aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды

Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Закон об образовании закрепляет две важные гарантии образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ст. 5):
- государство должно создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
- всем гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность образования.
Образование лиц, имеющих инвалидность, должно осуществляться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, которую заполняет учреждение медико-социальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации содержит раздел «психолого-педагогическая реабилитация», который определяет комплекс мероприятий, обеспечивающих образование ребенка с инвалидностью. Этот раздел включает следующие строки:
- получение дошкольного воспитания и обучения. В этой графе вносится запись о конкретном типе (виде) дошкольного образовательного учреждения, в котором рекомендуется получение дошкольного воспитания и обучения согласно заключению учреждения МСЭ;
- получение общего образования - вносится запись об уровне образования с указанием типа образовательного учреждения (обычное, специальное (коррекционное) и формы обучения;
- психолого-педагогическая коррекционная работа - вносится запись о видах психолого-педагогической коррекции (коррекция несформированности высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями, формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и другое);
- технические средства реабилитации для обучения - перечисляются технические средства реабилитации, в которых нуждается ребенок-инвалид для обучения;
- социально-педагогический патронаж семьи - указывается нуждаемость или отсутствие нуждаемости в этой услуге.
Этот раздел заполняется для детей в возрасте до 18 лет.
Мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному обучению включаются в раздел «Программа профессиональной реабилитации», который заполняется для граждан 14 лет и старше.
Индивидуальную программу реабилитации заполняет учреждение медико-социальной экспертизы согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - федеральный закон о социальной защите инвалидов). Однако фактически рекомендации по обучению, коррекционной работе, применению специального образования разрабатывает другой орган - психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), создаваемый в соответствии с федеральным законом об образовании (о ПМПК см. параграф 8).
В соответствии со ст. 64 Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Поэтому родители имеют право при составлении индивидуальной программы реабилитации для ребенка задавать вопросы, высказывать свое мнение, представлять заключения (рекомендации) специалистов в области специальной педагогики.
Действия учреждения медико-социальной экспертизы в связи с составлением индивидуальной программы реабилитации (поскольку они имеют юридическое значение, то есть могут влиять на права и обязанности граждан и организаций) могут быть обжалованы в вышестоящее учреждение медико-социальной экспертизы (областное бюро, федеральное бюро), прокуратуру, суд. Заключение ПМПК также может быть обжаловано в вышестоящий орган ПМПК, соответствующий орган управления образованием (городской, районный или областной), а также в суд.

Назад Оглавление Далее