Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды

Психилого-медико-педагогическая комиссия

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) - это группа специалистов, которая играет особую роль в получении специального образования детьми с отклонениями в развитии. Закон об образовании возлагает на это объединение полномочия по выдаче заключений, которые являются основанием для направления ребенка с согласия родителей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение (п. 10 ст. 50).
ПМПК не является учреждением медико-социальной экспертизы, не устанавливает инвалидность, не связана выводами медицинских экспертов.
В соответствии с действующим подзаконным нормативным актом «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденным приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005 № 535 одним из критериев для определения степени ограничения жизнедеятельности является способность к обучению. Данный нормативный акт определяет способность к обучению как способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).
Ограничения способности к обучению специалисты учреждений медико-социальной экспертизы устанавливают исходя из следующих правил о степени выраженности таких ограничений.
1 степень - способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.
2 степень - способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.
3 степень - неспособность к обучению.
Следует иметь в виду, что указанный нормативный правовой акт является подзаконным, может применяться лишь в части, не противоречащей закону. Он предназначен для применения исключительно специалистами учреждений медико- социальной экспертизы и не может препятствовать получению ребенком образования. Даже если эксперты установили у ребенка 3 степень ограничения способности к обучению, это не означает, что он не может и не должен обучаться в образовательном учреждении.
Основным всегда остается конституционное правило о том, что каждый имеет право на образование. Закон об образовании также не содержит исключений из общего правила об обязательности основного общего образования. Оно обязательно равным образом для всех. Поэтому отказ в принятии ребенка в образовательное учреждение на том основании, что медицинские эксперты установили, что ребенок неспособен к обучению является нарушением Конституции России и Закона об образовании, и следовательно, недопустим.
Вышеуказанные классификации и критерии как мы указывали выше, обязательны для специалистов учреждений медико-социальной экспертизы, но не для специалистов ПМПК.
ПМПК является частью системы образования и должна определять потребности ребенка в специальных условиях обучения.
Такая комиссия представляет собой «совет» специалистов, основная задача которого - помочь родителю принять правильное решение об обучении ребенка с учетом его интересов. Комиссия не может принять решение вместо родителя, направить ребенка в специальное учреждение (группу) без согласия родителя по закону невозможно.
Правовое положение ПМПК в настоящее время не определено законом, поэтому недостатки в ее работе неизбежны.
В отсутствие нормативного акта федерального уровня деятельность ПМПК регулируется положениями, принятыми в 70-х гг., а также нормативными актами, принимаемыми в регионах, в соответствии с рекомендациями министерства образования.
Положения о ПМПК, принятые до принятия Конституции РФ и введения в действие Закона об образовании, действуют в части, не противоречащей этим актам. В 1974 году министерством просвещения СССР приняты положения об областной и о республиканской медико-педагогической комиссии. Положение об областной медико-педагогической комиссии устанавливает, что эта комиссия образуется при органе управления образованием. В ее состав также входит представитель органа здравоохранения. Место нахождения комиссии (детская больница, специальная школа или дошкольное учреждение) выбирается с учетом необходимых условий для всестороннего обследования детей.
К полномочиям комиссии в соответствии с данным актом относится, в частности, консультирование родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в развитии, не подлежащих направлению в специальные школы и дошкольные учреждения. Комиссия может давать родителям советы в отношении выбора образовательного учреждения, предлагать рекомендации по составу специальных образовательных услуг. Но она не вправе без согласия родителей принимать решение о том, в каком учреждении будет обучаться ребенок.
Органы управления образованием, в том числе и в Архангельской области, при организации деятельности ПМПК руководствуются письмами управления специального образования министерства образования РФ. Инструктивное письмо о психолого-медико-педагогической комиссии принято управлением 14.07.2003 № 27/2967-6. Данным письмо определено, что ПМПК реализует консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.
ПМПК создается как учреждение с целью организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.
Основные задачи ПМПК (определены вышеуказанным инструктивным письмом):
- своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с отклонениями в развитии;
- комплексная всесторонняя, динамическая диагностика отклонений в развитии ребенка и его потенциальных возможностей;
- определение специальных условий развития, воспитания, обучения детей с отклонениями в развитии;
- содействие и инициирование организации условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
- внедрение современных технологий диагностики и кор рекционной работы с детьми;
- формирование банка данных о детях и подростках с отклонениями в развитии;
- своевременное направление детей в научно-исследовательские, лечебно-профилактические, оздоровительные, реабилитационные и другие учреждения при возникновении трудностей диагностики, неэффективности оказываемой помощи;
- консультирование родителей (законных представителей), педагогических и медицинских работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении;
- участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры населения;
- содействие процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии.
ПМПК осуществляет организацию диагностико-коррекционной помощи детям младенческого, раннего, дошкольного и школьного возрастов, не охваченных системой специального образования.
Направление в комиссию может выдавать образовательное учреждение, где обучается ребенок. Направление осуществляется по заявлению родителей. Инициаторами обследования детей в ПМПК (как определяет вышеуказанное инструктивное письмо) могут быть специалисты образовательных учреждений, учреждений, занимающихся обеспечением и защитой прав детей и подростков с отклонениями в развитии, лечебно- профилактические, общественные и другие организации.
Родители (законные представители) имеют право присутствовать при обследовании ребенка, знакомиться с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. В случае несогласия с заключением ПМПК они вправе обратиться в вышестоящую ПМПК.
Письмом от 06.04.2004 № 26/188-6и управление специального образования министерства образования РФ обращает внимание органов управления образованием субъектов РФ на необходимость соблюдения права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, не допуская вынесения заключений ПМПК в отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой умственной отсталостью, препятствующих осуществлению права на образование. ПМПК и органы управления образованием, подчеркивает управление, должны гарантировать доступность образования. В письме отмечается, что федеральное законодательство не содержит каких-либо противопоказаний к обучению детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Такая позиция подтверждается и судебной практикой. Верховный суд РФ, рассматривая дело по заявлению, в котором оспаривалась обязательность заключения ПМПК о готовности ребенка к обучению при приеме в 1й класс, сделал вывод о том, что такое заключение не нарушает права ребенка на образование. В решении от 15.09.2005 № ГКПИ05-1071 Верховный суд РФ, анализируя п.10 ст. 50 Закона об образовании, усматривает, что заключение указанной комиссии, как и ее прохождение, направлено на охрану здоровья детей и носит консультационный (рекомендательный) характер и не является основанием к отказу в принятии ребенка в образовательное учреждение, то есть не препятствует получению основного общего образования.

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы