aupam.ru

Информация по реабилитации инвалида - колясочника, спинальника и др.

Библиотека

Приложение III Словарь терминов

Абдукция – движение отведения конечности от средней линии тела.
Абнормальный – неправильный (о положении тела, движениях и т.д.).
Автоматические реакции см. Равновесие, Защитные реакции, Выпрямительные реакции.
Агнозия – дефицит восприятия, при котором человек не способен узнавать соотношение различных сенсорных стимулов. Например, не может узнать какой-то объект как соотношение его конкретного зрительного образа, звуков, фактуры.
Аддукция – движение приведения конечности к средней линии тела.
Активные движения – целенаправленные произвольные движения, которые выполняются для достижения какой-то цели и выполнения какой-то определенной задачи.
Асимметричный шейный тонический рефлекс – рефлекторное выпрямление руки и ноги на той стороне тела, к которой повернута голова человека, и сгибание конечностей на противоположной стороне.
Асимметрия – состояние, при котором одна половина тела отличается от другой по каким-то признакам.
Ассоциативные реакции (движения) – патологические двигательные реакции в виде чрезмерного повышения мышечного тонуса или неконтролируемых движений в других частях тела, которые возникают при попытке выполнить какое-то движение. В русской научной литературе часто используется термин синкинезии".
Астереогноз – нарушение восприятия размера, формы, вида или структуры объекта.
Атаксия – состояние, которое характеризуется неустойчивостью тела в вертикальном положении, нарушением размеренности, направленности и качества движений. Движения некоординированные, походка пошатывающаяся (пьяная").
Атетоз (атетоидный гиперкинез) – один из видов гиперкинеза. Характеризуется медленными непроизвольными червеобразными движениями, часто более выраженными в дистальных отделах конечностей.
Атрофия – потеря, гибель клеток (мышечных или нервных).
Аудиометрия – оценка слуха.
Афазия – отсутствие способности говорить, или полная потеря речи, или выраженное нарушение речи, связанное с поражением центров речи" в головном мозге.
Баланс см. Равновесие.
Билатеральный – относящийся к обеим сторонам тела, к способности пересекать конечностями при движении среднюю линию тела и вовлекать обе стороны тела в выполнение какого-то действия. Например, способность удерживать предмет по средней линии тела двумя руками, дотягиваться правой рукой до предмета, который лежит на полу у левой ноги, или просто ходить – это билатеральные навыки.
Вальгус (вальгусное положение стопы) – отклонение стопы наружу с опорой преимущественно на внутренний край стопы.
Варус (варусное положение стопы) – отклонение стопы внутрь с опорой преимущественно на наружный край стопы.
Вестибулярный аппарат – работа вестибулярного аппарата влияет на способность сохранять стабильное положение тела в пространстве и на постуральный мышечный тонус. Воспринимающие рецепторы вестибулярного аппарата находятся во внутреннем ухе.
Восприятие формы – способность воспринять целое и части, из которых состоит целое.
Восприятие цвета – различение и распознавание оттенков и насыщенности цвета.
Выпрямительные реакции – автоматические реакции, которые влияют на поддержание головы в нормальном (по отношению к телу) положении таким образом, что, когда мы двигаемся, голова сохраняет вертикальную ориентацию, а рот расположен горизонтально. Выпрямительные реакции лежат в основе любой двигательной активности человека.
Гемиплегия (гемиплегическая форма церебрального паралича) – одна из разновидностей спастической формы церебрального паралича, при которой двигательные нарушения выражены только на одной стороне тела, например спастичность проявляется в правой руке и правой ноге.
Гиперкинетическая форма церебрального паралича – одна из форм церебрального паралича, которая характеризуется непредсказуемыми изменениями мышечного тонуса, нарушением постурального контроля, что вызывает непроизвольные и неконтролируемые движения (гиперкинезы). Непроизвольные движения становятся более выраженными при попытке выполнить какое-то движение или при эмоциональном напряжении, в состоянии покоя они выражены минимально.
Гипертонус – повышение мышечного тонуса (спастичность).
Гипотонус – понижение мышечного тонуса (низкий тонус).
Глазодвигательная координация (координация глаз—рука) – способность координировать зрение и движение.
