aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Социально-психологическая реабилитация и психотерапия

Почему театр? (Драматерапия как метод творческой реабилитации) Пчелина О. В. Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Почему театр? (Драматерапия как метод творческой реабилитации)
Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола Детско-юношеская общественная организация «Зеркало» Пчелина О. В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальных наук и технологий
МарГТУ, директор ДЮОО «Зеркало»

Для более глубокого познания действительности детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо не только наблюдать за различными явлениями и событиями, но и практически действовать с предметами, выявлять их свойства и особенности, связи и отношения между ними. К группе практических методов социально-психологической реабилитации относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, информационные технологии, игры, элементарные опыты, моделирование. В практике социальной реабилитации широкое применение находят специальные виды помощи и, прежде всего, игротерапия (метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры) и арт-терапия (терапия искусством). Таким образом, можно говорить о том, что творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой составляющей социальной реабилитации инвалидов.
По мнению психолога Л. С. Выготского, ребенок реализует свои желания в игре. Вырастая из мира предметов, он стремится овладеть новыми знаниями, обращает внимание на мир взрослых, их деятельность. Но, желая действовать в этом мире взрослых, ребенок не может реализовать свои желания, так как он еще мал и не имеет необходимых знаний, умений, навыков. Отсюда и возникает игра, эта «иллюзорная реализация нереализованных желаний». Что ставит игру так высоко над всеми другими видами деятельности? Согласно И. Хейзинги, игра старше культуры. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам, а музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях. Игра, как таковая, перешагивает рамки чисто физической деятельности, это содержательная функция со многими гранями смысла. В игре «подыгрывает», участвует нечто такое, что превосходит непосредственное стремление к поддержанию жизни и вкладывает в данное действие определенный смысл. Всякая игра что- то значит, игра - форма деятельности, ее содержательная сторона, несущая смысл, и как социальная функция.
В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он еще не может войти из-за сложности ее явлений и интересов. В игре же уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями. В игре ребенок познает окружающий мир. Игра развивает его мышление, чувства, волю, формирует взаимоотношения со сверстниками.
Один из важнейших психологических компонентов игры - воображение. Именно под влиянием воображения имеющиеся знания комбинируются, реальные знания и представления переплетаются с выдумкой и фантазией. Воображение находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Чем богаче опыт маленького человека, тем больше материала, которым располагает его воображение. Отсюда следует вывод: мышление и воображение взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Игровая ситуация требует от каждого ребенка определенной способности к коммуникации. Игры позволяют чувствовать себя в присутствии других людей достаточно свободно, не испытывать какого-либо страха. Сценическая игра отделена от жизни определенными границами, в то же время она сохраняет связь с жизнью, не столько в теории, сколько в реальных поступках. В игре все изображается реально: чувства, мысли, способы поведения и реагирования. Для человека игра является не только полезным, но и основополагающим видом деятельности, позволяющим создавать новые миры. Потребность в игре - важнейшая характеристика человека, ведь игра представляет собой один из основополагающих факторов организации психических процессов, иными словами, она упорядочивает наше мышление и чувства.
Искусство живого театра доступно всем: уроки театральной педагогики дают детям творческую смелость, веру в свои силы, упражняют и тренируют память, внимание, воображение. Ребенок учится контролировать свое поведение, а также тому, чего всегда не хватает - общению. Театр - это искусство чутких людей. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их взаимодействии - те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия. В театральной педагогике имеется много упражнений, требующих от ребенка отличного поведения, но сделать это театральное действо можно только посредством живых, убедительных, совершаемых у всех на глазах действий детей, отличающихся одно от другого тонкостями мимики, жестов, пластики.
Одним из современных методов творческой реабилитации является драматерапия. Драматерапевтический подход применим в самых разных условиях - на базе социальных, реабилитационных центров и т.п. Гибкость драматерапии строится на фундаментальной закономерности, а именно - на способности творческого воображения преображать и гуманизировать мир, в котором мы живем. Драматерапия основана на активности воображения, она является уникальным средством продуктивного, творческого взаимодействия с хаосом, благодаря чему удается достичь глубоких изменений в установках и мироощущении участников.
Драматерапевты используют искусство театра, прежде всего, для достижения изменений в состоянии человека и его отношениях с окружающим миром, учитывая существующий социальный контекст, надеясь найти ту формулу изменений, которая в наибольшей мере ему отвечает. Если активностью воображения и приносящей удовольствие игрой драма связана с нашей собственной реальностью и реальностью других людей, она неизбежно приводит к изменению этой реальности. Это объясняется ее способностью снимать эмоциональное напряжение и способствовать разрешению психологических конфликтов. Немаловажную роль при этом играет возможность установления контактов с другими людьми. Без воображения не может быть драмы, и для того, чтобы воображение привело к исцелению, оно должно быть определенным образом сконструировано.
Поскольку драматерапия основана на творчестве, она обязательно предполагает активность воображения. Она приводит к созданию таких условий, когда люди проявляют свой творческий потенциал, используя имеющиеся в группе материалы и возможности. В драме применяется закон перевоплощения, применяется сознательно, целенаправленно и эффективно, а также, чтобы утвердить личную реальность и дать возможность членам группы получить трансформирующий опыт, не разрушив при этом «Я» каждого, используется воображение всех членов группы. Нарушения поведения корректируются благодаря восстановлению баланса в реакциях человека на реальные жизненные ситуации, а отнюдь не в связи с заменой одних поведенческих паттернов другими. Это составляет суть драматерапии как лечебного средства и позволяет объяснить ее высокую эффективность в разных сферах практического применения. Драматерапия связана со снятием одной маски и надеванием другой. Человек сбрасывает психологическую маску и надевает драматическую, призванную не скрывать, а, наоборот, раскрывать человеческие чувства.
Драматерапия учит пониманию. Ее способность исцелять основана на том, что она помогает устанавливать контакты и взаимодействовать с другими людьми. Ребенок с инвалидностью может быть так же способен и талантлив, как и его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Задача реабилитационных мероприятий - развитие творческой активности и адаптация ребенка к среде, в которой он живет, формирование личности ищущей, активной, творчески мыслящей, принимающей нестандартные решения в критических ситуациях.

Назад Оглавление Далее