Информация по реабилитации инвалида-колясочника, спинальника и др.
Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека Библиотека

Глава 10. Поездом или самолетом

Летайте самолетами Аэрофлота!
Дурацкая реклама

Представьте себе, рано или поздно настанет момент, когда вам захочется уехать из дома далеко-далеко, так далеко, что на коляске не добраться, а на машине можно, но ее нет или жалко бензина. Собираясь в дорогу в первый раз, вы, естественно, волнуетесь, но еще больше нервничают ваши родные, особенно если вы твердо решили отправиться в путь самостоятельно, без них. Человеку, не привыкшему к ежеминутной опеке, не следует опасаться каких-то неудобств, да и надо ли брать с собой родню, коль вы собираетесь навестить, например, подругу, живущую в другом городе, и речь не идет о помолвке.
Конечно, у самолета для инвалида на коляске много преимуществ перед другими способами перемещения в пространстве, главное из которых — быстрота. Сейчас беспосадочный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский отнимет всего девять часов (но, правда, и пенсию за год). Другое удобство: в случае задержки рейса, посадки на запасном аэродроме или пересадки вас так или иначе не бросят на произвол судьбы, а определят, в худшем случае, в медпункт, который существует при любом аэропорте, а в лучшем — в какую-никакую, но гостиницу. Мои друзья постоянно летают в одиночку из Ташкента, Бишкека, Красноярска и даже Магадана в Москву и Симферополь и обратно — и ничего, не жалуются. Иным удается разжалобить свою местную авиакомпанию на льготный (за полцены или совсем на халяву) билет.
Но вот билет в кармане. Накануне, если вас беспокоит эта сторона жизнеобеспечения, очистите кишечник, а утром и днем примите по одной таблетке мочегонного средства (например, фуросемида) — оно изрядно подсушит ткани организма, а почки, поработав с двойной нагрузкой, захотят на завтра взять выходной и станут лениво вырабатывать не более 10—20 граммов мочи в час. Так как диурез при нервном волнении увеличивается, утром в день отъезда можно принять таблетку успокоительного, выпить немного валерьянки или пустырника, а позавтракать двумя-тремя ломтиками селедки или другой соленой рыбы, что окончательно обезопасит вас от неожиданностей в дороге — ведь соль тормозит мочеотделение. Чтобы чувствовать себя совсем раскованно и не думать о грустном, может быть, все-таки стоит нацепить галстук.
В аэропорту обратитесь в медпункт. Там вас должны зарегистрировать и будут нести ответственность за оформление, досмотр багажа и посадку. Обычно инвалидов заранее подвозят к трапу самолета на машине скорой помощи, а в салон поднимают носильщики на руках. Они с большой охотой примут чаевые, так что приготовьте две одинаковые бумажки. Как правило, стюардессы бывают догадливы и усаживают вас на удобное кресло в самом начале салона у иллюминатора, но при длинном, продолжительном рейсе лучше сесть в крайнее кресло поближе к туалету. Поскольку вас посадят раньше основной массы пассажиров, у вас будет достаточно времени, чтобы привести себя в порядок. В сумке вместе с предметами первой необходимости для подстраховки предусмотрите банку с плотной крышкой.
Экипаж без напоминания вызывает в аэропорту прибытия санитарную машину к борту, но редко догадывается пригласить носильщиков, из-за чего приходится долго сидеть в опустевшем салоне, коротая время с уборщицами, пока водитель машины не разыщет неуловимых силачей. Поэтому в самом начале полета следует ненавязчиво разъяснить этот момент стюардессе, а для страховки — заранее договориться с двумя крепкими попутчиками, чтобы они опустили с трапа сначала коляску, а потом и вас самого.