Действие силы тяжести (земного притяжения) – в обычной жизни мы не замечаем действие силы тяжести, но оно влияет на все движения человека с самого его рождения.
Деформации – состояние, при котором все тело или какая-то его часть фиксированы в абнормальном (неправильном) положении.
Дизартрия – нарушение речи, связанное с нарушением артикуляции. Речь медленная по темпу, прерывистая и монотонная, звуки произносятся неправильно.
Дизлексия – нарушение понимания или воспроизведения написанных символов; проявляется при чтении.
Диплегия (диплегическая форма церебрального паралича; спастическая диплегия) – одна из разновидностей спастической формы церебрального паралича, при которой двигательные нарушения сильнее выражены в нижних конечностях, чем в верхних.
Диспраксия – нарушение, которое характеризуется трудностями в планировании целенаправленных действий, в том числе движений, и в использовании конкретных действий в конкретной ситуации.
Дистальный – наиболее удаленный от тела (об отделах конечностей).
Защитные реакции – автоматические реакции, которые обеспечивают защиту тела и головы при внезапной потере равновесия. Например, неожиданно падая, мы выставляем вперед руки и опираемся на них – это передняя защитная реакция.
Зрительная организация – способность осмотреть объект целиком и проследить за его перемещением в пространстве.
Зрительная память – способность сохранять и воспроизводить информацию об объекте (о его форме, цвете, размере и положении в пространстве) уже после того, как он осмотрен.
Жесты – движения, которые используются для коммуникации (общения) между людьми.
Интеллект – способность понимать мир, воспринимать и анализировать информацию об окружающей среде.
Кинестезия (кинестетическая чувствительность) – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела.
Клонус – ритмичные подергивания, которые возникают в спастичных мышцах после их быстрого внезапного растяжения. Например, клонус стопы можно вызвать, если быстрым движением разогнуть стопу в голеностопном суставе выпрямленной ноги.
Ключевые точки – определенные точки на теле человека, воздействуя на которые, можно влиять на постуральный мышечный тонус и движения. Воздействие на ключевые точки, которые расположены более проксимально (ближе к средней линии тела), позволяет ребенку сохранять более правильное положение дистально расположенных частей тела, в этом случае более дистально расположенные части тела остаются свободными для движений. Кроме этого, воздействие на ключевые точки позволяет не допустить проявление неправильных (патологических) образцов движения.
Когнитивный – относящийся к познавательным процессам и обучению.
Кондуктивная тугоухость – потеря слуха, которая связана с блокированием слухового прохода (например, серной пробкой) или воспалениями в среднем ухе (средними отитами).
Контрактура – стойкое ограничение подвижности в суставе.
Контрлатеральный – относящийся к противоположной стороне тела (обычно о конечностях).
Контроль за положением головы – способность анализировать и произвольно изменять положение головы в пространстве.
Концентрация внимания – способность удерживать внимание на каком-то задании, его понимании и выполнении.
Координация движений – способность выполнять движения согласованно, с правильным чередованием стереотипных образцов движения в различных частях тела. Например, координация движений при ходьбе характеризуется попеременными стереотипными, повторяющимися движениями ног и рук.
Крупная моторика – спонтанная двигательная активность, в которой участвует все тело человека.
Ладонный захват – захват предмета, при котором предмет прижат к ладонной поверхности кисти двумя, тремя или четырьмя пальцами.
Мелкая (тонкая) моторика – движения в основном рук и пальцев. Сюда входят: движения, выполняемые, когда предмет захватывают рукой и выпускают; движения пальцами; координация глаз—рука"; пинцетный захват" предмета; рисование и письмо.
Меняющийся мышечный тонус – сочетание высокого и низкого мышечного тонуса. Мышечный тонус постоянно изменяется от более высокого к более низкому.
Мышечный тонус – определенное напряжение в мышцах в состоянии покоя и во время движения; в обычных условиях регулируется без участия сознания. Это напряжение достаточное, чтобы противодействовать действию силы тяжести (например, сохранять вертикальное положение тела), но оно не настолько сильное, чтобы сковывать движения.
