aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Система образования

Система образования в России (как это определено Законом об образовании) представляет собой совокупность следующих элементов.
- Образовательные стандарты и образовательные программы.
Государственные образовательные стандарты находятся в процессе разработки. Они включают федеральный, региональный компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов относится к компетенции федеральных органов государственной власти. Федеральные компоненты определяют обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Региональные (национально-региональные) компоненты государственных образовательных стандартов устанавливаются органами государственной власти республик, областей, краев и других субъектов Российской Федерации. Таким образом, обеспечивается единство требований к образовательным программам с одновременным учетом национальных и территориальных особенностей жизни и деятельности людей в различных регионах и местностях России. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
Закон об образовании определяет возможность установления специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся с отклонениями в развитии (ст. 7).
Образовательные программы непосредственно определяют содержание образования. Они подразделяются на два вида, - общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Обязательный минимум содержания каждой основной программы (как общеобразовательной, так и профессиональной) устанавливается государственным образовательным стандартом. Каждое образовательное учреждение на основе этого стандарта разрабатывает и принимает свои образовательные программы. Государство может разрабатывать примерные образовательные программы, как акты рекомендательного характера.
- Сеть образовательных учреждений (государственных, муниципальных, частных образовательных организаций).
Учредительные документы организации, предлагающей образовательные услуги, должны соответствовать требованиям Закона об образовании. В уставе учреждения должно быть указано, что оно является образовательным.
Любое образовательное учреждение (не только государственное или муниципальное) обязано соблюдать законодательство об образовании (то есть федеральные и региональные законы и иные нормативные правовые акты). Это определено в п. 3 ст. 12 Закона об образовании. Важную роль в правовом регулировании деятельности образовательных учреждений играют типовые положения об образовательных учреждениях, утверждаемые правительством России. Эти нормативные акты являются обязательными для государственных и муниципальных образовательных учреждений, на их основе разрабатываются уставы учреждений. Для частных образовательных учреждений такие правовые акты выполняют функцию рекомендательных, но не обязательных.
Каждое образовательное учреждение должно иметь учебный план, который представляет собой разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения. Государство разрабатывает базисные учебные планы и примерные программы учебных курсов и дисциплин.
- Органы управления образованием.
Органы управления образованием являются учредителями образовательных учреждений, утверждают их уставы, принимают наиболее значимые решения для образовательного учреждения как юридического лица, в том числе решают вопросы наделения их имуществом, необходимым оборудованием, реорганизации и ликвидации учреждений. К органам управления образованием относятся министерство образования и науки РФ, федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; региональные и муниципальные органы (в Архангельской области - департамент образования администрации Архангельской области, департамент образовании мэрии г. Архангельска).
- Общественные и иные объединения, осуществляющие деятельность в области образования.
Закон об образовании предоставляет право образовательным учреждениям создавать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием общественных объединений. Целью такого объединения является развитие и совершенствование образования. Следует отметить, что такого рода объединения не должны участвовать в политической деятельности и каких-либо иных сферах общественной жизни, не относящихся к образованию. В соответствии с Гражданским кодексом РФ некоммерческая организация (к их числу относятся и образовательные организации) вправе заниматься лишь такой деятельностью, которая соответствует целям ее создания.

Назад Оглавление Далее