Не смущайтесь, когда, несмотря на все приготовления, необходимость в посещении туалета все же не отпала. Попросите стюардессу найти двух рослых мужиков. Обхватите их за плечи, и они волоком доставят вас на место. Насколько раскованны в этом отношении инвалиды-иностранцы, мне пришлось убедиться во время возвращения из Петропавловска-Камчатского после международных соревнований по лыжам в апреле 1992 года. Американскому горнолыжнику Кирку Пархурсту внезапно понадобилось в туалет. (Надо сказать, что, как и европейцы, американские спинальники не сдерживают себя ни в чем и пьют пиво прямо перед полетом, целиком доверяя отечественной резине.) Кирк — спинальник с поражением поясничного отдела, с коляски он не встает, хотя бедра у него чуть-чуть работают. Он очень подвижный, самостоятельный, немного суховатый в общении парень лет тридцати. В самолете Кирк не стал никого звать на помощь, хотя рядом сидели русские шерпы (помощники — на горнолыжном жаргоне), а просто спустился в проход между креслами и на заду шустро доскакал до туалета, подтягивая ноги руками. На меня это произвело сильное впечатление, тем более, что я не был уверен, является ли такой способ передвижения в самолетах общепринятым в Америке. Более того, у меня возникло предположение, что это была чистая импровизация, потому что в каждом Боинге существуют специальные туалеты для инвалидов, а также узкие кресла-волокуши, пересев в которые, можно протиснуться вдоль прохода.
В свое время я написал подробное письмо на имя министра гражданской авиации с предложениями о самых крайних мерах по улучшению обслуживания инвалидов в наших аэропортах и самолетах. Там были упомянуты и эти салазки, и туалеты с широкими дверьми в залах ожидания, и более просторные номера в гостиницах, и некоторые другие не столь серьезные переделки, решаемые на уровне дяди Васи и бутылки. Прошло не более полутора лет, как мне позвонили из киевского проектного института и радостно сообщили, что эти проблемы поставлены в тематический план и будут решаться при проектировании новых аэропортов. Я понял, что нас еще долго будут носить на руках подвыпившие дядьки и долго еще мы будем суетиться со своими баночками, бутылочками и тряпочками, так что наберитесь терпения, опыта и мудрости, чтобы не переносить зло на страну и народ, ее населяющий. А пока — летайте самолетами Аэрофлота!
Но вот вы добрались до места назначения, и вас посадили в машину. Не заезжая в медпункт, водитель сможет подвезти вас к диспетчерскому пункту на стоянке такси, и если вы обратитесь к диспетчеру, то таксистам от вас будет трудно отвертеться. Прилетев глубокой ночью, отправляйтесь ночевать в медпункт и закажите машину из службы перевозки, которая обязана бесплатно отвезти вас в другой аэропорт (если он в городе не один), городской аэровокзал или в любое медицинское учреждение. Саше Бочкареву из Братска удалось уговорить перевозку бесплатно доставить его из аэропорта Быково в Москве в гостиницу спортивного комплекса Крылатское, где мы проводили сборы по лыже-санному спорту. Зимой 1993 года спортсмены-колясочники без сопровождающих добрались из аэропортов до места на экспресс-автобусах, что значительно облегчило и удешевило организаторам их встречу.
Родители моего соседа Виктора 3. живут в Донбассе. Он собрался было навестить отчий дом впервые за последние несколько лет, но сильно пригорюнился, когда узнал об очередном повышении цен на авиатранспорт.
— Поезжай поездом, — подсказал я Виктору.
Он немало удивился, так как никогда в новой жизни по железной дороге не ездил. Конечно, если есть лишние сотни тысяч рублей, никто не отговаривает вас от полета. А если с деньгами напряженно, то на небольшие расстояния вполне можно отправляться и на поезде. Как-то четверо колясочников в одном купе без сопровождающих прокатились из Москвы в Петербург: спинальники разместились внизу, а более подвижные ампутанты взобрались на верхние полки. Переночевали мы без проблем, а вот когда выяснилось, что нас никто не встречает и в опустевшем вагоне мы остались одни, не считая проводницы, которая запугала нас отходом на запасные пути, то пришлось посуетиться. На коляске через второй, более просторный проход (в котором нет бойлера), одному из нас удалось выкатиться на перрон, чтобы организовать эвакуацию остальных. Воодушевленные этим опытом, мы потом предпринимали и двухдневные переезды, а тот же Саша Бочкарев, наверное, поставил рекорд, путешествуя с пересадкой из Братска в Саки в течение пяти суток.
