Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Дети-инвалиды

Специальное образование

Законами не определено понятие «специальное образование», федеральные законы об образовании и о социальной защите инвалидов указывают отдельные его характеристики (средства и задачи), такие как специальные условия получения образования, специальные учебные пособия и литература, услуги сурдопереводчиков, коррекция нарушений развития, социальная адаптация на основе специальных педагогических подходов, интеграция в общество.
Модельный закон СНГ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» (см. сайт http//www. cis.unibel.by) определяет специальное образование как образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в специальных условиях. К специальным условиям этот акт относит условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среду жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Этот акт не является законом Российской Федерации, поэтому он не может применяться непосредственно, но он может быть использован для разработки российского закона.
Под специальными условиями получения образования имеются в виду не только технические, но, прежде всего, учебно-методические условия и средства, специальные образовательные программы, специальные образовательные стандарты. Содержание и методы специального образования разрабатываются наукой специальной педагогики.
Мероприятия, относящиеся к специальному образованию, могут определяться в индивидуальном учебном плане (индивидуальной образовательной программе) ребенка, который может быть составлен на основе утвержденной образовательным учреждением образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей ребенка.
В соответствии с п. 10 ст. 50 федерального закона об образовании предусматривается создание специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп) для детей и подростков с отклонениями в развитии. Однако специальное образование может быть получено не только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детских садах компенсирующего вида, но и в других учреждениях, прежде всего учреждениях общего типа (то есть обычных образовательных учреждениях по месту жительства). Для этого должны создаваться необходимые условия. Это вытекает из основных принципов в области образования (общедоступность, недопустимость дискриминации, адаптивность системы образования к особенностям развития обучающихся), закрепленных в ст. 3 и 5 Закона об образовании.
Федеральный закон о социальной защите инвалидов предусматривает, что специальные условия образования детям- инвалидам создаются лишь при невозможности их обучения в условиях образовательного учреждения общего типа (ст. 18).
Особенностью специального образования (обучения детей с ограниченными возможностями здоровья) является возможность продлить срок обучения по сравнению с нормативным сроком.
Согласно федеральному закону об образовании предельный возраст получения 8-9-летнего школьного образования (основного общего) по очной форме обучения в общеобразовательном учреждении составляет 18 лет. Но для детей с отклонениями в развитии предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен (п. 5 ст. 19 Федерального закона об образовании). Закон не указывает, в каких пределах может быть сделано такое увеличение.
Следовательно, если по заключению специалиста для освоения программы основного общего образования ребенку, имеющему отклонения в развитии, необходимо дополнительное время, предельный возраст его обучения должен быть увеличен. Такое заключение, например, может дать ПМПК, которая производит оценку образовательных возможностей ребенка и необходимости создания для него специальных условий обучения.
Иногда образовательные услуги предлагаются ребенку, посещающему реабилитационный центр или иное учреждение, подведомственное органам социальной защиты. Учреждение социальной защиты не вправе оказывать образовательные услуги самостоятельно, но может заключать договоры с образовательными учреждениями, предусматривающие оказание образовательных услуг детям. В этом случае ребенок, посещая центр, будет являться в то же время учащимся определенного класса (группы) этого образовательного учреждения.

Назад Оглавление Далее