aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Социально-психологическая реабилитация детей-инвалидов средствами куклотерапии Захарова Г. Ю. Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Центр социально-психологической помощи населению Захарова Г. Ю., педагог-психолог

Под инвалидностью понимают стойкое длительное или постоянное нарушение трудоспособности либо значительное ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием (врожденными дефектами сердечно-сосудистой системы, костно-суставного аппарата, органов слуха, зрения, центральной нервной системы, органов кроветворения и др).
Дети инвалиды, зная свою «отличность» от других, зачастую переживают эмоциональное отвержение, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессию. Испытывают трудности в эмоциональном развитии (либо - импульсивны, агрессивны, либо замкнуты, тревожны). Дети с ограниченными возможностями нередко обладают негативной «Я-концепцией», дисгармоничной, искаженной самооценкой, низкой степенью самопринятия, и, как следствие, в их поведении могут наблюдаться нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность положением в семье, ревность, враждебность к окружающим. Поэтому очень важно своевременно оказать помощь таким «особым» клиентам в повышении их адаптационных возможностей.
В этой работе педагог-психолог может обратиться к куклотерапии, как к одной из форм арт- терапии.
Арт-терапия позволяет:
- создать положительный эмоциональный настрой как в группе, так и индивидуально со специалистом;
- усилить ощущение целостности собственной личности;
- обеспечить процесс коммуникации со сверстниками, психологом и другими взрослыми;
- обратиться к глубинным проблемам, чувствам, переживаниям личности, фантазиям, которые по каким-либо причинам не вербализируются клиентом;
- экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;
- разряжать эмоциональное напряжение;
- развивать чувство внутреннего контроля;
- развивать воображение, творчески самовыражаться, приобретать эстетический опыт;
- повысить адаптационные способности человека к повседневной жизни;
- эффективно корректировать различные отклонения и нарушения личностного развития, так как арт-терапия опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления;
- выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности, тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском (детском) доме.
Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются в подобной помощи. Куклотерапия - одна из составляющих терапии искусством, а значит, преследует те же цели, что и перечисленные выше. Особенностью этой формы арт-терапии является использование в работе кукол:
- пальчиковых (бумажных и лоскутных),
- тряпичных (оберегов),
- марионеток.
Человечество знакомо с куклами с древних времен. Деревянные, глиняные, соломенные, тряпичные и прочие фигурки использовались в играх, обрядах и ритуалах детей и взрослых. Так, например, на Руси на Троицу девушки из высушенной травы, которую называли Кукушкины слезки, изготавливали куклу-кукушку. Избавляясь от нее, девушка принимала на себя обязательство «не быть кукушкой», провозглашая тем самым материнство в лучшем его проявлении. Куклы-обереги, с любовью сшитые и переданные дочке от мамы, выполняли роль связующей нити между поколениями, наделялись способностью охранять девочку от невзгод. Куклы упоминались в сказках как прообраз женской интуиции, внутреннего голоса, помогали героине сказки найти выход из трудной ситуации.
В современном мире, как считают педагоги, игра с куклами занимает особое место в освоении детьми социальных ролей взрослых. Психологи рассматривают куклу как персонифицированный образ автора, своеобразный портрет владельца. Человек неосознанно наделяет куклу особыми чертами, которые расцениваются как его собственные свойства. Через куклу клиент учится принимать себя самого. Происходит идентификация себя с образом куклы, действует механизм проекции, а также срабатывает принцип диссоциированности человека с проблемой, то есть, наблюдая проблему со стороны, через манипуляции с куклой, клиент приобретает уверенность в возможности изменения трудной ситуации или своих негативных черт.