Вообще коляска стандартной ширины в тамбур не вписывается, и проще всего заносить инвалидов на закорках, так как двоим носильщикам очень тесно в проходе. Коляска в сложенном виде помещается на верхнюю багажную полку купейного вагона. Труднее загружаться с низкой платформы, но даже на крупных железнодорожных станциях высокая платформа сооружена только на первом пути, где останавливаются самые престижные поезда. Имейте это в виду, когда будете покупать билет. Берите билет в средние вагоны и в первое, ближнее к выходу, купе. В купе, конечно, ехать удобнее, но Валентина П. неоднократно путешествовала в обычном плацкартном вагоне. Она берет с собой длинную и широкую простыню и использует ее как занавеску, отгораживаясь от соседей, если это бывает необходимо. Когда я езжу в купе, то просто прошу попутчиков выйти на несколько минут. В большинстве случаев они оказываются смышлеными людьми. Существуют также вагоны СВ с двухместными купе, но билеты в них вдвое дороже.
Год назад на Павелецкий вокзал Москвы прикатил вагон, который Воронежский вагоноремонтный завод оборудовал специально для перевозки колясочников. Расширенное купе на двоих (нижняя и верхняя полки) находится рядом с просторным туалетом. Стульчак оснащен приспособлением для пересаживания, раковина занижена. Жаль, что пока вагон не снабжен подъемником, а высокие платформы есть только в Москве и в Воронеже, между которыми этот вагон курсирует. Правильнее было бы пустить его в Симферополь или в Евпаторию, но эти города для нас заграница, со своей железной дорогой и своим подвижным составом.
Еще новость: по заказу Министерства путей сообщения России в Германии сработан опытный образец такого же вагона, но с подъемниками в обоих тамбурах. Он проходил апробацию в Москве, и заказчик дал добро на серию таких вагонов. Так что скоро, глядишь, будем путешествовать с комфортом.
На вокзалах, как и в аэропортах, есть медпункты, куда начальник поезда может заблаговременно отправить телеграмму с просьбой встретить вас на станции назначения — надо только сразу же сказать об этом проводнику.
Если вы отправляетесь на лечение на курорт и проезд оплачивается, знайте, что вам обязаны оплатить и проезд сопровождающего (а если вы лежачий больной или очень грузный, то и двух), в оба конца, причем им должны оплатить также возвращение домой после вашей доставки на место и выезд снова за вами, то есть в общей сложности — до десяти билетов. Правда, при этом сопровождающим, едущим без вас, обеспечивают только самый дешевый вид транспорта, без скорости и купейности, но зато оплатят суточные в пути.
Кроме воздушного и железнодорожного транспорта, существует еще и водный, самый приятный вид путешествия. Может быть, я ошибусь, но первым, кто на коляске отважился на водный круиз, была женщина — ленинградка Алла Зельдович, прокатившаяся по Волге по традиционному маршруту Москва — Астрахань — Москва. Она с восторгом описывала эту поездку. Конечно, у них с мужем была отдельная каюта, выходившая на палубу, конечно, супруг — не случайный помощник и не казенный служащий, конечно, они не считали каждую копейку, но все же для женщины это был поступок, а по тогдашним временам, можно сказать, подвиг. Алла не просто сидела в каюте и на палубе, дыша свежим волжским ветерком, — в каждом городе по пути они брали такси и отправлялись на экскурсию, после чего делились впечатлениями с остальными туристами, которых возили на автобусах.
На черноморских лайнерах неоднократно ходили из Ялты в Сочи и Батуми Дмитрий Синюков и Николай Корзенев. В 1975 году я спрямил путь из Одессы до Ялты по морю. Для Черноморского пароходства это, по-видимому, был первый случай, когда они имели дело с инвалидом на коляске, поэтому помощник капитана предложил мне перебраться с нижней палубы с общими креслами, куда по неосмотрительности был куплен билет, в отдельную двухместную каюту и даже отказался взять разницу в стоимости. Вечером я сидел в баре, а машина отдыхала в трюме, дожидаясь новой встречи с крымскими дорогами.