Наклон таза – положение таза относительно поясничного отдела позвоночника. Когда туловище, наклоняясь вперед, сгибается в поясничном отделе – таз наклоняется вперед. Когда оно выгибается в поясничном отделе позвоночника – таз наклоняется назад. Если позвоночник полностью выпрямлен в поясничном отделе (нет сгибания ни вперед, ни назад) – таз находится в нейтральном положении.
Нарушения развития – термин, которым обозначают нетипичное развитие ребенка, обусловленное теми или иными нарушениями. Например, развитие ребенка с тяжелым церебральным параличом будет отличаться от развития других детей его возраста из-за двигательных и, возможно, каких-то других нарушений.
Непроизвольные движения – движения, которые не контролируются человеком.
Нистагм – колебательные или скачущие движения глазных яблок.
Образ тела – восприятие частей своего тела. Играет значительную роль в развитии движения и восприятия (перцепции).
Образец (паттерн) движения – любое движение, вне зависимости от того, нормальное оно или абнормальное (патологическое), имеет собственный рисунок" – мышцы сокращаются и расслабляются, те или иные части тела двигаются определенным образом. Большинство людей используют сходные образцы движений, например мы садимся из положения лежа, опираясь на руку сбоку.
Осознание тела – знание схемы" собственного тела, того, из каких частей оно состоит и как эти части соотносятся друг с другом.
Пальцевой захват – захват предмета, при котором предмет удерживается между большим пальцем и одним или несколькими другими пальцами. Например, между большим, указательным и средним пальцами.
Пассивные движения – такие движения, когда взрослый действует" какой-либо частью тела ребенка (например, сгибает ему руку), при этом сам ребенок никакого участия в движении своего тела не принимает.
Патологический – ненормальный" (абнормальный).
Паттерн движения см. Образец движения.
Персеверации – повторения движений, слов или фраз, когда в этом нет необходимости.
Пинцетный захват – захват маленького предмета между большим и указательным пальцами.
Побуждение к действию – обеспечение мотивации, желания выполнить какое-то действие. Например, для того чтобы ребенок потянулся за игрушкой, она должна быть достаточно привлекательной для него, чтобы он захотел выполнить это движение.
Подвывих бедра – частичное смещение (дислокация) головки бедренной кости из вертлужной впадины тазовой кости.
Подошвенное сгибание – движение стопы в голеностопном суставе от туловища (от себя"), при котором носок оттягивается книзу.
Поза – положение тела в пространстве, взаимное расположение частей тела. Любое движение начинается из какой-то позы и заканчивается в какой-то позе.
Понятие пространства – восприятие собственного тела как точки отсчета в пространстве для анализа взаиморасположения предметов: вверху—внизу, над—под, перед—сзади.
Постуральная стабильность (стабильность положения тела) – антигравитационный механизм, который необходим для контролируемого, скоординированного и плавного изменения положения тела в пространстве.
Постуральный тонус – мышечный тонус, который необходим для сохранения положения тела в пространстве и который не препятствует движению; некоторое напряжение мышц в определенный момент времени, которое постоянно изменяется в ответ на движения или изменение позы.
Произвольные движения – движения, которые обусловлены определенными намерениями и связаны с концентрацией внимания.
Проксимальный – наиболее близкий к средней линии тела (об отделах конечностей).
Пронация – поворот руки в локтевом суставе внутрь, ладонью вниз.
Проприоцепция (проприоцептивная чувствительность) – способность воспринимать и анализировать информацию о положении тела в пространстве и движениях, которая поступает от мышц, суставов и вестибулярного аппарата.
Процессы распознавания – процесс организации и интерпретации сенсорных стимулов (звуков, тактильных и вестибулярных раздражителей, кинестетических сигналов и т.п.) – как поступающих извне, так и внутренних", которые поступают от частей тела, мышц, внутренних органов.
Равновесие (баланс) – состояние устойчивости.
Ретракция – смещение какой-то части тела по направлению назад.
Рефлекс-запрещающие образцы (паттерны) – такие положения тела, при которых не действуют патологические рефлексы. Например, если поддерживать голову ребенка с помощью специальной подушки по средней линии и не допускать поворота головы в сторону, то не будет возникать асимметричный шейный тонический рефлекс, и ребенок сможет сохранять симметричное положение тела. См. также Ключевые точки.
