Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды

Охрана здоровья учащихся

Одной из важных черт российского законодательства об образовании является включение в него норм об охране здоровья граждан. Закон исходит из того, что в ходе обучения не должно допускаться причинения вреда жизни и здоровью учащихся. Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет жизни и здоровья человека (ст. 2 Закона об образовании). Поэтому ряд нормативных актов закрепляет обязанности образовательных учреждений по охране здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно п. 3 ст. 32 Закона об образовании образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников, а также работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Особая статья Закона об образовании закрепляет права учащихся и обязанности образовательного учреждения по охране здоровья (ст. 51):
- образовательное учреждение обязано создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка и режим занятий должны основываться на рекомендациях, согласованных с органами здравоохранения;
- дети, нуждающиеся в длительном лечении, имеют право на обучение в оздоровительных образовательных учреждениях, в том числе санаторного типа;
- для медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников образовательное учреждение обязано предоставить помещение, а органы здравоохранения должны обеспечить работу медицинского работника;
- расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания.
Директор образовательного учреждения несет ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся.
В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 закреплено право несовершеннолетних на санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов (ст. 24).
В соответствии с п. 13 ст. 29 Закона об образовании органы власти субъектов РФ ведают вопросами установления дополнительных к федеральным требований в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений образовательных учреждений.
Согласно подпункту 19 п.2 ст. 32 Закона об образовании к компетенции образовательного учреждения относится создание необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания, медицинских учреждений, контроль их работы.
В целях дополнительной охраны здоровья учащихся, необходимости их абилитации (реабилитации) нормативными актами предусматривается обязанность образовательных учреждений осуществлять образовательный процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с органами здравоохранения.
В соответствии со ст. 18 Закона о социальной защите инвалидов образовательные учреждения должны обеспечивать образование детей инвалидов совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения.
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении устанавливает, что специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии определяются министерством образования совместно с министерством здравоохранения. Коррекционное учреждение обязано обеспечить воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Оказание бесплатной медицинской помощи в образовательных учреждениях - это обычная основанная на законе практика. За организацию медицинских пунктов на территории образовательных учреждений ответственны органы управления здравоохранением. Для детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, установлены дополнительные гарантии медицинского обеспечения.
Согласно типовому положению об общеобразовательном учреждении медицинский персонал, закрепленный органом здравоохранения за этим учреждением, обеспечивает медицинское обслуживание обучающихся и несет наряду с администрацией и педагогами ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить помещение для работы медицинских работников.
В соответствии с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении такие учреждения имеют штатных медицинских работников, которые вместе с администрацией учреждения отвечают за охрану здоровья, укрепление психофизического состояния воспитанников, организацию физического воспитания и закаливания, питания детей. Медицинские работники должны оказывать помощь педагогам в организации индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом их здоровья и особенностей развития, давать соответствующие рекомендации педагогам и родителям (п. 30-31).
К нормам об охране здоровья учащихся можно отнести также те положения нормативных актов, которые закрепляют право на питание обучающихся, воспитанников во время учебного дня. Такие нормы содержатся, как правило, в подзаконных нормативных правовых актах.
Не только те дети, которые учатся и проживают, но и те, что учатся, не проживая в образовательном учреждении (интернате), обеспечиваются питанием.
Например, типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении определяет, что воспитанники, не проживающие в учреждении, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (п. 46).

Назад Оглавление Далее