Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Дети-инвалиды Физкультура

Пластическая терапия (пластический тренинг), Казаринов А. С., Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Марийский республиканский колледж культуры и искусства им. И. С. Палантия Казаринов А. С., преподаватель

...того, к чему способно тело, до сих пор никто еще не определил...
Б. Спиноза

Сценическая телесная пластика является отражением пластики художественной: те образные средства, которые используют художники, скульпторы, архитекторы, находят свое выражение на сцене. В связи с тем, что театр движения доступен для понимания разноязычной публики, дети с проблемами слуха имеют возможность выступать перед неспециализированной аудиторией. Пластический тренинг можно рассматривать как психодраматическое действие, которое осуществляется посредством невербального проигрывания художественных образов - в любом движении можно прочитать мысли, чувства, передать идеи. Сознание и тело неразделимы, это единое целое, познающее мир через эмоции. Тема связи тела и души всегда волновала общественное сознание - на смену культа тела приходило осознание божественной сущности человека. В конечном счете, все сводилось к поиску идеала, как гармоничному сочетанию души и тела, духа и материи. Таким образом, можно говорить о том, что театр движения - это неповторимое, непредсказуемое состояние «тело - сознание»: в движении «вовне» тело познает окружающее его пространство, в то время как в движении «внутрь» тело познает свою природу, механизмы саморегуляции, постигая тем самым законы бытия. Познавая себя и передавая свои открытия другим, тело расширяет определенные рамки и возможности своего существования, которое и реализуются в театре движения. Для каждой культуры и субкультурной группы существует определенный набор невербальных выразительных средств, отражающих социально - ценностные ориентиры личности. Во время занятий с детьми с проблемами слуха мы исходили из того, что способ восприятия и интерпретации учащимися тренинговых заданий отражает неповторимость и устойчивость индивидуальных качеств и черт личности. Так, детям предлагалось как можно быстрее найти ответ на вопрос ведущего и продемонстрировать его с помощью пластики. В ходе задания участникам тренинга задавались воображаемые ситуации, которые позволяли выявить степень осознания учащимися образа своего «Я» и тех проблем, которые существовали у них при общении.
При проведении пластического тренинга сначала проводится разминка (разогрев учащихся). После этого ведущий предлагает задания на индивидуальное исполнение, затем - исполнение в паре и только после этого - в группе.
В пластическом тренинге с глухими и слабо слышащими детьми за основу была взята импульсно - волновая техника движения. Волна - это основа пластичности, а без импульса невозможно начало или изменение движения.
Перед началом тренинга ведущий настраивает учащихся на работу, создает доброжелательную атмосферу. В качестве разогревающих движений можно использовать изгибы, наклоны, повороты и волнообразные движения корпуса в сочетании с плие по параллельным и выворотным положениям стоп. Разогрев тела можно провести и на полу в положениях «сидя» и «лежа», используя следующие упражнения.
«Танец отдельных частей тела». Цель упражнения - разогрев учащихся, осознание и снятие мышечных зажимов. Для выполнения упражнения группа становится в круг, ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен («танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук» и т. д.). Учащиеся стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
«Растение». Цель упражнения - осознание того, что тело может откликаться на тот пластический образ, который ему хотелось бы передать. Участникам тренинга предлагается представить себя растением, вырастающим из семечка, посаженного в землю, В процессе выполнения задания дети должны показать весь процесс роста (от зарождения до цветения). По мере усвоения данного упражнения задание можно изменять введением дополнительных заданий. Например, передать состояние растения (цветка, куста, дерева, водоросли и т. п.), изменяющееся под воздействием стихии (дождя, ветра, бури и др.).
«Мороженое». Проигрывается ситуация обратная той, которая рассматривалась в предыдущем этюде. Показать, как от аппетитного, целого, холодного и твердого мороженого под воздействием тепла (солнца) остается лишь небольшая лужица.
«Замок». Партнеры становятся друг напротив друга, при этом они соединяют противоположные руки в замке. Один из них перемещается в пространстве в различных направлениях (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях). Участники следят за тем, чтобы не было напряжения в кисти. Ведущий участник задает направление движения, а ведомый должен двигаться соответственно заданному направлению. При повторении участники меняются ролями. При выполнении этого упражнения у учащихся, наряду с владением пластикой своего тела, вырабатывается умение приспосабливаться и учитывать мнение и интересы других участников группы.
«Зеркало». Партнеры находятся друг напротив друга (один - зеркальное отражение другого). Руки касаются друг друга ладонями, но не фиксируются партнерами, при осуществлении движения ладонь должна оставаться в изначальной позиции, не смещаясь в стороны. В процессе проигрывания этюда партнер должен не копировать движения, а отражать их, выполнять совместно с партнером. Вначале упражнение рекомендуется исполнять в очень медленном темпе, впоследствии темп может изменяться. Цель упражнения - развитие внимания, коммуникативных навыков учащихся. На последующих занятиях партнеры не касаются друг друга руками, при этом расстояние может варьироваться.
«Вода». Участникам тренинга предлагается представить, что они находятся в воде. Сначала они двигаются по прямой линии (как пловцы в бассейне). Используются уровни в положении лежа, сидя, на коленях, перевороты, любые движения, на какие отзывается тело. При этом они не должны придумывать движения, тело само находит траекторию. Главное требование при выполнении данного упражнения - это непрерывность, пластичность движения, у зрителя должна возникнуть иллюзия текучести воды. Сначала упражнение исполняется в медленном темпе, затем в среднем и быстром. Скорость течения воды не должна быть постоянной, она то больше, то меньше, поэтому здесь необходимо использовать импульсную технику. По мере усвоения пластики воды используется все пространство и одновременное движение всей группы.
«Ветер». Задание аналогично предыдущему, но в нем используются не только «партерные» уровни, но и прыжки, вращения и т. п. Участникам дается задание представить себя листом, который несет ветер. Порядок усвоения этого задания такой же, как и в этюде «Вода». В упражнениях «Вода» и «Ветер» возникают иллюзии силы, времени, пространства. «Кокон». Кпражнение для всей группы. Участники представляют, что находятся внутри кокона, который повторяет контуры их тел, находясь на небольшом от них расстоянии. Постепенно сближаясь, участники, тем не менее, не могут прикоснуться друг к другу. Даже переплетаясь телами, они не должны соприкасаться. Целью этого этюда является понимание и принятие участниками неприкосновенности определенного пространства вокруг партнеров. «Клубок». Кродолжает предыдущее упражнение, но теперь участникам предлагается противоположное задание. Они - одно целое, один организм, и задача состоит в способности чувствовать и поддерживать движения партнеров, при этом, пытаясь ненавязчиво направлять движение этого «общего тела».
«Ведущий и ведомые». Выполняется в конце занятия с целью расслабления и снятия напряжения у учащихся. Группа выстраивается в ряд, один из участников становится ведущим, а остальные - ведомыми. Ведомые стараются повторить все движения ведущего. Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.
Во время проведения пластического тренинга ведущий следит, чтобы учащиеся не повторяли заученные движения, не придумывали красивые, эффектные позы, добивается спонтанного реагирования тела на предлагаемые обстоятельства.
Все предлагаемые упражнения можно исполнять под музыку, при этом она не должна быть навязчивой и ярко выражено ритмичной. Темп музыки зависит от конкретного задания, музыка должна только лишь создавать определенное настроение. Ведущему необходимо следить за тем, чтобы участники (слабослышащие дети) не пытались двигаться именно в ритме музыки, если этого не происходит, следует первоначально исполнять этюды без музыкального сопровождения.

Назад Оглавление Далее