость письменного ответа государственного органа или учреждения в течение 1 месяца на каждое поступившее обращение, поэтому независимо от способа передачи заявления — «из рук в руки» или по почте — родители вправе ожидать от адресата ответного письма.
И конечно же, родителям необходимо оставлять себе копии всех документов, возникших в процессе переписки. Никакие устные заявления во внимание не принимаются и не приближают взаимодействующие стороны к решению проблемы.

Использование документов

Основное правило, имеющее отношение к обсуждаемой теме: нико гда нельзя отдавать оригинал документа. Так, например, родителю, получившему на руки карту индивидуальной программы реабилитации (см. часть «О самом главном: индивидуальная программа реабилитации (ИПР)» в главе 5 «Реабилитация: организация качественной помощи особому ребенку»), или рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (см. подраздел «Как пройти ПМПК и получить заключение» в главе 6 «Образование особого ребенка»), или иные заключения экспертов, прежде всего необходимо сделать несколько копий, чтобы иметь возможность использовать их в качестве приложений в различной переписке. То же самое правило относится к документам, удостоверяющим личность (кроме случая подачи документа в суд), т.е. к паспорту родителя и свидетельству о рождении ребенка; к справке об инвалидности; к документам об оплате реабилитационных услуг (квитанции, приходные ордера, договора, расписки и т.п.); к письмам, полученным в процессе предыдущей переписки; к почтовым квитанциям и уведомлениям о вручении.
Ссылаясь на документы в различной переписке (письмах, заявлениях, жалобах и пр.), перечисляя их в качестве приложений, необходимо указывать реквизиты упоминаемых документов: номера и даты экспертных заключений, договоров, справок, квитанций; входящие номера и даты писем в различные организации.

Вынужденная мера: обращение в суд

В идеале взаимодействие родителей и специалистов различных ведомств должно происходить в духе взаимного уважения и соблюдения действующего законодательства: ведь обе стороны должна объединять общая цель
— вместе помочь ребенку. Поэтому, если удается преодолеть возникшее непонимание и начать сотрудничать, не прибегая к формальному языку суда, обе стороны выигрывают в значительно большей степени — как в человеческом плане, так и в плане приближения к общей цели.
Однако бывают ситуации, когда взаимодействие сторон может зайти в тупик. Такие случаи можно в целом разделить на следующие два типа.
1. Выше мы упоминали о «хаосе» в нормативных актах, регулирующих работу социальной сферы. Сплошь и рядом здесь встречаются ситуации, решение которых в правовых актах не урегулировано либо регулируется нечетко. Многие прогрессивные правовые механизмы пока не запущены
— ведомственные инструкции не приведены в соответствие с действующим законодательством. Государственные служащие не имеют права игнорировать ведомственную инструкцию, а ее изменения изнутри самого ведомства — это длительный и крайне инерционный процесс, возможный лишь при наличии доброй воли и высокой правовой грамотности работников социальной сферы. Если даже эти оба условия выполняются (у сотрудников ведомств есть и желание, и профессионализм) — чиновники всегда страшно перегружены работой. В такой ситуации — и это признают сами работники социальной сферы, зачастую предлагая этот вариант в качестве выхода! — быстрым решением конкретного вопроса может стать обращение родителей в суд. Получив разъяснение суда (судебное решение), со-трудники ведомств в дальнейшем будут обязаны ему следовать, отбросив опасения нарушить инструкции и уверенно руководствуясь собственной совестью, «развязав себе руки» в оказании максимальной помощи ребенку. Это — наиболее цивилизованный способ решения подобных проблем.
Отметим, что большая часть случаев, требующих вмешательства суда, относится именно к этому типу.
2. Второй тип ситуаций возникает тогда, когда функционер социальной сферы, недостаточно ориентирующийся в существующем законодательстве и принципах правовой поддержки особого ребенка, опирается в решении вопроса на привычные и понятные ему категории, твердо усвоив, к примеру, установку на общую экономию средств. Желая подобным образом «перестраховаться», такой сотрудник, как правило, выбирает политику «строгости» и запретов и отказывает семье особого ребенка в предоставлении полагающихся услуг. Чтобы выйти из создавшего положения, родители оказываются вынужденными перенести решение дела в суд.
В случае рассмотрения дела в судебном порядке необходимо иметь в виду следующее.
Если родители вынуждены обратиться в суд - следует во что бы то ни стало попытаться заручиться поддержкой юриста. Юрист должен быть хорошо знаком с ситуацией, сложившейся в конкретном случае, включая ее предысторию, и, по возможности, представлять родителя в суде (в оптимальном случае — вместе с самим родителем). Если такой возможности нет — необходимо, по крайней мере, дистанционно проконсультироваться с юристом, хорошо разбирающимся в проблеме. Без юриста обращаться в суд имеет смысл только тогда, когда родители хорошо ориентируются в правовом поле вокруг спорной проблемы, знают основы процессуального законодательства и уверены в правильном применении своей правовой эрудиции.
Напомним, что если в качестве заявителя выступает законный представитель ребенка, при подаче заявления в суд он освобождается от уплаты государственной пошлины.
Мы не ставили задачу дать родителям и сотрудникам социальной сферы исчерпывающую информацию обо всех коллизиях, которые могут встретиться в реальной ситуации на пути организации реабилитации особого ребенка: очевидно, что такую задачу решить вряд ли возможно. Мы хотели лишь рассказать о наиболее распространенных случаях нарушения прав особых детей на образование и реабилитацию и о наиболее действенных механизмах защиты и реализации этих прав. В случае же, если родители считают, что решение какой-либо структуры ущемляет интересы их ребенка и противоречит действующему законодательству, они должны всегда помнить о своем праве обратиться с жалобой в вышестоящую инстанцию, в прокуратуру или в приемную уполномоченного по защите прав человека или прав ребенка 1.

1. К счастью, здравое мышление и прогрессивная практика государственных ведомств в этой сфере постепенно отвоевывают все больше позиций. Поэтому подробности и особенности обращения в суд мы будем здесь рассматривать только в случаях, когда без этого пока невозможно обойтись, — в твердой надежде на то, что проблемы организации эффективной помощи особому ребенку удастся, руководствуясь настоящей брошюрой, решить внесудебным путем.

Назад Оглавление Далее