В 1989 году команда Московского автоклуба инвалидов из пяти экипажей была приглашена болгарскими друзьями на традиционное ралли в город Варну, и мы со своими машинами добирались в Болгарию из Одессы на пароме Герои Шипки. Из десяти человек в команде трое были на колясках. Годом позже Сергей Иванов и Николай Саватеев купили путевки на круиз по Средиземному морю. Они погрузили с собой и машины, но формальности в портовых городах оказались столь сложными, что им так и не удалось осквернить выхлопными газами девственную среду Мальты, Испании и Греции. Сейчас, когда пишутся эти строки, группа колясочников из московского клуба Контакты бороздит воды Эгейского моря.
Я перечисляю примеры с одной целью — чтобы ребята, которым предстоит жить в колясках, знали: для них не должно быть ничего недоступного. Всем, чем пользуются остальные, могут воспользоваться и они. Нет больших препятствий и для переезда из города в город на автобусе или электричке. Петр Симоненко постоянно мотается в Москву и обратно из города Пущино, а это сто пятьдесят километров от столицы. Сам я ездил из Сак в Симферополь на электричке, а из Симферополя в Ялту на междугородном троллейбусе, не слезая с коляски, благо широкие двери позволяют сравнительно легко двум мужчинам затащить ее в тамбур. По моим стопам на Южном берегу Крыма побывали сибиряки Саша и Миша, отдыхавшие летом в Саках.
Не в обиду москвичам, должен заявить, что они избалованы личными автомашинами, а те, кто их не имеет, не мыслят иного способа передвижения по городу, как на такси или в группе на заказном автобусе. (Кстати, мэрия Москвы недавно закупила пять ПАЗиков с подъемниками, есть такие автобусы и в собственности богатых районных обществ инвалидов.) Признаюсь, сам только несколько раз спускался в метро, осваивать же его начали приезжие. Всегда поражался свободе и самостоятельности Юрия Баусова, шейника из Казахстана, который, учась в Московском университете, постоянно, в любую погоду разъезжал по всей Москве в метро еще лет десять тому назад. Сейчас метро не проблема для Ирины и Петра Талеренков, колясочников из Новосибирска, которые временно живут в московском доме-интернате. Петербургский спортсмен Сергей Окулов, не имея машины, ездит на ежедневные тренировки на метро. Другие гонщики, приезжая в Москву на сборы или соревнования, также обходятся метрополитеном, и при этом волокут за собой спортивные коляски с багажом. Конечно, без помощи посторонних у них бы ничего не получилось: при подъеме на эскалаторе надо страховать коляску сзади, а при спуске направить и помочь на выкате с утопающих ступеней. На лестницах в переходах тоже не обойтись без участия прохожих, но все приемы ребятами отработаны, и серьезных проколов пока не было. Московский метрополитен, выполняя указ Президента, грозится в будущем соорудить лифты для спуска колясок под землю, а сейчас начал проектировать в головных вагонах поездов специальные отсеки для инвалидов с трапами и сигнализацией, хотя я не вижу в этой дорогостоящей затее большой нужды.
Так или иначе, но метро становится все более доступным для колясочника благодаря постепенному разрушению психологических барьеров. Мне даже пришло в голову составить путеводитель по Москве для инвалидов-опорников, собрав в нем сведения о длине эскалаторов, лестниц и переходов на всех станциях, что облегчило бы выбор оптимального маршрута. В Москве для этого нужно создать целую программу, а в других городах, где есть одна-две линии метро, опубликовать в местной прессе такую схему было бы куда проще. Это подтолкнуло бы часть колясочников к использованию подземки. А можно бы начать с ночной экскурсии по всему метро, привлечь к этому городские власти, журналистов и группу поддержки из воинской части... Уверен, что такая акция не просто расширит возможности передвижения по родному городу, но для многих станет настоящим открытием его с новой стороны.
С городским троллейбусом дело обстоит сложнее. Во-первых, высоки ступени, во-вторых, мешают стойки-перила посередине дверей, в-третьих, мал выбор помощников на остановках и тесновато в пути. Но на конечных остановках, когда нет спешки, можно сначала перебраться с посторонней помощью самому на сиденье, а потом погрузить сложенную коляску. В Москве однажды, а в Симферополе часто ездил на городском троллейбусе, причем сидя в рычажке, что требовало помощи четверых молодцев.
Мы сами должны искать и находить новые возможности и пути. Дорогу осилит идущий! А также едущий и летающий...

Назад Оглавление Далее

Популярные материалы Популярные материалы