Рефлексы – двигательные реакции и положения тела, которые являются ответом на какой-то определенный раздражитель и не контролируются ребенком.
Реципрокные движения см. Содружественные движения.
Ригидность – жестко фиксированное положение тела (тело сковано), при котором существует значительное сопротивление пассивным движениям.
Ротация – движение поворота одной части тела относительно другой. Например, ротация туловища – поворот плечевого пояса относительно тазового или внутренняя ротация в тазобедренном суставе – поворот бедра внутрь.
Сенсомоторная интеграция – при любом движении в мозг поступают различные сенсорные сигналы, которые возникают во время этого движения. Например, во время движения изменяется картинка" перед глазами, возникают определенные тактильные и вестибулярные ощущения. Все эти стимулы обрабатываются мозгом, и информация используется для того, чтобы при необходимости изменить силу, скорость или частоту движений – подстроить" движение под конкретные обстоятельства.
Сколиоз – искривление позвоночника.
Содружественные (реципрокные) движения – попеременные чередующиеся движения в разных группах мышц и разных частях тела. Например, при сгибании руки в локтевом суставе напряжение мышц-сгибателей происходит при содружественном расслаблении мышц-разгибателей, а при ходьбе движения ног сочетаются с движениями рук.
Спастичность (гипертонус) – повышенный мышечный тонус, напряженное состояние мышц. При этом в верхних конечностях наблюдается тенденция к сгибанию, а в нижних – к напряженному разгибанию.
Средний отит – воспалительный процесс в среднем ухе (воспаление среднего уха).
Стереогнозис – способность воспринимать и распознавать форму, размер и/или вес объектов.
Стимуляция – специальные приемы, при которых автоматическое движение вызывается некоторой манипуляцией (например, определенным прикосновением или удержанием ребенка в определенной позе), в отличие от движения, которое выполняется ребенком самостоятельно или в ответ на просьбу.
Супинация – поворот руки в локтевом суставе кнаружи – ладонью вверх.
Тетрапарез (спастический тетрапарез) – одна из разновидностей спастической формы церебрального паралича, при которой двигательные нарушения выражены во всех четырех конечностях. В отечественной научной литературе также используются термины двойная гемиплегия" и, значительно реже, спастическая тетраплегия".
Тонкая моторика см. Мелкая моторика.
Тыльное сгибание – движение стопы в голеностопном суставе по направлению к туловищу (на себя").
Унилатеральный – относящийся к одной половине тела.
Физическая терапия – вид медицинского лечения, когда двигательные нарушения лечат с помощью физических упражнений, мануальной терапии, массажа, а также используя воздействие различных природных факторов (тепла, света, ультразвука, воды и т.д.).
Флексия – движение сгибания.
Фонация – способность произносить звуки при участии голосовых связок.
Хорея (хореоформный гиперкинез) – один из видов гиперкинеза, который характеризуется беспорядочными быстрыми непроизвольными порывистыми движениями, часто выражены в проксимальных (наиболее близких к средней линии тела) отделах конечностей. Ребенок разбрасывает руки, роняет предметы, которые держит в руках.
Целенаправленная активность – программа определенных действий, которая направлена на достижение конкретной цели.
Церебральный паралич – нарушение движений и способности сохранять положение тела в пространстве, которое возникает в результате непрогрессирующего поражения мозга.
Цианоз – голубоватая окраска кожи из-за недостаточного содержания кислорода в крови.
Шкалы развития – инструмент для определения уровня развития ребенка, при этом развитие ребенка сравнивают с развитием большого числа детей его возраста. В результате указывается возраст развития ребенка по различным областям – крупная и мелкая моторика, когнитивная область, развитие коммуникации и т.д.
Эквинус – опора и ходьба на кончиках пальцев ног из-за напряжения или укорочения икроножной мышцы.
Экстензия – движение разгибания.
Язык – внутренняя речь (язык) используется для внутреннего проговаривания и программирования высказываний; импрессивная речь (язык) – для понимания того, что сказано другими; экспрессивная речь (язык) – для выражения наших мыслей, с использованием слов, жестов или написанных символов.

Назад Оглавление Далее