aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Физкультура

Социально-бытовая адаптация, Коррекционная педагогика и психология

Обучение грамоте с применением компьютера Нигматулина А. Н. Удмуртская Республика, г. Ижевск

Удмуртская Республика, г. Ижевск МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 69» Нигматулина А. Н., педагог дополнительного образования

Несколько лет назад мне предложили работать в детском саду с детьми с ограниченными возможностями в качестве педагога дополнительного образования компьютерного кружка. Недолго думая, я согласилась. Основная задача, как мне тогда казалось, стояла передо мной несложная - развитие мелкой моторики. В одном я была неуверенна - выдержу ли морально? Ведь мне предстояло работать с необычными детишками с тяжелым недугом - детский церебральный паралич (ДЦП).
Первый день очень волновалась: как встретят, как воспримут меня мои будущие подопечные, смогу ли принять их я? Первое впечатление так важно в будущей работе. Но, войдя в группу, я увидела множество детских глазенок: озорных и грустных, хитрых и лукавых, умных и проницательных, смотрящих на меня с большим любопытством. В глубине души что-то щелкнуло. Это не было чувством жалости или чувством сострадания. Я просто поняла, что хочу и могу помочь этим ребятишкам.
Не секрет, что социальный статус инвалида и сегодня ассоциируется с такими понятиями как «беспомощный», «ограниченный», «неполноценный». Здоровые дети и взрослые воспринимают сверстников-инвалидов по-разному: жалеют, не замечают, а иногда откровенно смеются. Какой отпечаток накладывают ограниченные жизненные возможности на личность ребенка!
Имея к тому времени богатый пятнадцатилетний опыт работы в начальной школе, я приняла решение разработать программу «Особый ребенок» для детей с диагнозом детский церебральный паралич.
Ведущими в клинике этого недуга являются двигательные нарушения, характеризующиеся центральными параличами определенных групп мышц, расстройствами координации, гиперкризисами. Двигательные нарушения часто сочетаются с речевыми и психическими расстройствами.
В начале учебного года в группах была проведена диагностика, благодаря которой дети были поделены с учетом возрастных и медицинских показателей на три группы: с высоким, средним и низким уровнем развития. Таким образом, появилась программа, рассчитанная на 3 года обучения, которая, опираясь на традиционные методики, позволяет обучать детей с диагнозом ДЦП грамоте с применением компьютера. Возраст детей 5 - 7 лет.
В основу программы положены разнообразные формы и приемы, которые в комплексе дают прекрасные результаты.
Для запоминания образа буквы я использую метод конструирования из палочек, лепку из пластилина, метод сравнения («На что похожа буква?»), метод поиска буквы в тексте (игра «Буква спряталась»).
При обучении грамоте моими помощниками являются магнитная доска, (где «буквы играют в догонялки»), слоговая линейка, (где ребенок ищет буквы, а затем поет, сливая их в открытый или в закрытый слог). И, конечно же, компьютер! Во-первых, работа на нем хорошо активизирует внимание, замечательно развивает мелкую моторику и фонематический слух и, конечно, самое главное, прекрасно помогает закрепить материал. На нем мы проделываем то же самое, что и на магнитной доске: сначала печатаем буквы, затем слоги, слова и, наконец, предложения.
Благодаря многократному повторению материала за счет всех перечисленных выше средств ребенок быстро овладевает навыками чтения и начинает читать. Появляется вера в свои силы и возможности. Порой наши детишки, вчера еще совсем беспомощные, сегодня, проезжая в транспорте, начинают читать родителям все вывески подряд, приводя их тем самым сначала в недоумение, а затем в восторг.
Мир вступил в третье тысячелетие. Уже сейчас нужны подготовленные для работы в новых условиях люди. Надобность в них станет еще более актуальной в самое ближайшее время. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения в специальную педагогику необходимо внедрять новые информационные технологии. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия они способствуют развитию психических процессов у детей с ДЦП, развитию личности ребенка в целом, повышают качество его обучения. Разрабатывая программу, я не ставила каких-то высоких целей. Программа нацелена на то, чтобы заинтересованностью и успехом пробудить в ребенке веру в свои силы, снять напряженность, что будет способствовать поддержанию активного, комфортного состояния. Все выше сказанное поможет детям с ограниченными жизненными возможностями сформировать стойкие мотивы, ориентированные на активный образ жизни, социальную адаптацию в обществе.
Занятия организуются таким образом, чтобы возникшие трудности в выполнении задания оказались преодоленными, а поставленная цель - достигнутой. Благодаря переносам учебного материала на жизненные ситуации легко воспринимаются мудреные правила произношения и написания.
Параллельно идет изучение детьми компьютера. Всем известно, как мечтает каждый ребенок, хотя бы прикоснуться к компьютеру. Не является тайной и тот факт, что научить малыша самым элементарным навыкам чтения и письма, при этом, не утомив его, не отбив желание учиться дальше, - целое искусство. Как привить ему аккуратность и усидчивость, необходимые для этого дела? Здесь нужна какая-то дополнительная мотивация. Почему бы не использовать в качестве таковой столь желанные клавиатуру и монитор.
На занятиях дети учатся работать «мышкой», задавать программу, печатать, играть в развивающие игры. Печатание предлагается для лучшего запоминания образа буквы, для развития внимания и памяти, мелкой моторики, для поддержания интереса. Развивающие игры - некий «стимулятор» в обучении. Это красивые детские квесты с элементами обучения, куда входят игры: «Веселая азбука», «Баба-Яга учится читать», «Учись рисуя» и многие другие. Их можно вкраплять во время занятия в виде смены вида деятельности, если они соответствуют теме занятия, так как программа предусматривает смену вида деятельности каждые 5 - 7 минут, либо в конце занятия в качестве поощрения. Компьютерные технологии - особое направлении в работе с ребенком, способное помочь его развитию, а может и навредить. Все зависит от организации дела. Опыт показывает, что работа на компьютере помогает более эффективно развивать у детей пространственную ориентацию, внимание и точное движение кисти рук. А ведь уровень сформированности мелкой моторики руки у ребенка предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозге формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Развитие мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенка конструкторских, изобразительных и трудовых навыков, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и много другого.
В основу программы положена неразрывная связь мышления и речи со всеми ее компонентами: произношением, звукобуквенным анализом, словарем, грамматикой, фразой, интонацией, развитием мелкой моторики. Грамматическая и фразовая тематика из естественных потребностей речевого общения на данном возрастном этапе отвечает общей задаче звуковой культуры. Знакомство с определенным звуком, отличие его от прочих звуков, последовательное закрепление в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, фразовой речи с опорой на картинки и в самостоятельных высказываниях - все это позволяет осуществить преемственность в работе логопеда, воспитателя и учителя. Способствует утончению, обогащению и упрочению знаний детей благодаря вариативности повторяемого материала.
В конце года диагностика показала, что все дошкольники, прошедшие цикл обучения грамоте с применением компьютера, по основным показателям оказались готовы к школе. Я убедилась в том, что компьютерная грамотность помогает ребенку с диагнозом ДЦП освоить грамоту в обычном понимании этого слова.
Самая высшая награда для педагога - это когда ребенок со вчерашним клеймом «необучаем» сегодня начинает читать свои первые слоги, слова, выделять звуки по твердости и мягкости; звонкости и глухости; печатать на компьютере. Надо видеть полные радости и удивления детские глаза, слышать звонкий смех и восторженное ликование: «Ура! У меня все получилось!» Ради этого стоит жить и работать.

Назад Оглавление Далее