В процессе работы с куклой происходит катарсический эффект безопасного признания ребенком подавляемых чувств и эмоций: разрешается от лица куклы покричать, подраться, поругаться и пр. К тому же куклы позволяют детям освоить социальные роли взрослых. Терапия куклами имеет ряд преимуществ перед терапией рисунками:
- активизация механизмов проекции и идентификации через куклу, как продолжение руки ребенка;
- снятие страха перед творчеством, что часто встречается у старших детей, познавших горести неудачных попыток самоутверждения в других жизненных сферах;
- более раннее участие детей в арт-терапевтическом процессе (символическая деятельность ребенка формируется только к 5-6 годам, и рисование сводится к освоению детьми материалов и способов изображения; а игра с куклами более знакома детям к этому возрасту).
Однако важно понимать, что исцеляет не сама кукла - клочок бумаги, ткани, ниток, а работа с ней: манипуляция куклой (от изготовления до помещения на хранение или уничтожение); а также совместное обсуждение с ребенком «чувств и поведения» куклы как образа самого автора.
Работу с куклами можно свести к общему плану:
- изготовление одной или нескольких кукол либо выбор куклы (например, марионетки);
- выбор имени для куклы;
- описание истории куклы;
- обсуждение кукольных историй (сказок, притч, басен и пр.);
- составление новой (терапевтической, исцеляющей) сказки и проигрывание ее;
- обсуждение новых сказок.
Работа с куклами - творческий процесс с первых минут знакомства с ними. Дети 8-9 лет, владеющие элементарными навыками шитья, могут привлекаться к изготовлению кукол - марионеток. Дети помладше или дети с ЗПР способны смастерить себе куклу попроще. Например, склеить бумажный цилиндр по размеру пальца руки, нарисовать части лица, украсить шляпкой, прической и пр. Изготовление тряпичной куклы вообще не требует ни иглы, ни клея - достаточно перевязать валик из ткани в нескольких местах, оформив ручки, туловище и голову. Если на изготовление куклы нет времени или ребенок не способен выполнить перечисленные действия, можно предложить ему выбрать куклу, заранее изготовленную взрослыми. В арсенале психолога, работающего с группой детей, должно быть несколько таких готовых кукол. Образ будущей куклы ребенок вправе выбрать из известной сказки (например, Золушка, Красная Шапочка, Баба-Яга, Маленький принц и др.) либо воплотить на бумаге или в ткани свой неповторимый образ сказочного героя (например, куклы Замарашки, Лентяйки, Храбреца).
Держа в руках свое миниатюрное подобие, ребенок дает кукле имя, которое сообщает группе участников тренинга, например, «Мою куклу зовут Бармалей». Описание детьми характерных черт куклы («... он злой, коварный и вредный ...») может быть использовано психологом в диагностических целях. Имя куклы из известной сказки с удовольствием угадывается детьми по описанию сказочного героя. Например, Мальвину несложно угадать со слов: «Моя кукла носит красивое платье, у нее длинные голубые волосы... она любит поучать мальчика с длинным носом она дружит с пуделем».
После «знакомства кукол» психолог просит детей рассказать кукольную историю от третьего лица («Жила-была кукла по имени ...») либо от первого лица («Жила-была Я ...»). Возможны вариации этого упражнения: заранее продумать и написать текст в течение определенного времени, и только после этого читать. Для детей постарше с сохранным интеллектом предлагается ограничение до 5 предложений в истории.
Процессы изготовления (выбора) куклы, игры с ней, написание истории требуют обязательного обсуждения в группе или наедине со специалистом. Примерные вопросы для обсуждения: «Что ты чувствовал, когда.?», «Чем привлекла тебя эта кукла?», «Почему захотелось поменять эту куклу на другую?». Необходимо сделать акцент на положительных и отрицательных чертах характера куклы (например, «Мои лучшие черты ..., а еще моя кукла.»).
Вопросы типа «Какие черты характера героя помогли ему преодолеть препятствия?», «Какие способы они использовали для преодоления препятствий?», «Может ли герой и в следующий раз воспользоваться этими способами?», «Какой из способов вам больше понравился?» помогут ребенку проанализировать трудности, возникшие в кукольной истории, осознать пути преодоления препятствий сказочным героем.
Далее самим ребенком, группой детей или взрослыми составляется и проигрывается новая сказка, которая может быть составлена:
- по собственному замыслу взрослым или ребенком;
- по предложенному плану, содержащему ключевые моменты сказки;
- по сказочным зачинам;
- по заданной тематике.
В качестве плана для написания новой сказки можно использовать элементы, выделенные итальянским детским писателем Дж. Родари (20 элементов) или советским фольклористом Проппом (31элемент). Эти элементы представляют собой этапы прохождения сказочным героем препятствий, чудесных превращений, включающих встречу с волшебником, борьбу со злом и победу над ним. Название элементов может быть оформлено в карточках, изготовленных специалистом, и используется в качестве помощи ребенку в составлении сказочного сюжета, заранее настроенного на позитивный исход истории, на нахождение клиентом выхода из трудной ситуации.
Сказку можно составить и по сказочному зачину, определяющему тематику, проблему будущей сказки, содержащему характеристику главного персонажа. Например, «Зайчик прослыл трусливым даже среди других зайцев, никогда не отличавшихся смелостью. Он боялся не только волка и темноты, но и новых знакомых, собственного отражения и белых халатов. Чуть что, он забирался в свою норку и дрожал там, проливая слезы над собственной горькой судьбой...».
Если требуется проработка определенной проблемы клиента (ночные кошмары, школьная дезадаптация и пр.), рекомендуется сочинить сказку с участием своей куклы по теме, предложенной психологом или родителями. Например: «Когда я был маленьким ...», «Когда я стану взрослым.», «Мне приснился сон», «Однажды в школе.», «Моя кукла очень боялась ...», «Жил-был непоседливый мальчик, которому все время делали замечания ...» Обсуждая получившиеся сказки (истории, басни, притчи и т.п.), следует акцентировать внимание детей на найденных способах решения проблемы. Например, задав вопрос: «Могут ли люди в жизни использовать сказку в качестве примера?»
В качестве напоминания об имеющемся позитивном опыте, полученном на занятиях куклотерапии, подросткам с сохранным интеллектом предлагаются (на листке или в записи на аудиокассете) слова Пауло Коэльо из книги «Воин света»: «После того как сумеешь преодолеть трудности, возвращайся памятью своей не к тому, сколь тяжко тебе это далось, а к радости, что ты с честью сумел выдержать это испытание. Оправившись после тяжелого недуга, думай не о страданиях, которые пришлось пережить, но о благодати Бога, позволившего тебе исцелиться. До гробовой доски храни в памяти то хорошее и доброе, что родилось из трудностей. Они станут испытанием твоей силы и придадут тебе уверенности перед лицом новых препятствий».
Вышеуказанный план работы с куклами не является догмой и может быть изменен специалистом по необходимости. Однако важно сохранить рефлексивные моменты для отслеживания эффекта куклотерапии.
Данный план может быть реализован на нескольких занятиях. Их количество будет зависеть от численности группы и состояния здоровья участников, а так же возраста детей, способных к рефлексии, физическому труду (при изготовлении кукол).
При подключении к работе с куклами родителей или педагогов рекомендую провести занятие, включающее информацию об особенностях написания терапевтических сказочных историй для детей.
Куклотерапия неразрывно связана со сказкотерапией. Ведь сказки полны героев и ситуаций, похожих на клиентов и их проблемы, которые можно отобразить в куклах и играх с ними. Слушая и проигрывая сказки с куклами, ребенок накапливает в своем бессознательном своеобразный банк способов разрешения трудных ситуаций. Ребенок воспринимает решение героя как собственное достижение и приобретает уверенность в своих силах. Таким образом, куклотерапия является эффективным и безопасным методом активизации личностных ресурсов человека, что особенно важно в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведь куклотерапия помогает найти сильные стороны ребенка, использовать сохранные функции организма, тем самым, решая проблему адаптации «особых детей» к жизни.

Назад Оглавление Далее